Физика. 9 класс. Самостоятельные и контрольные работы. Марон А.Е., Марон Е.А.

Данное пособие предназначено для организации текущего и тематического контроля в классах, изучающих физику по учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс». В пособие включены самостоятельные работы в двух вариантах к каждому параграфу, тематические контрольные работы к каждому разделу курса физики 9 класса в четырех вариантах и две итоговые контрольные работы — за курс физики 9 класса и за курс физики 7—9 классов также в четырех вариантах. В конце пособия приведены дополнительные самостоятельные работы, позволяющие актуализировать знания по динамике, законам сохранения и волновой оптике.

Физика. 9 класс. Самостоятельные и контрольные работы. Марон А.Е., Марон Е.А.

 

Описание учебника

Самостоятельные и контрольные работы, включённые в общую систему организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяют сформировать такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, самодиагностика и самооценка учебных достижений.
В пособии приведены: 7 контрольных работ в четырёх вариантах к каждому разделу курса физики 9 класса, итоговая контрольная работа за курс физики 9 класса, а также итоговая работа за курс физики 7—9 классов.
В конце пособия даны дополнительные самостоятельные работы по темам: сила упругости, сила трения, работа силы, потенциальная и кинетическая энергия, интерференция и дифракция света, позволяющие актуализировать знания по динамике, законам сохранения и волновой оптике при подготовке к контрольным работам и экзамену.
Всего в комплекте содержится более 500 задач и заданий.
Предлагаемый комплект входит в учебно-методическое обеспечение учебника известного педагога-физика А. В. Перышкина и Е. М. Гутник «Физика. 9 класс», а также может использоваться при работе с учебниками других авторов, в которых рассматриваются соответствующие темы.
Пособие адресовано учителям и учащимся общеобразовательных
школ.
Глава 1 ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ _ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Материальная точка. Система отсчёта
Вариант 1
1. Что называют механическим движением?
2. Космический корабль движется по орбите вокруг Земли. Может ли рассматривать космический корабль как материальную точку: а) космонавт, находящийся на борту этого корабля; б) специалист Центра управления полётами, наблюдающий за движением космического корабля с Земли?
3. Относительно какого тела отсчёта рассматривают движение, когда говорят:
а) лодка плывёт со скоростью 10 км/ч;
б) пассажир идёт по вагону поезда со скоростью 1 м/с?
Вариант 2
1. Какими способами можно задать положение точки?
2. Можно ли считать автобус материальной точкой при определении пути, который он прошёл за 3 ч, двигаясь со средней скоростью, равной 60 км/ч; при обгоне другого автобуса?
3. Укажите, что принимают за тело отсчёта, когда говорят:
а) человек стоит на движущемся эскалаторе метро, поэтому его скорость равна нулю;
б) скорость человека, стоящего на эскалаторе метро, равна скорости эскалатора.
Перемещение
Вариант 1
1. Автобус, двигаясь от остановки, проехал путь, равный 2 км. Достаточно ли этой информации для определения конечного положения автобуса?
2. По заданной траектории движения тела (рис. 1) нарисуйте вектор его перемещения, если начальная точка траектории А, а конечная С.
3. Белка бежит внутри колеса, находясь на одной и той же высоте относительно пола (рис. 2). Равны ли путь и перемещение при таком движении?
Вариант 2
1. Туристы, двигаясь по лесу, прошли 5 км. Достаточно ли этой информации для определения местонахождения туристов?
2. По заданной траектории движения тела (рис. 3) нарисуйте вектор его перемещения, если начальная точка траектории А, а конечная D.
3. На рисунке 4 изображены различные траектории полёта баскетбольного мяча. Равны ли пути, которые пролетел мяч? Равны ли перемещения?
Определение координаты движущегося тела
Вариант 1
1. Тело переместилось из точки А с координатой хг = 20 м в точку Б с координатой х2 = -1 м. Чему равна проекция перемещения тела на ось ОХ? Выполните поясняющий чертёж.
2. Автобус движется из пункта А в пункт Б, имеющий координату хв = 100 м. Определите координату пункта А, если проекция перемещения автобуса на ось ОХ равна 90 м.
Перемещение при прямолинейном равномерном движении
Вариант 1
1. Каждый из участков пути АВ, ВС и CD автомобиль проезжает за 1 ч (рис. 6). На каком участке пути скорость автомобиля наибольшая; наименьшая?
A BCD
Рис. 6
2. Велосипедист, двигаясь равномерно, проехал 40 м за 4 с. Какой путь проедет велосипедист за 8 с при движении с той же скоростью?
3. Постройте графики зависимости проекции вектора скорости на ось X от времени для двух поездов, движущихся навстречу друг другу. Скорость первого поезда равна 100 км/ч, а второго — 120 км/ч.
8
Вариант 2
1. Велосипедист проехал участок пути АВ за 1 ч, ВС за 1,5 ч, CD за 0,5 ч (рис. 7). На каком участке пути средняя скорость велосипедиста наименьшая; наибольшая?
L В С D
Рис. 7
2. Автомобиль, двигаясь равномерно, проехал 100 м за 2 с. Какой путь он проедет за 10 с, двигаясь с той же скоростью?
3. По графику зависимости проекции вектора скорости от времени (рис. 8) определите путь, пройденный телом за 2 с.
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение
Вариант 1
1. Запишите формулу для расчёта ускорения при прямолинейном равноускоренном движении тела.
2. Шарик начинает скатываться по наклонной плоскости из состояния покоя. Начальное положение шарика и его положения через каждую секунду после начала движения показаны на рисунке 9. Как движется шарик — равномерно или равноускоренно? Сделайте рисунок, на котором укажите направление векторов скорости и ускорения шарика.
10 см
Рис. 9
3. Скорость поезда за 20 с увеличилась с 15 м/с до 20 м/с. С каким ускорением двигался поезд?
Вариант 2
1. Как изменяется скорость автомобиля, если он движется с ускорением 5 м/с?
2. Шарик бросили вертикально вверх с начальной скоростью Vq. Начальное положение шарика и его положения через каждую секунду после начала движения показаны на рисунке 10. Как движется шарик: равномерно или равноускоренно? Сделайте рисунок, на котором укажите направление векторов скорости и ускорения шарика в каждой обозначенной точке.
3. Каково ускорение автомобиля на некотором участке пути, если его скорость за 10 с возросла на 10 м/с?
На рисунке 11 представлен график зависимости модуля вектора скорости от времени при прямолинейном движении тела. Чему равен модуль вектора начальной скорости тела? С каким по модулю ускорением движется тело?
3. На рисунке 12 представлен график зависимости модуля вектора скорости от времени при прямолинейном движении тела. Чему равен модуль вектора начальной скорости тела? С каким по модулю ускорением движется тело?
Рис. 12
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении
Вариант 1
1. Лыжник спускается с горы за 25 с, двигаясь с постоянным ускорением 0,4 м/с2. Определите длину горы, если известно, что в начале спуска скорость лыжника была равна 18 км/ч.
2. Автомобиль, движущийся со скоростью 20 м/с, остановился при аварийном торможении через 5 с. Чему равен тормозной путь автомобиля?
3. По графику зависимости проекции вектора скорости от времени (рис. 13) определите путь, пройденный телом за 40 с.
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости
Вариант 1
1. Какую скорость приобретает троллейбус за 10 с, если он трогается с места с ускорением 1,2 м/с2? Какой путь он при этом проходит?
2. Шарик, скатываясь с наклонного жёлоба из состояния покоя, за первую секунду прошёл путь 15 см. Какой путь он пройдёт за время, равное 2 с?
3. Во сколько раз путь, пройденный телом при прямолинейном равноускоренном движении за 2 с от начала движения, больше пути, пройденного телом за первую секунду?
Вариант 2
1. Рассчитайте длину взлётной полосы, если скорость самолёта при взлёте равна 360 км/ч, а время разгона 40 с.
2. Определите ускорение движения тела, если за четвёртую секунду с момента начала своего движения оно проходит путь, равный 7 м.
3. Во сколько раз путь, пройденный телом при прямолинейном равноускоренном движении за вторую секунду от начала движения, больше пути, пройденного телом за первую секунду?
Относительность движения
Вариант 1
1. Какую траекторию при движении велосипеда описывает центр его колеса (рис. 15) относительно прямолинейного отрезка пути; относительно корпуса велосипеда?
2.
3.
При каком условии человек, находящийся на движущемся эскалаторе метро, будет находиться в покое относительно поверхности Земли?
Скорость велосипедиста 10 м/с, а
скорость встречного ветра б м/с. Какова скорость ветра относительно велосипедиста?
Рис. 15
Вариант 2
1. Из окна движущегося вагона поезда выпал предмет. Какова траектория движения предмета для пассажира, сидящего у окна поезда; для человека, стоящего у полотна дороги?
2. Для тренировки спортсменов используют движущуюся дорожку (рис. 16). В каком случае спортсмен, находящийся на дорожке, будет неподвижен относительно поверхности Земли?
3. Пловец плывёт по течению реки. Определите скорость пловца относительно берега, если скорость пловца относительно воды 0,4 м/с, а скорость течения реки 0,3 м/с.
Инерциальные системы отсчёта Первый закон Ньютона
Вариант 1
1. В чём, с точки зрения Аристотеля, заключается необходимое условие, при котором тело будет двигаться с постоянной скоростью?
2. В каких системах отсчёта выполняется первый закон Ньютона? Приведите примеры таких систем отсчёта.
3. В вагоне поезда, движущемся равномерно и прямолинейно, на столике лежит теннисный мяч. Что произойдёт с мячиком, если поезд начнёт тормозить? Будет ли выполняться первый закон Ньютона в системе отсчёта, связанной с поездом: а) во время его прямолинейного и равномерного движения; б) во время торможения?
Вариант 2
1. При каком условии, с точки зрения Галилея, тело может покоиться или двигаться прямолинейно и равномерно?
2. В каких системах отсчёта не выполняется первый закон Ньютона? Приведите примеры таких систем отсчёта.
3. В вагоне поезда, движущемся равномерно и прямолинейно, на столике лежит теннисный мяч. Что произойдёт с мячиком, если поезд начнёт разгоняться? Будет ли выполняться закон инерции в системе отсчёта, связанной с Землёй?
Второй закон Ньютона
Вариант 1
1. Назовите причину возникновения у тела ускорения (рис. 17).
2. На мяч, движущийся со скоростью и, действуют несколько сил. Вектор равнодействующей сил, действующих на тело, изображён на рисунке 18, а. Какой вектор на рисунке 18, б указывает направление вектора ускорения?
Определите силу, которая телу массой 500 г сообщает ускорение 0,4 м/с2.
Вариант 2
1. При каком условии тело будет двигаться с ускорением, если на него действуют несколько сил?
2. Какова масса автомобиля, движущегося с ускорением 2 м/с2, если сила торможения равна 6 кН?

Физика. 9 класс. Самостоятельные и контрольные работы.