Физика. 9 класс. Рабочая тетрадь. Гутник Е.М.

Пособие является составной частью УМК А. В. Перышкина «Физика. 7—9 классы», который переработан в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта. В рабочую тетрадь включены расчетные и графические задачи, экспериментальные задания, а также задания с выбором ответа по темам курса физики 9 класса. В конце пособия помещены «Задачи на повторение», «Тренировочный тест» по каждой теме и «Итоговый тест» для подготовки учащихся к сдаче экзамена за курс основной школы. Пособие предназначено для организации самостоятельной работы учащихся при изучении нового материала, закрепления и проверки полученных знаний по физике.

Физика. 9 класс. Рабочая тетрадь. Гутник Е.М.

 

Описание учебника

Законы взаимодействия и движения тел
Задание 1.1. На с. 7 учебника прочтите сноску, в которой содержится признак поступательного движения.
Вспомните и запишите 1—2 примера поступательного движения тела по криволинейной траектории из области спорта, строительства, повседневной жизни и других сфер деятельности человека.
Пользуясь признаком поступательного движения, докажите, что в приведённых вами примерах движение тела было поступательным.
Задание 1.2. Имеется пятилитровое ведро с тремя литрами воды. Как, не проливая воды, продемонстрировать поступательное движение ведра по криволинейной траектории и вращательное движение (последнее — двумя способами)? Докажите, что в первом из предлагаемых вами опытов движение является поступательным, а в других — вращательным.
Задание 1.3. Приведите пример, в котором одна часть тела двигалась бы поступательно, а другая — одновременно и поступательно, и вращательно.
Задание 1.4. Приведите пример тела, одна часть которого двигалась бы поступательно, а другая — вращательно.
Задание 1.5. Можно ли считать воздушный шар материальной точкой при определении архимедовой силы, действующей на шар в воздухе? Ответ обоснуйте.
Задание 2.1. Мяч с силой бросили вертикально вниз с высоты 1 м от пола. Отскочив после удара вверх, мяч был пойман на высоте 1,5 м от пола. Определите путь и перемещение мяча за всё время его движения.
Задание 2.2. Чтобы добраться от дома до дачи, велосипедист сначала проехал 5 км в восточном направлении, а затем ещё 5 км по сельской дороге в южном направлении. Оба участка пути были прямолинейны. Сделайте рисунок, соответствующий условию задачи. Определите путь I, пройденный велосипедистом от дома до дачи, и соответствующий этому пути модуль перемещения s.
Указание: для вычисления модуля перемещения s воспользуйтесь теоремой Пифагора.
Пользуясь рисунком, определите, во сколько раз путь 1> пройденный за 15 мин по дуге остриём минутной стрелки длиной 10 см, больше модуля перемещения s, совершённого остриём за то же время.
Указание: для вычисления модуля перемещения s воспользуйтесь теоремой Пифагора.
Дано:
t = 15 мин г = 10 см
Треугольник, составленный двумя радиусами и перемещением s, является прямоугольным и равнобедренным. В соответствии с теоремой Пифагора
рисунке показан циферблат часов. Начертите векторы перемещений s10 и s30, которые совершает остриё минутной стрелки длиной г за первые 10 и первые 30 мин каждого часа. Модуль какого из этих перемещений больше и во сколько раз? Какой путь проходит любая точка минутной стрелки за 1 ч и какое перемещение она при этом совершает?
Задание 2.3. Дети, катающиеся на карусели, находятся на расстоянии 5 м от её центра. На сколько метров перемещается и какой путь проезжает каждый ребёнок при повороте карусели на 360°; на 180°; на 60°?
Задание 2.4. Во сколько раз путь, пройденный остриём часовой стрелки за любые 3 ч, больше совершённого им за то же время перемещения?
Задание 3.1. Для каждого из векторов, изображённых на рисунке, определите:
а) координаты начала и конца;
б) проекции на ось у;
в) модули проекций на ось у.
Задание 3.2. Каждое утро автобус доставляет школьников из сёл А, Б и С в школу D. Выехав из села А (см. рис.), автобус сначала проходит 10 км на восток до села В, затем — 20 км на север до села С (мимо магазина М, расположенного в 5 км к югу от С). От села С автобус движется строго на юго-запад (угол BCD = 45°) и, пройдя в этом направлении некоторое расстояние, оказывается у школы D.
3.3. Два поезда, идущие по параллельным путям навстречу друг другу, одновременно проходят мимо здания вокзала, продолжая движение в прежних направлениях. Скорость движения первого поезда равна 140 км/ч, второго — 90 км/ч. Определите модуль перемещения, координату каждого из поездов и расстояние между ними спустя 3 ч после их встречи.
Задание 5.1. Скорость скатывающегося с горы лыжника за 3 с увеличилась от 0,2 до 2 м/с.
Определите проекцию вектора ускорения лыжника на ось X, сонаправленную со скоростью его движения.
Дано:
Решение:
Ответ:
Задание 5.2. При ударе кузнечного молота по заготовке его скорость за 0,05 с уменьшилась на 10 м/с. С каким ускорением происходило торможение молота во время удара?
Задание 5.4. Подброшенный вверх мяч движется с постоянным ускорением. При этом его скорость за 2 с уменьшается от 30 до 10 м/с. Определите проекцию вектора ускорения на ось Y, направленную: а) вверх; б) вниз. Как направлен вектор ускорения движения мяча по отношению к вектору скорости при подъёме; при спуске?
Задание 7.1. Автомобиль Nissan Primera прямолинейно двигался по шоссе со скоростью 54 км/ч.
Его догнал автомобиль Ford Focus, двигавшийся со скоростью 72 км/ч. В момент начала наблюдения t0 = 0, когда автомобили поравнялись, Ford начал тормозить (aFord = _0,5 м/с2) и спустя 10 с от момента снизил скорость до 54 км/ч. В одних координатных осях постройте для каждого автомобиля график зависимости модуля скорости от времени: v = v (t) за промежуток времени от t0 = 0 до t = 10 с.
7.2. Какое перемещение совершит самолёт за 10 с прямолинейного разбега при начальной скорости 10 м/с и ускорении 1,5 м/с2?
Дано:
Решение:
Ответ:
Задание 7.3. Велосипедист начинает прямолинейное движение из состояния покоя с ускорением, равным 0,5 м/с2. Какую скорость он разовьёт за 10 с движения и какое перемещение совершит за это время?
Задание 7.4. Два лифта — обычный и скоростной — одновременно приходят в движение и в течение одного и того же промежутка времени движутся равноускоренно. Во сколько раз путь, который пройдёт за это время скоростной лифт, больше пути, пройденного обычным лифтом, если его ускорение в 3 раза превышает ускорение обычного лифта?
Задание 7.5. Какое из уравнений зависимости координаты от времени соответствует равноускоренному движению тела?
Поезд метро, двигаясь из состояния покоя прямолинейно и равноускоренно, за четвёртую секунду движения прошёл 4,34 м. Определите: а) модуль перемещения, совершённого поездом за первую секунду; б) ускорение и скорость, которую поезд приобрёл к концу шестой секунды движения.

Физика. 9 класс. Рабочая тетрадь.