История России. 10 класс. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1. Борисов Н.С.

Учебник позволяет получить прочные базовые знания о событиях и фактах отечественной истории с древнейших времён до конца XVII в. Первостепенное внимание автор уделяет ключевым явлениям: становлению и развитию государственности, особенностям социально-политического развития, изменению поло¬жения нашей страны в мире. Ярким и эмоциональным языком излагаются темы по истории культуры. Очередное издание учебника переработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего полного (общего) образования.

История России. 10 класс. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1. Борисов Н.С.

 

Описание учебника

Погружение в историю. История — наука, открывающая человеку сокровенные глубины бытия. Только обогатив память знанием прошлого своей страны, человек может стать её полноценным гражданином.
Историю страны можно сравнить с биографией человека. Знакомясь с тем, с кем нам предстоит вместе жить или работать, мы обычно стараемся побольше узнать о его прошлом. Нас интересует, где он родился и вырос, кто его родители, какое образование он получил, с кем дружит или враждует. Всё это, накладываясь на опыт повседневного общения, позволяет нам составить более или менее верное представление о человеке, его достоинствах и недостатках. История любого народа — та же биография. Она помогает правильно понять его настоящее и до некоторой степени заглянуть в будущее.
Современная Россия представляет собой сложное и противоречивое общество, одной из особенностей которого является то, что принято называть кризисом идентичности. Общество не имеет сегодня ясного представления не только о своём будущем, но и о прошлом. И то и другое видится совершенно по-разному в свете разных политических взглядов и личностных оценок. Россия потеряла привычные ориентиры во времени и пространстве. Под сомнением оказалась и складывавшаяся на протяжении веков система нравственных ценностей.
Разные люди с разной степенью остроты воспринимают общественные проблемы и потрясения. Иные ухитряются и в самые бурные времена спокойно спать на тёплой печке и видеть сладкие сны. Другие догадываются, что вокруг происходит что-то необычное, но предпочитают жить по принципу «моя хата с краю». Однако человек, наделённый разумом и чувством ответственности, неизбеж-
но рано или поздно захочет понять общество, в котором он живёт. И тогда история станет для него надёжным посохом на долгом и тернистом пути познания.
История даёт знания, необходимые для того, чтобы быть свободным. Человек, знающий историю своей страны, сможет иметь собственную точку зрения, самостоятельную позицию в общественной жизни.
Магия времени. Правильное понимание настоящего — далеко не всё, чем может одарить своих приверженцев прекрасная Клио. Так называли древние греки музу истории. Ведь погружение в историю — это прежде всего погружение в тайну, имя которой — время.
«Время, становясь из будущего настоящим, выходит из какого-то тайника, и настоящее, став прошлым, уходит в какой-то тайник…» — говорил древний философ и богослов Аврелий Августин. С тех пор прошло много веков, но и сегодня мы всё так же бессильны перед одной из великих тайн жизни — тайной вездесущего и неуловимого времени.
Вглядываясь в туманное зеркало минувшего, мы видим в нём бесконечную череду созидания и разрушения. Перед нами проходят тени многих знаменитых людей. Одни вызывают у нас восхищение, другие — сочувствие, третьи — презрение. Одних отделяет от нас несколько лет, других — несколько веков. Но все они уже принадлежат времени.
Всё, к чему прикоснулось время, приобретает какую-то особую многозначительность. Листая страницы летописей, прикасаясь рукой или взглядом к немым свидетелям прошлого — древним храмам, предметам роскоши или орудиям труда, — испытываешь странное, волнующее чувство. Кажется, будто земля исчезла из-под ног и ты свободно паришь в каком-то ином, безграничном пространстве. Это ощущение захватывающего полёта во времени. Оно — награда тем, кто не пожалел времени и сил, чтобы дойти до самой сути истории.
Ремесло историка. Каждый день и час в мире происходило и происходит множество всякого рода событий. Подобно алмазам, которые приобретают истинную цену, только пройдя через руки гранильщика, события нуждаются в обработке, т. е. в правильном понимании, в расположении по степени их значимости. Здесь-то и приходит на помощь проницательный взгляд историка, умеющего отличить правду от вымысла, привыкшего рассматривать события как звенья определённой цепи, тянущейся из прошлого к настоящему.
Историк — хранитель памяти народа. Народ, не помнящий своего прошлого, подобен стаду. Понимая это, люди всегда с глубоким уважением относились к труду историков. Их книги читали, бережно хранили, спасали во время бедствий и пожаров.
Щ Ещё в древности появились первые историки, воссоздавшие в своих
г трудах прошлое стран и народов. «Отцом истории» называют знаме-
I нитого грека Геродота, жившего в V в. до н. э. Своих великих исто-
I риков имели Средние века и Новое время. На поприще российской
I истории более других прославились Николай Михайлович Карамзин
I (1766—1826), Сергей Михайлович Соловьёв (1820—1879) и Василий
I Осипович Ключевский (1841—1911). Каждый из них нашёл в истории
I своей страны немало такого, что и по сей день считается значитель-
I ным и верным. Мысли историков прошлого послужат нам маяками
fc в плавании по океану минувшего.
Русский мир. Каковы же основные вехи исторического пути России? И чем этот путь отличается от пути других народов?
Известно, что общей тенденцией развития человечества в течение последних нескольких веков является более тесное знакомство народов друг с другом, сближение их культур, унификация многих понятий и представлений. Сегодня мир быстро идёт по пути глобализации — создания экономических, политических, информационных систем, действующих в масштабах нескольких стран или даже всего земного шара. Всё это так. И всё же индивидуальные черты ещё долго (а может быть, и никогда) не исчезнут в коллективном портрете человечества.
Нет нужды доказывать, что евразийская Россия по сравнению с западноевропейскими или собственно азиатскими странами и сегодня представляет собой «другой мир», или, пользуясь популярным ныне термином, другую цивилизацию. Так скажет не только иностранец, побывавший в России, но и русский человек, поживший некоторое время за границей. Как же возникло и в чём состоит это неповторимое своеобразие России?
Назовём пять факторов, историческое взаимодействие которых определило своеобразие русской цивилизации.
На первое место по праву следует поставить географический фактор. Именно география оказалась самым суровым вызовом, брошенным России судьбой. Русское государство возникло и развивалось в крайне неблагоприятной геополитической ситуации. Расположенное на самой границе оседлой земледельческой Европы и населённых кочевниками южных степей, оно испытало на себе тяжкие удары многочисленных кочевых орд. Оборонительная, а затем и наступательная борьба с кочевниками потребовала от русского народа колоссального напряжения всех материальных и духовных сил. Она завершилась лишь в 1783 г., когда последний осколок Золотой Орды — Крымское ханство — был поглощён Российской империей.
Другой минус географического положения средневековой Руси состоял в удалённости страны от морей, а вместе с ними и от мировых торговых путей. Много веков наши предки пытались получить свободный доступ к Чёрному или Балтийскому морю, однако сталкивались с непреодолимыми препятствиями. Лишь в XVIII в. эта проблема была решена в результате целого ряда длительных и тяжёлых войн с морскими державами — Турцией и Швецией.
Суровая природа России сделала и крайне неблагоприятными условия для развития земледелия. Это стало особенно заметно, когда центр политической жизни страны переместился из Киева во Владимир-на-Клязьме. На глинистых косогорах, под холодным осенним дождём вырастало Московское государство — исторический наследник Владимирской Руси. Низкие урожаи сокращали до минимума прибавочный продукт — тот излишек, который можно было забрать у крестьянина на нужды армии и государственного аппарата. В результате русский крестьянин нередко находился на грани выживания, а Российское государство приобрело характер и манеры свирепого вышибалы.
Отдалив Россию от морей и плодородных южных земель, судьба как бы в утешение подарила ей малолюдные просторы Севера и Сибири. Освоение этих покрытых лесом пространств принесло России немалые выгоды. Поначалу это была добыча ценного пушного зверя — соболя, горностая и песца. С XVIII столетия началась разработка минеральных ресурсов данных регионов. Помимо этого, бескрайние просторы России в сочетании с суровым климатом неизменно помогали ей в борьбе со всякого рода завоевателями.
Однако эти преимущества уравновешивались (если не перевешивались) теми минусами, которые таила в себе огромность страны. Новые земли оттягивали значительную часть и без того немногочисленного населения из исторического центра России. Для обеспечения там хотя бы относительного государственного порядка требовалась целая армия чиновников, солдат и полицейских. Необходимо было проложить тысячи вёрст дорог.
Помимо всего этого, избыток пространства порождал два опасных соблазна: для общества — встать на путь экстенсивного развития экономики, а для человека — решить все свои проблемы путём простого бегства в неведомую даль.
Географическое положение России предопределило и её заметную обособленность среди других народов. В культурном отношении она представляла своего рода остров. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на карту. На севере территория России упирается в холодную пустыню Северного Ледовитого океана. На востоке такой же пустыней лежит безбрежный Тихий океан. На юге, перешагнув через просторы степей, Россия встретилась с чередой мусульманских стран (Турция, Иран, Афганистан), а затем и с Китаем. И в том и в другом случае на юге мы столкнулись с весьма далёкими от нас народами и культурами. Как мы для них, так и они для нас представляли абсолютно другой мир.
Сложнее обстояло дело с западными соседями России. Близкие нам по этническим признакам, исповедующие христианскую религию, народы Европы в принципе могли бы стать для России добрыми друзьями, сотрудниками в общей созидательной работе. Однако судьба распорядилась иначе. Многочисленные вторжения этих народов (шведов, немцев, литовцев, поляков, французов) на территорию России заставляли русских смотреть на них как на извечных врагов. Военно-политическое противостояние усугублялось религиозным (или идеологическим) антагонизмом. В итоге Запад стал восприниматься в России как некая потенциально опасная, коварная и беспощадная сила. В свою очередь, западные соседи привыкли смотреть на Россию как на своего рода грозовую тучу, постоянно нависающую над их восточной границей.
Так замыкался геополитический круг и возникало чувство историче-. ского одиночества. Его отчётливо выразил император Александр III
в своём известном суждении: «У России есть только два союзника — ^ её армия и флот…»
Острое ощущение исторического одиночества подталкивало многих отечественных мыслителей к выводу об особой миссии России. Ещё в конце XV в. они назвали Москву Третьим Римом, избранной Богом землёй, единственным оплотом истинного христианства — православия. Позднее Россию стали прославлять как величайшую в истории империю, а в XX столетии возвели на новый пьедестал как «первое в мире социалистическое государство».
Трудный исторический опыт России свидетельствует о том, что для неё одинаково пагубны как глухая обособленность «железного занавеса», так и благодушное забвение суровых законов геополитической борьбы.
Вторым фактором, определившим своеобразие русской цивилизации, следует признать политический фактор. Огромная территория страны, слабость экономических связей между отдельными областями, а также социальные и национальные противоречия, существовавшие в русском обществе, — всё это изначально предрасполагало к распаду Руси на отдельные земли и княжества. Преодолеть эту опасную тенденцию могла только сильная центральная власть, обладающая развитым аппаратом управления и принуждения. Создать её удалось лишь московским князьям к началу XVI столетия. Построенная ими система власти получила в истории название «самодержавие», т. е. неограниченная монархия. Самодержавие без особых изменений существовало до 1917 г. Многие его черты угадываются и в последующем политическом устройстве страны.
Российская монархия, как и любая политическая система, имела свои достоинства и недостатки. К первым отнесём способность самодержавия направлять весь материальный и духовный потенциал общества на решение общенациональных задач. Примерами могут служить впечатляющие достижения России под властью самодержцев: освобождение от ордынского ига, завоевание великого Волжского пути, освоение Сибири, прорыв к Балтийскому и Чёрному морям, строительство Петербурга, победа над Наполеоном и многое другое. Помимо этого, монархия давала обществу блага, истинная ценность которых осознаётся лишь с их утратой, — мир и порядок.
В ряду недостатков самодержавия следует назвать в первую очередь его непредсказуемость. Слишком многое зависит здесь от личных качеств монарха: от его здравого смысла, просвещённости, дальновидности. Иначе говоря, хороший царь может сделать много хорошего, а плохой — плохого. И в том и в другом случае остановить его крайне трудно. Русская монархия — это власть без тормозов.
Пороки монархии не ограничиваются непредсказуемостью правителя. Серьёзный изъян коренится и в самой системе единовластия. Монархия подразумевает беспрекословное подчинение всех воле одного. В конечном счёте она убивает в человеке самостоятельность, способность к инициативе и чувство собственного достоинства. Учитывая то, что российская монархия, возникнув как система управления государством, со временем воспроизвела себя на всех уровнях общественной и даже личной жизни, можно представить, какой громадный человеческий потенциал остался погребённым под пирамидой самодержавия.
Проникнув во все сферы жизни общества, монархическое начало стало его «родимым пятном». Процесс обретения человеком экономической и политической свободы, а вместе с тем и внутреннего раскрепощения личности постоянно наталкивается на стереотипы «монархического» мышления и поведения.
Третий фактор, неизменно дающий о себе знать в русской истории, — социальный. Суть его состоит в следующем. В силу многих причин общество в России всегда состояло из двух неравных частей: некоторое количество богатых и большинство бедняков. Людей, имеющих средний достаток и в целом довольных жизнью, было немного. А между тем именно эти люди (сейчас их принято называть средним классом) составляют основную часть населения современных развитых стран. Немало их было в Западной Европе и в Средние века. Средний класс является естественной опорой всякой разумной власти. Он ценит существующее положение вещей и меньше всего склонен к мятежу.
Русское общество всегда было крайне неустойчивым в социальном отношении. Бедняки, которым «нечего терять, кроме своих цепей», только ждут случая, чтобы взбунтоваться как против своих господ и местных властей, так и против беспощадного к ним государства. Понимая это, правители разрабатывали для народа самые различные виды «кнута и пряника». Однако истинное решение вопроса — улучшение условий жизни основной части населения — оставалось неразрешимой задачей. И потому угроза «русского бунта» всегда была кошмаром для правящего класса.
Призрачность всякого благополучия в стране, где никогда не исчезало ощущение близкой катастрофы, придавала российской жизни особую напряжённость.
На формирование российской цивилизации существенное влияние оказывал и четвёртый фактор — национальный. Ещё Киевская держава включала в свой состав значительную часть кочевников степей, а также финно-угорские народы севера и окско-волжского междуречья. Пёстрым по этническому составу было и Московское государство, не говоря уже о Российской империи XVIII—XIX вв. Вхождение тех или иных народов в состав России происходило по-разному. Одни приходили сами, других приводили силой, следуя неумолимой логике геополитической борьбы и государственных интересов.

История России. 10 класс.