Обществознание. 11 класс. Поурочные разработки. Базовый уровень. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. и др.

Поурочные разработки предназначены для обеспечения учебного процесса на основе учебника «Обществознание» для 11 класса, созданного в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В пособии представлены различные варианты организации уроков на базе применения системно-деятельностного подхода и развития у учащихся универсальных учебных действий. Предполагается использование современных образовательных технологий, подготовка школьников к сдаче Единого государственного экзамена. Пособие рекомендуется учителям общеобразовательных организаций.

Обществознание. 11 класс. Поурочные разработки. Базовый уровень. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. и др.

 

Описание учебника

Поурочные разработки адресованы учителям, преподающим курс обществознания по учебнику «Обществознание. 11 класс. Базовый уровень» под ред. JI. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой и В. А. Литвинова, который создан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Пособие охватывает разделы, которые в соответствии с программой курса изучаются в выпускном классе: «Экономическая жизнь общества», «Социальная сфера», «Политическая жизнь общества». Как и в пособии для 10 класса, в данной книге учтены все изменения, внесённые в обновлённый учебник. Она построена с учётом новой структуры курса, содержит рекомендации по работе с темами, впервые включаемыми в учебное содержание.
К каждой урочной теме разработан комплекс личных, метапредметных и предметных требований к результатам обучения. Включение этой части в методические разработки поможет постепенному переходу на ФГОС для старшей школы.
Применительно к каждой теме сформулированы задачи изучения, показано её место в системе учебных занятий. Сохранён принцип вариативности в организации учебной деятельности, позволяющий осуществлять оптимальный выбор методических приёмов и средств с учётом уровня подготовки старшеклассников, их познавательных и предпро-фессиональных интересов. Существенно обновлён материал, отражающий реалии нашего общества, тенденции современного развития, приведены новые таблицы, схемы и диаграммы.
Расширены рекомендации по использованию материалов СМИ и ресурсов Интернета. Продолжена введённая в пособие для 10 класса линия на включение в рубрику «Этап закрепления» заданий для тематического и промежуточного контроля, построенных по моделям заданий Единого государственного экзамена по обществознанию.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
11 класс. Базовый уровень (105 ч)
Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика
Глава 1. Экономическая жизнь общества (35 ч) Роль экономики в жизни общества (3 ч)
Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика Характеризовать основные проявления экономической жизни, их взаимосвязь. Называть показатели уровня жизни населения. Высказывать обоснованное суждение о взаимосвязи жизни общества в целом и его экономического развития. Приводить примеры, иллюстрирующие основные тенденции развития экономической сферы жизни современного общества. Аргументированно обосновывать взаимовлияние экономики и социальной структуры общества, экономики и политики. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике экономической жизни общества, в том числе для понимания влияния экономики на уровень жизни
Экономика: наука и хозяйство (3 ч)
Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность и её измерители. Понятие ВВП Характеризовать основные проблемы экономической науки, различные уровни их изучения. Различать и описывать абсолютные и относительные экономические величины. Раскрывать и конкретизировать понятие «валовой внутренний продукт». Называть различные факторы, влияющие на производительность труда, и приводить их примеры
Продолжение
Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика
Экономический рост и развитие (3 ч)
Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Факторы и темпы экономического роста. Экономическое развитие. Экономический цикл. Причины цикличного развития экономики Раскрывать, используя современные факты и примеры, понятия «экономический рост» и «экономическое развитие» . Различать и сравнивать пути достижения экономического роста. Объяснять сущность и причины цикличного развития экономики. Описывать фазы экономического цикла
Рыночные отношения в экономике (3 ч)
Рынок в жизни общества. Рыночная экономика. Как действует «невидимая рука» рынка. Законы спроса и предложения. Рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Современная рыночная система Характеризовать рыночную экономическую систему. Объяснять механизм действия свободного ценообразования на рынке. Приводить примеры действия законов спроса и предложения. Оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики. Находить и извлекать социальную информацию о моделях, структуре, тенденциях развития современной рыночной экономики из адаптированных источников различного типа
Фирма в экономике (3 ч)
Цели деятельности фирмы. Факторы производства. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятием Называть и иллюстрировать примерами основные факторы производства и факторные доходы. Обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях.
Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика
Различать и сравнивать экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Приводить примеры постоянных и переменных издержек производства. Моделировать практические ситуации, связанные с расчётами издержек и прибыли производителем. Называть основные виды налогов на предприятие
Правовые основы предпринимательской деятельности (3 ч)
Социально-экономические функции предпринимательства в обществе. Условия успешного предпринимательства. Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы бизнеса Раскрывать роль и значение предпринимательства как двигателя экономического развития. Сравнивать организационно-правовые формы бизнеса, выявляя их общие черты и различия. Анализировать практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Оценивать условия развития предпринимательства в стране, возможности своего посильного участия в предпринимательской деятельности
Слагаемые успеха в бизнесе (2 ч)
Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга Различать внешние и внутренние источники финансирования, возможности финансирования малых и крупных фирм. Характеризовать функции менеджмента. Называть основные принципы маркетинга. Объяснять методы изучения рынка и проникновения на рынок. Описывать стратегию сбыта товаров и услуг на рынке
Экономика и государство (3 ч)
Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Какой инструмент регулирования экономики выбрать. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства? Тенденции экономического развития России Анализировать различные точки зрения на роль государства в экономике. Конкретизировать задачи современного государства в рыночной экономике. Раскрывать на примерах механизмы государственного регулирования экономической жизни общества. Объяснять цели и инструменты монетарной и фискальной политики. Высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и её влиянии на экономическую жизнь общества. Находить и извлекать социальную информацию о состоянии, тенденциях и перспективах развития российской экономики, направлениях государственной политики из адаптированных источников различного типа
Финансы в экономике (3 ч)
Банковская система. Финансовые институты. Банки и банковские операции. Инфляция: виды, причины и последствия Характеризовать роль и значение финансов в структуре рыночных отношений. Объяснять действие финансов как инструмента распределения и перераспределения национального дохода. Называть и иллюстрировать примерами операции и услуги, предоставляемые банками. Различать деятельность различных финансовых институтов. Описывать формы и виды проявления инфляции. Оценивать последствия инфляции для экономики в целом, для различных социальных групп
Занятость и безработица (3 ч)
Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости Характеризовать объекты спроса и предложения на рынке труда, механизм их взаимодействия. Различать виды и причины безработицы. Объяснять значение понятия «занятость». Приводить примеры особенностей труда молодёжи. Оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда
Мировая экономика (3 ч)
Что такое мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. Тенденции общемирового экономического развития Объяснять предпосылки международного разделения труда. Различать и сопоставлять направления государственной политики в области международной торговли. Давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации. Извлекать из СМИ и обобщать информацию для анализа тенденций общемирового экономического развития
Экономическая культура (3 ч)
Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. Рациональное поведение участников экономической деятельности Анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов. Различать морально-нрав-ственную сторону социально-экономических ситуаций. Объяснять поведение потребителей и производителей с точки зрения экономической рациональности. Раскрывать на примерах связь экономической свободы и социальной ответственности участников экономики
Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы 1 (4 ч)
Повторительно-обобщающие уроки по главе 1 (2 ч)
Глава 2. Социальная сфера (20 ч) Социальная структура общества (3 ч)
Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы Называть виды социальных групп и их признаки. Раскрывать на примерах роль малых социальных групп в обществе. Объяснять причины социального неравенства в истории и в современном обществе. Называть критерии социальной стратификации. Различать виды социальной мобильности
Социальные нормы и отклоняющееся поведение (3 ч)
Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность Перечислять виды социальных норм. Характеризовать виды социального контроля и их социальную роль. Различать санкции социального контроля. Приводить примеры проявления отклоняющегося поведения. Называть причины негативного отклоняющегося поведения. Объяснять с опорой на имеющиеся знания основные способы преодоления негативного отклоняющегося поведения. Объяснять меры борьбы с преступностью. Оценивать роль толерантности в современном мире
Нации и межнациональные отношения (3 ч)
Что объединяет людей в нацию. Объяснять значение понятия «нация».
Россия — многонациональное общество и единый народ. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Пути межнационального сближения. Национальная политика в России Характеризовать особенности этнических отношений в России. Называть причины и последствия межнациональных конфликтов. Сравнивать различные проявления идеологии и политики национализма. Аргументированно показывать влияние этнических факторов на государственное развитие и развитие культуры. Обосновывать антикультурную, антиобщественную сущность этнической дискриминации. Оценивать значение принципов демократической национальной политики государства
Семья и быт (2 ч)
Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Дом, в котором мы живём Характеризовать социальные институты семьи и брака. Объяснять функции семьи. Раскрывать факторы, влияющие на развитие современной семьи. Сравнивать различные типы семей. Приводить примеры государственной поддержки семьи. Высказывать обоснованное суждение о роли семьи в социализации личности. Анализировать способы поддержки культуры быта
Тендер — социальный пол (3 ч)
Тендерные стереотипы и роли. Тендер и социализация. Тендерные отношения в современном обществе Объяснять значение понятий «тендерные стереотипы» и «тендерная роль». Обосновывать изменение роли женщины в современном обществе. Различать причины тендерных конфликтов.
Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика
Называть факторы, влияющие на освоение тендерной роли, и приводить их примеры
Молодёжь в современном обществе (3 ч)
Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура Характеризовать молодёжь как социально-демографическую группу. Раскрывать на примерах социальные роли юношества. Различать общие и особенные черты молодёжных субкультур. Высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодёжи в условиях рынка труда. Называть особенности молодёжных субкультур в России
Демографическая ситуация в современной России (3 ч)
Изменение численности населения России. Возрастной состав населения России. Рождаемость и смертность. Миграция Характеризовать состояние и динамику изменений численности населения. Объяснять причины и социальные последствия депопуляции в России. Высказывать обоснованное суждение о факторах, негативно влияющих на демографическую ситуацию в стране. Называть особенности возрастного состава населения России. Оценивать роль миграции в решении демографических проблем
Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы 2 (4 ч)
Повторительно-обобщающие уроки по главе 2 (2 ч)
Глава 3. Политическая Политика и жизнь общества (25 ч) власть (3 ч)
Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты. Политические отношения. Политическая власть Характеризовать субъекты политической деятельности и объекты политического воздействия. Соотносить властные и политические отношения. Объяснять и иллюстрировать примерами политические цели и политические действия. Устанавливать причинно-следственные связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности. Высказывать обоснованное суждение о соотношении средств и целей в политике. Оценивать роль политических институтов в жизни общества. Раскрывать цели политических партий. Различать политическую власть и другие виды власти
Политическая система (3 ч)
Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политический режим. Демократические перемены в России Раскрывать роль и функции политической системы. Характеризовать государство как центральный институт политической системы. Различать типы политических режимов. Давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии. Обобщать и систематизировать информацию о сущности демократии (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии). Высказывать обоснованное суждение о путях преодоления трудностей развития демократии в России
Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика
Гражданское общество и правовое государство (3 ч)
Сущность правового государства. Гражданское общество. Местное самоуправление Характеризовать сущность и иллюстрировать примерами функции правового государства. Объяснять взаимосвязь правового государства и гражданского общества. Отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления
Демократические выборы (3 ч)
Избирательная система. Избирательная кампания Объяснять значение понятий «избирательное право» и «избирательный процесс». Различать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. Характеризовать основные этапы избирательной кампании. Высказывать обоснованное суждение о социальной роли избирателя
Политические партии и партийные системы (3 ч)
Понятия политической партии и движения. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем Называть и иллюстрировать примерами существенные признаки политических партий. Характеризовать различные типы и функции партий. Раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем. Характеризовать значение многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе
Политическая элита и политическое лидерство (2 ч)
Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Объяснять значение понятий «политическое лидерство» и «политическая элита».
Типы лидерства Конкретизировать примерами различные типы политического лидерства и давать их оценку. Характеризовать функции политической элиты и её значение в современном обществе. Называть ролевые функции политического лидера. Извлекать и систематизировать информацию о роли выдающихся политических деятелей в истории
Политическое сознание (2 ч)
Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Средства массовой коммуникации и политическое сознание Различать обыденное и идейно-теоретическое сознание. Объяснять значение понятия « политическая идеология ». Называть формы существования идеологии. Сравнивать различные идей-но-политические течения. Конкретизировать роль политической психологии в деятельности субъектов политики. Давать оценку роли СМИ в современной политической жизни
Политическое поведение (3 ч)
Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения Различать формы политического поведения и приводить примеры политической активности личности. Объяснять значение понятия «экстремизм». Называть причины, порождающие политический терроризм. Обосновывать необходимость противодействия силовым способам решения международных проблем. Давать оценку последствиям экстремизма и терроризма. Характеризовать факторы, влияющие на политическое поведение
Политический процесс и культура политического участия (3 ч)
Сущность и этапы политического процесса. Политическое участие. Политическая культура Характеризовать и иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса. Называть факторы, влияющие на результаты политического процесса. Различать непосредственное и опосредованное политическое участие и приводить примеры. Объяснять значение структурных элементов политической культуры личности. Сравнивать типы политической культуры. Высказывать обоснованное суждение о роли участия граждан в политике с позиций демократической политической культуры. Анализировать основные тенденции современного политического процесса
Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы 3 (4 ч)
Повторительно-обобщающие уроки по главе 3 (2 ч)
Заключение. Взгляд в будущее (3 ч)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Называть и объяснять сущность современных глобальных проблем человечества. Давать оценку последствиям влияния существующих угроз на развитие современного общества. Высказывать, опираясь на социальный опыт и материалы СМИ, обоснованное суждение о значении защиты общества от нарастающих угроз и вызовов, способах борьбы с ними
Резерв (4 ч)
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Уроки «РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА» (§ 1)
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:
личностных:
— осознание зависимости между перспективами экономического развития страны и возможностями активного участия в её экономической жизни;
— понимание необходимости овладения рациональными способами экономического поведения в условиях ограниченных ресурсов;
— ориентация в социальных ролях участника экономической деятельности;
метапредметных:
— сформированность собственного отношения к явлениям и процессам экономической жизни общества;
— умение подкреплять изученные положения конкретными фактами и примерами из социально-экономической действительности;
— способность анализировать реальные социальные ситуации для осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов;
— умение рассчитывать и прогнозировать свою деятельность с позиций экономической целесообразности и результативности;
предметных:
— владение понятиями «экономика», «уровень жизни», «уровень бедности»;
— сформированность целостного представления об экономической сфере жизни общества, ведущих тенденциях и возможных перспективах развития;
— умение устанавливать связи между развитием общества и его экономической жизнью, между экономикой и другими сторонами жизни общества (политикой, социальной структурой);
— способность определять свою позицию по отношению к экономическим преобразованиям в нашей стране и в мире в целом, экономической политике государства.

Обществознание. 11 класс. Поурочные разработки.