География. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 кл. Максаковский В.П.

Этот учебник по праву можно назвать учебником нового поколения, поскольку он учитывает не только богатый отечественный, но и мировой опыт создания школьных учебников географии, что нашло отражение в его научном содержании, методическом аппарате и самой модели книги.
Учебник выходит в комплекте с «Рабочей тетрадью по географии. 10 класс» (автор В. П. Максаковский), которая содержит задания для самостоятельных и практических работ.

География. Экономическая и социальная география мира. Учебник 10 класс. Максаковский В.П.

 

Описание учебника

Экономическая и социальная география мира — общественная географическая наука. Она изучает развитие и размещение населения и хозяйства в мире в целом, в отдельных регионах и странах. Затрагивая вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и взаимодействия общества и природы, она помогает лучше понять современный этап мирового развития. В нашей стране становление этой науки связано с именами многих ученых-географов. Особо отметим Николая Николаевича Баранского (1881 —1963) и Ивана Александровича Витвера (1891 —1966), которые были не только крупными учеными, но и авторами школьных учебников.
Настоящий учебник состоит из трех частей. Первая из них посвящена общей, вторая — региональной экономико-географической и социально-географической характеристике мира. Третья часть посвящена характеристике глобальных проблем человечества, цель которой — обобщение знаний.
Каждая тема (глава) учебника открывается планом-схемой, которая является не только своего рода графическим оглавлением, но и, по существу,
логическим конспектом темы. Познакомившись с ней, вы будете лучше ориентироваться в материале, который предстоит изучить. Затем следует основной текст, заключающий главное научное содержание темы. Этот текст подразделяется на параграфы и подпараграфы. Он имеет внутреннюю рубрикацию, для которой используется разрядка. Это позволит вам разделить текст на отдельные смысловые составные части. Для выделения выводов, ведущих идей и положений применяется курсив. Важнейшие научные понятия выделяются в основном тексте особо. Остальные понятия и термины (ключевые слова) также даны особым шрифтом. Разъяснение новых научных терминов вы найдете в подстраничных сносках.
Основной текст сопровождают специально подобранные блоки карт, графиков, статистических таблиц и фотоиллюстраций. Как правило, они не повторяют, а дополняют основной текст учебника. То же относится и к «визитным карточкам» стран, помещенным на форзацах. Поэтому вы должны стремиться использовать их как самостоятельный источник знаний наравне с текстом. Отсылки даются также на географический атлас для 10 класса.
За основным текстом помещен дополнительный текст, где подобраны интересные факты, относящиеся к содержанию темы и выполняющие роль небольшой «книги для чтения». Он предназначен прежде всего для домашнего чтения. В основном тексте вы увидите квадратные скобки с порядковой нумерацией. Этот знак ориентирует на использование дополнительного текста в необходимом месте.
Далее идет книжная полка. Постарайтесь по возможности использовать рекомендованные книги как для углубления ваших знаний, так и для развития навыков самостоятельной работы с литературой.
Обратите особое внимание на блок добывания знаний и умений. В основном тексте учебника дается только часть необходимых вам знаний. Остальные знания вы должны добыть сами, постоянно работая с текстом, картами, графиками, таблицами, литературой, выполняя работу в тетради, по контурной карте. Организовывать такое добывание знаний вам помогут задания, отсылки к которым включены в текст параграфов. Сами эти задания различаются как по характеру (работа с текстом, картами, таблицами учебника, с различными источниками знаний), так и по степени сложности. Среди них есть творческие задания, которые потребуют от вас особой целеустремленности и наиболее глубокого овладения учебным материалом. Для выполнения расчетных заданий постарайтесь применить компьютер или микрокалькулятор.
Блок самоконтроля и взаимного контроля включает ряд конкретных вопросов, устных и письменных заданий преимущественно в форме учебных тестов. Благодаря им вы сможете сами или с помощью товарищей проверить некоторые результаты своей работы по овладению знаниями и умениями.
Большую помощь окажут вам методические ключи, которые помещены в конце каждой темы (главы) учебника. В них вы найдете важные рекомендации: что нужно вспомнить из предшествующих курсов географии и некоторых других предметов для понимания данной темы, что вы должны усвоить в результате ее изучения, какие практические умения и навыки приобрести. Здесь же даются инструкции и планы по выполнению заданий для самостоятельной работы.
При работе с учебником необходимо учитывать, что его материал дифференцирован как бы по двум уровням. Так, в основном тексте для выполнения вспомогательного материала применяется мелкий шрифт (петит). Все задания также подразделяются на основные и дополнительные.
Многие важные события, происходящие на политической и экономической картах мира, не сразу смогут найти отражение на страницах учебника. Тем более важно постоянно обращаться к материалам газет и журналов, радио и телевидения, к энциклопе-
диям, справочникам, словарям, географическим атласам. Такая работа с дополнительными источниками знаний будет способствовать расширению вашего кругозора, развитию общей культуры и географического мышления, поможет приобрести навыки самостоятельной творческой деятельности, которые в наше время необходимы каждому.
Продолжающаяся в нашей стране модернизация общеобразовательной школы имеет отчетливо выраженную культурологическую направленность. В формировании географической культуры участвуют все курсы школьной географии, включая курс «Экономическая и социальная география мира». В самом деле, разве можно считать по-настоящему культурным человеком того, кто не ориентируется в современной политической карте мира? Того, кто не имеет представления о его природных ресурсах и населении? Того, кто не понимает сущности научно-технической революции, мирового хозяйства, не разбирается в социально-экономических особенностях отдельных регионов и стран мира и, наконец, в глобальных проблемах человечества?
Тем более важно, чтобы вы отнеслись к данному курсу с должным вниманием. То, что вы узнаете, изучая его, пригодится вам в жизни, независимо от профессии, которую выберет каждый из вас.
Часть I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА
Тема 1. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА
Политическую карту мира вы уже изучали в 7 классе в курсе географии и в 9 классе в курсе истории. Ее формирование представляет собой длительный исторический процесс, отражающий весь ход развития человеческого общества. Изменяясь на протяжении многих столетий, она отражала возникновение и распад государств, изменение их
границ, открытие и колонизацию новых земель, образование метрополий и колоний, территориальный раздел и передел мира. Однако современная политическая карта мира — это прежде всего предмет изучения политической географии — особой ветви в рамках экономической и социальной географии.
1. МЫ РАССМАТРИВАЕМ МНОГООБРАЗИЕ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА
1. Количество и группировка стран. Страна, государство — главный объект политической карты мира. Общее число стран на этой карте в течение XX в. заметно увеличилось: во-первых, в результате изменений, связанных с итогами Первой мировой войны; во-вторых, в результате изменений, последовавших за Второй мировой войной и выразившихся в крушении колониальной системы империализма, когда на протяжении 1945—2002 гг. политической независимости добились 102 страны (см. таблицу 1 в «Приложениях»); в-третьих, в начале 90-х гг. в результа-
те распада Советского Союза, Югославии, Чехословакии. Вот почему в начале XXI в. общее число стран и территорий на политической карте мира достигает уже примерно 230.
За этим количественным ростом скрываются и важные качественные сдвиги. Так, если в 1900 г. в мире насчитывалось всего 57 суверенных государств’, а перед Второй мировой войной — 71, то в 2007 г. их стало уже 194. Остальное приходится на так называемые несамоуправляющиеся территории — преимущественно «осколки» бывших колониальных империй Великобрита-
1 Суверенное государство (от франц. souverain — высший, верховный) — политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах.
Вы понимаете, что при таком большом числе стран возникает необходимость в их группировке, которая проводится в первую очередь на основе разных количественных критериев. Наиболее распространена группировка стран по величине их территории и численности населения.
Пример 1. По размерам территории выделяются семь самых больших стран, площадью свыше 3 млн км: каждая, которые в совокупности занимают 1/2 всей обитаемой суши. [2]. Пример 2. По численности населения выделяются 1 1 самых больших стран, с числом жителей более 100 млн человек в каждой, на которые в совокупности приходится 3/5 населения земного шара.
Преобладают же на политической карте средние и небольшие страны. (Хотя сами эти понятия, скажем, для Европы одни, а для Африки или Азии другие.) Есть и совсем крошечные по территории страны с населением в 10—30 тыс. человек и менее, которые обычно называют микрогосударствами. Пример. Наиболее известны из них микрогосударства Европы — Андорра, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино, Ватикан. Но островные микрогосударства есть и в Африке (Маврикий, Сейшельские острова и др.), и в Америке (Барбадос, Гренада, Сент-Люсия и др.), и в Океании (Тонга, Науру и др.). [3].
Нередко применяется группировка стран по особенностям их географического положе-
ния. В этой связи различают приморские, полуостровные, островные страны, страны-архипелаги. Особую группу составляют страны (всего их 43), лишенные выхода к морю. Больше всего таких стран в Тропической Африке, в зарубежной Европе и среди стран СНГ. (Задание 1.)
2. Типология стран. В отличие от классификации (группировки) стран, основанной преимущественно на количественных показателях, за основу типологии обычно берутся более важные качественные признаки, определяющие место той или иной страны на политической и экономической карте мира.
В свою очередь, они также могут быть различными и учитывать уровень социально-экономического развития стран, их политическую ориентацию, степень демократизации власти, включенности в мировую экономику и др.
До начала 90-х гг. все страны мира было принято подразделять на три типа: 1) социалистические, 2) развитые капиталистические и 3) развивающиеся. После фактического распада мировой социалистической системы на смену этой типологии пришли другие. Одна из них, также трехчленная, подразделяет все страны мира на экономически высоко развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой, т. е. осуществляющие переход от планово-централизованной к рыночной экономике (это прежде всего так называемые постсоциалистические страны Восточной Европы и СНГ).
Наряду с этим широко применяется и двучленная типология с подразделением всех стран на экономически развитые и развивающиеся. Основным критерием при такой типологии служит уровень социально-экономичес-
кого развития того или иного государства, выраженный через показатель валового внутреннего продукта1 из расчета на душу населения.
В последнее время Организация Объединенных Наций (ООН) и другие международные организации начали применять новый синтетический показатель уровня социально-экономического развития стран мира — так называемый индекс человеческого развития (ИЧР). Он учитывает не только уровень душевых доходов людей, но и среднюю продолжительность их жизни, а также уровень их образованности. Самые высокие показатели ИЧР имеют Канада, США, страны Северной Европы и Япония, самые низкие — африканские страны Бурунди, Сьерра-Леоне и Нигер. Россия в этом перечне находится в начале группы стран со средним уровнем ИЧР.
В данном учебнике за основу типологии стран мира принято
подразделение их на: 1) экономически развитые и 2) развивающиеся. Но используется и трехчленная типология.
3. Экономически высоко развитые страны. К числу таких стран в настоящее время ООН относит примерно 40 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Все они отличаются более высоким уровнем экономического и социального развития и соответственно валового внутреннего продукта из расчета на душу населения. Однако эта группа стран отличается довольно значительной внутренней неоднородностью и в ее составе можно выделить четыре подгруппы.
Первую образует «большая семерка» стран Запада, в которую входят США, Япония,
ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Это страны-лидеры западного мира, отличающиеся наибольшими масштабами экономической и политической деятельности. Пример. На долю стран «семерки» приходится более 40% мирового валового продукта и промышленного производства, свыше 25% сельскохозяйственной продукции. ВВП на душу населения составляет в них от 20 до 60 тыс. долларов и более.
Ко второй подгруппе можно отнести менее крупные страны Западной Европы. Хотя политическая и экономическая мощь каждой из них не столь велика, в целом они играют большую, все возрастающую роль в мировых делах. ВВП из расчета на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «большой семерки».
‘Валовой внутренний продукт (ВВП) — показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год (для международных сравнений обычно исчисляется в долларах США).
11
Третью подгруппу образуют внеевропейские страны — Австралия, Новая Зеландия и Южно-Африканская Республика (ЮАР). Это бывшие переселенческие колонии (доминионы) Ве-
ликобритании, которые не знали феодализма, да и в наши дни отличаются некоторым своеобразием политического и экономического развития. Обычно к этой группе причисляют и Израиль.
Четвертая подгруппа находится еше в стадии формирования. Она образовалась в 1997 г., после того как в разряд экономически высоко развитых были переведены такие страны и территории Азии, как Республика Корея, Сингапур, Гонконг (Сянган) и Тайвань, которые вплотную приблизились к другим экономически высоко развитым странам по показателю ВВП на душу населения. Они обладают разнообразной структурой экономики, включая быстро растущий сектор обслуживания, активно участвуют в мировой торговле. В 2001 г. в эту группу включен Кипр.

География. Экономическая и социальная география мира. Учебник 10 класс.