Право. Основы правовой культуры. 11 класс. Часть 2. Певцова Е.А.

В книге представлены необходимые для обеспечения правовой грамотности и зашиты своих прав материалы по административному, уголовному, образовательному, экологическому праву. В учебнике раскрываются особенности юридического образования и юридических профессий, международного права и прав человека.
Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.

Право. Основы правовой культуры. 11 класс. Часть 2. Певцова Е.А.

 

Описание учебника

ЧАСТЬ 2.
Глава V. Административное право и административный процесс
§ 23*. Административное право и административные правоотношения 3
§ 24. Административные правонарушения и административная ответственность 15
§ 25. Как разрешить административный спор? Производство по делам об административных правонарушениях 24
Глава VI. Уголовное право и уголовный процесс
§ 26. Понятие и сущность уголовного права 39
§ 27*. Основные виды преступлений 53
§ 28—29. Уголовная ответственность и наказание 63
§ 30. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних 73
Глава VII. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни
§ 31. Пенсионная система и страхование 95
§ 32*. Правовое регулирование денежного обращения 100
§ 33. Экологическое право 107
§ 34. Правовое регулирование отношений в области образования 120
§ 35*. Профессиональное юридическое образование 133
§ 36*. Юридические профессии: судьи и адвокаты 145
§ 37*. Юридические профессии: прокуроры, нотариусы, следователи 162
§ 38*. Особенности профессиональной юридической деятельности 185
Глава VIII. Международное право
§ 39*. Международное право как основа взаимоотношений государств 193
§ 40. Международная защита прав человека 205
§ 41. Международное гуманитарное право и права человека 225
Тесты 234
Задания для олимпиады 246
Словарь терминов 250
Нормативные правовые акты 259
Литература 261
Ресурсы Интернета по праву 262
ГЛАВА V
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
Административное право (от лат. administratio — управление) называют одной из ведущих отраслей российского права. Оно регулирует отношения, возникающие в сфере государственного управления. Нормы административного права устанавливают порядок организации государственных органов, разъясняют обязанности и права этих органов, а также их служащих, обеспечивают соблюдение и охрану общественного порядка.
§ 23. Административное право и административные правоотношения
Что регулирует административное право? Какими методами осуществляется государственное управление? Какие меры административного принуждения устанавливает закон? Каковы особенности административных правоотношений? Что важно знать тому, кто хочет быть государственным служащим?
Особенности административного права
С помощью административного права осуществляется защита личности, прав и свобод человека и гражданина.
1 Звёздочкой (*) отмечены параграфы и пункты, предназначенные для изучения только на углублённом уровне.
Оно охраняет здоровье граждан, защищает общественный порядок и безопасность, окружающую среду, собственность. С его помощью предупреждаются административные правонарушения.
Основой административного права служат многочисленные источники. Важнейшими являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы (например, «О Правительстве Российской Федерации»), федеральные законы — Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», законы субъектов Федерации и подзаконные акты — указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты исполнительных органов власти. В качестве источников административного права следует выделить международные правовые акты.
Возникновение административного права обусловлено потребностями общества сначала в создании стабильных, организованных отношений между людьми, а затем и правовом регулировании вопросов совместной жизни путём управления. Управление позволяет целенаправленно решать многие проблемы, вести хозяйство. Социальное управление предполагает наличие определённой власти у одних людей и необходимость подчиняться этой власти со стороны членов общества. Рассматривая структуру системы социального управления, следует обратить внимание на субъекты и объекты социального управления, в роли которых выступают группы людей или отдельные индивиды. Человек, находясь в социуме, действует, руководствуясь определёнными целями. Именно это и требует специального механизма управления, который обеспечивает целостность общества, его совершенствование и развитие.
Гессен Владимир Матвеевич (1868-1920)
Юрист, общественный и политический деятель, профессор государственного и административного права. Депутат II Государственной Думы, на общих заседаниях которой выступал с докладами по вопросу отмены смертной казни, неприкосновенности личности. Один из основателей журнала «Право».
Управление осуществляется в разных сферах общественной жизни, существуют также и разнообразные субъекты и объекты этого процесса. Управленческие отношения имеют свои особенности в зависимости от сферы, где они функционируют, и средств, которыми они обеспечиваются. От того, насколько развито управление инфраструктуры всей госу-дарственно-правовой системы, её элементов, будет зависеть эффективность существования общества и его дальнейшее развитие.
С момента зарождения государство воздействовало на общество и жизнь людей, что привело к появлению государственного управления, осуществляемого системно и организованно.
Государственное управление обеспечивается методами предписаний (команд), убеждения и принуждения.
Метод предписаний обязывает субъектов права осуществить определённые действия (например, устранить выявленные замечания).
Метод убеждения — система воспитательных, разъяснительных и поощрительных действий государственных и общественных органов, направленных на формирование в сознании граждан уверенности в справедливости правовых предписаний, необходимости их выполнять.
В сфере управления важным представляется стимулирование граждан, поддержание правомерного поведения. Например, предусмотрены награждения за заслуги в полезной для общества деятельности.
Однако без принуждения в управлении не обойтись. Когда люди нарушают закон и сознательно не выполняют свои обязанности, проводятся разъяснительные мероприятия, предусматриваются предупреждения за совершение правонарушений.
Государственное принуждение — внешнее, силовое воздействие государства на людей.
Государственное принуждение выступает в форме административного, дисциплинарного, уголовного и гражданско-правового принуждения.
Административное принуждение — это часть государственного принуждения.
Административное принуждение состоит в психическом, физическом, экономическом воздействии на сознание и поведение людей, применяемом в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения административных правонарушений.
В большинстве случаев оно применяется в отношении субъектов (физических и юридических лиц), совершивших административное правонарушение. Оно может осуществляться и при отсутствии правонарушения. Например, если гражданин совершил проступок, не представляющий большой общественной опасности. Скажем, Сидоров пнул ногой урну, и весь мусор оказался на дороге. В другом случае гражданин может совершить правонарушение и необходимо применить такую меру административного принуждения, как личный досмотр.
Меры административного принуждения исходят от компетентных органов государственного управления. Таких органов много. Административное принуждение применяют суд, административные комиссии, различные инспекции, органы внутренних дел и т.д. Порядок административного принуждения строго регламентирован нормативными правовыми актами.
Административно-предупредительные меры носят профилактический характер и направлены на предотвращение правонарушений. К административно-предупредительным мерам относят: административный надзор за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, введение карантина, прекращение движения транспортных средств и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности и др.
Меры административного пресечения направлены на принудительное прекращение противоправного поведения. Они как бы принуждают правонарушителя вести себя правомерно, создают условия для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. Меры административного пресечения многообразны. К ним относятся: административное задержание человека, совершившего административное правонарушение; личный досмотр и досмотр вещей; запрещение эксплуатации транспортных средств, если их техническое состояние не отвечает требованиям, и т.д. Возможно и закрытие предприятия общественного питания в связи с антисанитарным состоянием. На основании закона допускается применение специальных средств (резиновых палок, слезоточивого газа, наручников и т. п.) для пресечения массовых беспорядков, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений; применение и использование оружия и др. Например, в соответствии с Законом «О полиции» ей предоставлено право производить оцепление местности при пресечении массовых беспорядков.
Административное наказание представляет собой меры административной ответственности и применяется за совершение административного правонарушения. Оно носит штрафной характер, то есть лишает правонарушителя определённых прав, благ и возлагает на него специальные (штрафные) обязанности в воспитательных целях.
Меры процессуального обеспечения направлены на выявление правонарушения, установление личности нарушителя, обнаружение и исследование доказательств, необходимых для установления истины по делу.
Восстановительные меры применяются с целью возмещения причинённого ущерба, восстановления прежнего положения вещей. К ним относятся: изъятие имущества и документов, принудительное прекращение права собственности, взыскание незаконно полученного, отмена незаконных актов и т.д.
Административные правоотношения
Условно административно-правовые отношения можно подразделить на внутриаппаратные отношения и взаимоотношения органов исполнительной власти с гражданами, юридическими лицами и иными органами государственной власти.
Взаимоотношения сторон в области административного права неравные. Один из субъектов обязательно обладает властью, основанной на законе.
Административные правоотношения — правоотношения, в которых субъекты обладают властью, а их взаимоотношения основываются на началах «власть — подчинение».
В административных отношениях важным является умение властвовать и подчиняться. Такие отношения складываются по волеизъявлению одной из сторон. Например, сотрудник полиции штрафует водителя, нарушившего правила дорожного движения. Работник правоохранительных органов наделён властью и определённой компетенцией. А правонарушитель обязан подчиниться закону и власти сотрудника полиции.
Компетенция — совокупность юридических прав и обязанностей органа или должностного лица, закреплённых в нормативных актах.
Закон, например, позволяет отдельным лицам давать указания, не разрешать определённые действия, отказывать в просьбе.
В зависимости от объёма и характера компетенции органы Российской Федерации подразделяют на виды:
• органы государственной власти — Президент РФ, Федеральное Собрание РФ;
• органы государственного управления — Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства, администрация государственных предприятий. Их называют исполнительно-распорядительными органами;
• органы надзора и контроля — Конституционный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ;
• органы охраны правопорядка (полиция);
• органы защиты государства — армия, внешняя разведка и контрразведка, пограничная и таможенная службы.
Споры между различными сторонами административных отношений решаются, как правило, в административном порядке — через вышестоящие властные органы и организации. Можно обратиться в суд.
Важными субъектами административных правоотношений выступают органы исполнительной власти.

Право. Основы правовой культуры. 11 класс. Часть 2.