Обществознание. 11 класс. Тетрадь-тренажер. Базовый уровень. Котова О.А., Лискова Т.Е.

Тетрадь-тренажёр является частью учебно-методического комплекта по обществознанию для 11 класса (базовый уровень). Она соответствует содержанию учебника «Обществознание. 11 класс» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева. В тетради-тренажёре представлены разнообразные по форме и содержанию задания, направленные на развитие у учащихся предметных умений и навыков, а также универсальных учебных действий. Материалы тетради могут быть использованы при подготовке к урокам, текущим и итоговым самостоятельным работам, Единому государственному экзамену.

Обществознание. 11 класс. Тетрадь-тренажер. Базовый уровень. Котова О.А., Лискова Т.Е.

 

Описание учебника

Глава I. Человек и экономика
§1. Экономика: наука и хозяйство
1. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «экономические блага»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономических благах.
Что отличает даровые блага от экономических?
Приведите примеры даровых благ.
2. Что из приведённого ниже иллюстрирует экономику как науку?
1) производство растворимого кофе
2) прогноз изменения курсов валют
3) приобретение зимнего пальто
4) выращивание овощей в теплице
3. Что объединяет позиции представленного ниже ряда? Домохозяйство, фирма, государство.
4. Заполните таблицу.
6. Прочитайте текст и выполните задания, используя разноцветные ручки или маркеры.
«Что именно мы подразумеваем под понятием «материальные потребности»? Прежде всего, желания потребителей приобрести и использовать различные товары и услуги, которые имеют полезность, — так экономисты обозначают получаемое людьми удовольствие или удовлетворение. Их перечень включает поразительно широкий спектр товаров: жилые дома, автомобили, зубную пасту, пиццу, свитеры и гамбургеры. Бесчисленное множество товаров, которые мы иногда подразделяем на предметы первой необходимости (пища, жильё, одежда) и предметы роскоши (духи, яхты, норковые шубы), способно удовлетворять человеческие потребности. Безусловно, то, что является предметом роскоши для Смитов, может оказаться предметом первой необходимости для Джонсов, а то, что ещё несколько лет тому назад считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости…
В совокупности все материальные потребности неутолимы, или безграничны… Более того, с течением времени потребности множатся. Стремительное появление новых изделий разжигает наши аппетиты, а широкая реклама стремится убедить нас в том, что мы нуждаемся в бесчисленном количестве предметов, которые без этой рекламы нам бы и в голову не пришло покупать. Ещё не так давно у нас не возникало желания приобретать персональные компьютеры, услуги Интернета… потому просто, что их не существовало на свете. Более того, удовлетворив простую потребность, мы уже не можем остановиться…
В общем, можно сказать, что в каждый данный момент индивидуумы и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворённых материальных потребностей. Некоторые из этих потребностей имеют общие биологические корни. Однако другие возникают под влиянием сложившихся в обществе обычаев и традиций и часто предопределяются общей социальной и культурной средой нашего обитания».
1) Что авторы называют материальными потребностями? (Подчеркните соответствующее положение текста.)
2) Каким термином авторы обозначают получаемое людьми удовлетворение от товаров и услуг? (Подчеркните соответствующий термин.)
3) Какие виды товаров выделяют авторы? В чём, по их мнению, относительность подобного разделения? (Подчеркните соответствующие положения текста.)
4
4) Какие причины возникновения потребностей приводят авторы? (Подчеркните соответствующие положения текста.)
5) Нередко высказывается мнение, что для обеспечения благополучия будущих поколений современному обществу необходимо ограничить свои потребности и сократить производство. Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в поддержку данного мнения и два в его опровержение.
Аргументы, в поддержку:
Аргументы в опровержение:
7. Ниже приведён ряд примеров. Все они, за исключением двух, являются примерами производства.
1) Пошив платья; 2) добыча угля в шахте; 3) приобретение деталей компьютера; 4) начисление заработной платы работникам; 5) проведение урока учителем; 6) консультирование клиента в банке.
Найдите два примера, выпадающих из общего ряда, и обведите цифры, под которыми они указаны.
8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Ресурсообеспеченность не играет определяющей роли в уровне экономического развития страны. (Б) Значительные объёмы природных ресурсов сосредоточены в странах с традиционной или переходной экономикой. (В) Это порождает сырьевую ориентацию производства и экспорта развивающихся стран. (Г) В то же время наиболее развитые страны зависимы от импортного сырья. (Д) Думается, что новое мировое разделение труда, связанное с переносом производств в страны с дешёвым сырьём и специализацией наиболее развитых стран на производстве информации, технологий, позволит преодолеть эту зависимость.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
9. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Система национальных счетов». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
§2. Экономический рост и развитие
1. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «экономический рост»?
Объясните различие понятий «экономический рост» и «экономическое развитие».
2. Верны ли следующие суждения об экономическом росте?
А. Интенсивный экономический рост обеспечивается увеличением объёмов используемых факторов производства.
Б. Экстенсивный экономический рост может происходить при снижении количества используемых факторов производства.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Сильнее всего реагируют на смену-(А) отрасли, производящие средства производства и потребительские товары длительного пользования. Во-первых, _(Б) и приобретение новых товаров длительного пользования можно отложить на определённый срок. Поэтому в периоды -(В) спрос на эти
товары сокращается особенно значительно — фирмы и домашние хозяйства не спешат
приобретать что-то новое, а обходятся накопленным запасом -(Г) и потребительских благ. Поэтому занятость в этих отраслях быстро снижается. Во-вторых,
именно в этих отраслях -(Д), как правило, является -(Е),
и на рынке господствует небольшое число фирм. В отраслях, производящих товары
кратковременного пользования, рынки более -(Ж), и поэтому фирмы
не могут противодействовать _(3) к снижению цен с помощью сокращения занятости и выпуска. Соответственно в этих отраслях-(И) колеблются более значительно, чем занятость и выпуск».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Список терминов:
1) производственные мощности 6) производство
2) фазы экономического цикла 7) обновление оборудования
3) высококонцентрированный 8) тенденция
4) цены 9) спады деловой активности
5) конкурентный
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
4. Отметьте на схеме фазы экономического циКла.
5. Прочитайте текст и выполните задания, используя разноцветные ручки или маркеры.
«Экономический рост — это не плавный, равномерно совершающийся подъём. В движении общественного производства есть годы, когда рост общего объёма производства происходит очень быстро, в другие годы — медленнее, иногда происходит даже спад. Регулярно повторяющиеся за определённый промежуток времени колебания в движении общественного производства отражают циклический характер его развития. Диапазон единичного цикла охватывает движение экономики от одного кризиса к другому, или, говоря иначе, от одной точки взлёта (бума) к другой.
Причины таких колебаний в ходе экономического развития объясняют по-разному. Одни экономисты вообще отрицают возможность всеобщих экономических кризисов; частичные же кризисы перепроизводства объясняют нарушением пропорциональности между различными отраслями производства, которая восстанавливается самим ходом движения рыночной экономики. Другие экономисты объясняют кризисы перепроизводства недостаточной склонностью к потреблению, поэтому выход из кризисов видят в стимулировании совокупного спроса. Наконец, многие экономисты усматривают причину кризисов в недостатках кредитно-денежной политики.
Современное государство располагает целым набором экономических инструментов, способных сдержать «перегрев» экономики или придать ускоряющие импульсы на
фазе депрессии. В этих целях гибко используется налоговая система: повышая или понижая ставки налога на прибыль (на добавленную стоимость), государство стимулирует (или, наоборот, сдерживает) деловую активность в определённых сферах деятельности. А используя систему льгот, оно осуществляет целенаправленное воздействие на конкретные группы предприятий.
В тех же целях используется кредитная политика — понижая или повышая учётную ставку процента, можно повышать интерес к дополнительным вложениям капитала или сводить их на нет.
Большой вклад в развитие производства и сглаживание цикличности вносит бюджетная политика государства. Так, финансирование за счёт бюджета крупных программ развития (например, производственной инфраструктуры) создаёт общие предпосылки для развития бизнеса в необходимых обществу сферах деятельности».
(По материалам интернет-издания)
1) Составьте план текста.
2) Что автор считает показателем цикличности экономического роста? (Подчеркните соответствующее положение текста.)
3) Какие три объяснения причин цикличности экономического развития приводят различные экономисты? (Подчеркните соответствующие положения текста.)
4) Используя текст, заполните таблицу, отражающую направления государственной политики «смягчения» цикличности экономического развития.
Направление политики
Содержание
6. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Государственные программы экономического развития включают цели обеспечения экономического роста. (Б) В условиях рынка приток инвестиций способствует экономическому росту. (В) К сожалению, правительству не всегда удаётся создать благоприятный инвестиционный климат. (Г) Излишняя бюрократизация, политическая нестабильность, коррупция повышают риск инвестиций. (Д) Вызывает тревогу стремление некоторых политиков решить задачи экономического роста методами административного регулирования экономики.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экономическое развитие». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
8. Прочитайте высказывание и выполните задания.
«Мы должны не только действовать вместе и реализовывать согласованную политику, но и отдавать себе отчёт в том, как решения, принятые на национальном уровне, отразятся на положении дел в глобальном масштабе» (В. В. Путин (р. 1952), Президент Российской Федерации).
Как вы понимаете смысл высказывания?
С помощью каких обществоведческих терминов можно раскрыть смысл поднятой автором проблемы?
Составьте план, на основе которого вы будете раскрывать проблему, поднятую автором высказывания.
Приведите примеры, иллюстрирующие основные идеи нескольких пунктов плана.
§3. Рыночные отношения в экономике
1. Выпишите из учебника определение понятия «рынок».
‘ 2. Что из приведённого ниже относится к отличительным признакам рыночной экономики? Выберите из приведённого ниже списка признаки и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) наличие государственной собственности
2) свобода субъектов экономики
3) многообразие форм собственности
4) решение основных вопросов экономики с опорой на опыт предков
5) директивное ценообразование
6) конкуренция производителей

Обществознание. 11 класс. Тетрадь-тренажер.