Право. 10-11 классы. Никитин А.Ф.

Данный курс адресован старшеклассникам общеобразовательных школ, а также учащимся профильных средних учебных заведений. Изучение курса будет способствовать развитию правовой культуры, воспитанию цивилизованного правосознания и уважения к закону у подрастающего поколения.

Право. 10-11 классы. Никитин А.Ф.

 

Описание учебника

Правовое образование в нашей стране постепенно занимает подобающее ему место в планах средних учебных заведений. У молодых людей ощутимо растет интерес к данной области знания и профессиям, связанным с юриспруденцией. Это обусловлено тем, что новые явления в общественно-политической, экономической жизни демократической России, идущей по пути рыночных отношений, сопровождаются значительным ростом многообразных правовых отношений, их усложнением.
Предлагаемый учебник предназначен для тех, кто готов серьезно изучать право на основе современного научного содержательно-методического уровня как полноценный предмет. Правоведческий курс для средних учебных заведений здесь представлен достаточно полно и универсально. Продуктивная работа с ним подразумевает существование у учащихся первоначальных, базовых знаний права. Настоящая книга служит продолжением и завершением изучения права в основной школе в рамках курсов «Граждановеде-ние», «Введение в обществознание», «Право и политика», «Обществознание» и др.
Разумеется, этот учебник может быть использован и в работе по другим программам правового образования для средних учебных заведений различных типов и профилей. Его можно использовать и для подготовки к вступительным экзаменам в вузы по правоведению, но при этом уместно познакомиться с содержанием других, специально для этой цели предназначенных пособий. Он может служить и весьма эффективным средством правового самообразования.
Объем настоящего курса рассчитан на 68 часов учебного времени. Этот временной расклад обусловлен разнообразием учебных форм, материалов, видов деятельности, предложенных в книге. Содержание некоторых параграфов (1, 2, 9, 13, 15, 17, 23—25, 27, 29, 30, 31, 35, 39, 40—44) может быть основой двух (а иногда и трех) часов учебной работы.
Вместе с тем при необходимости материал учебника в сокращенном (практикоориентированном) виде может быть изучен и в объеме 34 часов. В оглавлении параграфы, составляющие указанный минимум, помечены знаком *.
Оптимальное программное содержание правового материала сосредоточено в основном учебном тексте каждого параграфа. После вопросов к тексту следуют задания для самостоятельной работы, которые помогут учащимся закрепить и развить знания по теме. Кроме того, каждый параграф включает рубрику «Мнения и факты». Цель ее материалов — дополнить и обогатить сведения, представленные в основном тексте. Некоторые приведенные здесь высказывания «спорят» друг с другом или с основным текстом урока. Противоположные мнения приводятся сознательно, их назначение — помочь учащимся глубже понять, что не все так просто в осмыслении социальных явлений с правовой точки зрения. Существенная информация для размышлений и практических решений предложена в следующей рубрике — «Это полезно для практики». Содержание рекомендаций, как правило, связано с темами параграфов, но основной материал этой части уроков посвящен защите прав потребителей — самых массовых и часто нарушаемых прав россиян. Завершается параграф перечнем тем для обсуждений и рефератов.
В приложении можно найти именной перечень некоторых выдающихся отечественных и зарубежных правоведов и государствоведов, словарь юридических понятий и терминов, список основных вопросов по курсу, а также билеты для экзаменов (два варианта — полный и сокращенный — на усмотрение учителя).
Глава I
История государства и права
Происхождение государства и права
Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны, поэтому наука рассматривает их происхождение как совокупный, взаимообусловленный процесс. В самом общем виде связь государства и права заключается в том, что государ ство (его соответствующие органы) формулирует и принимает законы и гарантирует их реализацию, а право, помимо прочего, закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц.
Основные теории происхождения государства. Таковых несколько: теологическая, патриархальная, теория договора, насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая (марксистская). Рассмотрим их краткое содержание.
Самая ранняя теория — теологическая. Она обосновывает божественное происхождение государства и права и непосредственно связана с религиозными представлениями о происхождении мира. Если Бог сотворил мир, то по Его воле создано также и государство с законами. Следовательно, государственная власть вечна и незыблема. В Средние века эту теорию разрабатывал ученый-богослов Фома Ак-винский (1225—1274).
Патриархальная теория, развивавшаяся еще Аристотелем (384—322 гг. до н. э.), соотносит государство с семьей. Государство появляется из разросшейся семьи. В семье глава — отец, в стране-государстве — монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет божественное происхождение.
Теория договора, авторами которой являются Г. Гро-ций (1583—1645), Б. Спиноза (1632—1677), Т. Гоббс (1588—1679), Дж. Локк (1632—1704), Ж.-Ж. Руссо (1712— 1778), в России — А. Н. Радищев (1749—1802), трактует государственную власть в либеральном духе — как следствие объединения людей, заключивших между собой взаимное добровольное соглашение (договор). Отвергается идея божественного происхождения государства и права, они рассматриваются как продукт воли и деятельности людей. В результате договора люди передали государственной власти часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство обязалось за это охранять собственность и безопасность граждан и страны. Вследствие этого государственная власть приобретает законную силу и оказывается принадлежностью всего народа. Если такая власть нарушает договор с народом, последний имеет право ее свергнуть.
Теория насилия формировалась в XIX—XX вв. трудами Е. Дюринга (1833—1921), К. Каутского (1854—1938) и др. Государственная власть, согласно этой теории, возникает в результате действия военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения — государство. А само завоевание одних народов другими есть подчинение слабых сильным. Это закон природы. И закон этот вечен. В качестве примера приводится история образования Золотой Орды. Тем не менее в этой теории абсолютизируется роль насилия в истории и игнорируются другие пути образования государств, укрепления власти.
Органическая теория изложена в трудах Платона (428 (427) — 348 (347) гг. до н. э.), Аристотеля, Г. Спенсера (1820—1903) и др. В ней структуру и функции государства сравнивают с соответствующими признаками живого организма, тела. Аристотель, например, полагал, что существование человека вне государства так же невозможно, как невозможно существование рук и ног, отнятых от тела. Г. Спенсер сравнивал людей внутри государства с клетками живого организма. Государства развиваются, эволюционируют так же, как это происходит с органическими существами. Если какие-то клетки организма больны, ослабевает весь организм. То же и с государством: его сила и крепость всецело зависят от душевного и физического здоровья граждан.
Психологическая теория существует с середины XIX в. Ее представители JI. Петражицкий (1867—1931), 3. Фрейд (1856—1939) и др.
Она сводится к объяснению государственных и правовых механизмов особыми психологическими переживаниями и потребностями людей, например стремлением к власти, потребностью жить в организованном обществе. Утверждается, что одним людям свойственно властвовать, а другим — подчиняться выдающимся личностям. Государство и законы рассматриваются как средство усмирения изначально присущих индивидам агрессивных влечений и т. д.
Расовая теория исходит из деления людей на якобы высшую (хозяев) и низшую (рабов) расы. Качества тех и других, определяющие их «статус», являются якобы прирожденными. Один из столпов расовой теории Ж. Гобино (1816—1882) считал представителями высшей расы арийцев (народы, принадлежащие к индоевропейской языковой общности; в фашистской литературе — германцы, скандинавы, наследники Древнего Рима), а низшей — славян, евреев, арабов и др. История (в том числе процесс образования государств) представляется в трудах сторонников этой теории как результат борьбы арийцев с низшими расами.
В нашей стране долгие годы главенствовала материалистическая (марксистская) теория, считавшаяся единственно верной. Ее авторы — К. Маркс (1818—1883), Ф. Энгельс (1820—1895), В. И. Ленин (1870—1924) и др. В соответствии с ней главная причина возникновения государства и права лежит в сфере экономических отношений. По мере развития последних человечество переходило от родопле-менных отношений к государственным и в процессе регулирования общественных отношений — от обычаев к законам. Расслоение общества на богатых и бедных породило его разделение на власть имущих и людей зависимых. Общество оказалось разделено на классы (большие группы людей, различающиеся по их отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда и объему присваиваемого общественного богатства), между которыми возникают порою весьма острые противоречия и даже борьба, и это в конце концов обусловило необходимость появления государства и законов, охраняющих интересы господствующих классов (эксплуататоров). Государство есть следствие и проявление непримиримости классовых противоречий. После того как будут ликвидированы эксплуататорские классы (помещиков, капиталистов и др.) и общество станет бесклассовым, необходимость в государстве отпадет.
В заключение этого параграфа попытаемся сделать вывод на основе приведенных выше теорий о происхождении государства и права.
Как появились законы и государство? Одно можно сказать с полной уверенностью: произошло это, конечно же, не в один год и даже не в одно какое-то столетие. При первобытно-общинном строе низка была производительность труда, собственность была общественной, а труд — коллективным. Общественные отношения стабилизировал обычай. Не было необходимости в государстве и праве. Они стали возникать по мере развития, усложнения общественных отношений. После перехода от первобытного стада к родовому строю, в частности, возникла необходимость в регулировании семейных отношений, хотя бы потому, что в состав рода все активнее включались не только родственники. Усложнение общественных отношений обусловило необходимость в «третьей силе», которая была бы способна рассудить участвующие в взаимосвязях стороны. Ею стало государство. Оно заменило родовую организацию, которая основывалась на господстве обычая. Население в государстве разделяется не по кровнородовому признаку, а по территориальному. Появляется особая группа людей, которая только тем и занимается, что управляет, используя для подчинения чужой воле тюрьмы, специальные отряды вооруженных людей, войско и т. д. А все население платит налоги на содержание этой особой группы людей, полиции, войска и т. д. Самые мудрые из этих людей формулируют законы, нередко подчеркивая при этом (для придания законам большего авторитета) их божественное происхождение.
Как соотносятся государство и право?
2. Какие теории происхождения государства и права существуют?
3. В чем суть теологической и патриархальной теорий?
4. Что вам известно о содержании теории договора?
5. Как объясняет появление государства и права материалистическая теория?
6. Каковы причины появления государства и права, говоря об этом обобщенно?
Задания для самостоятельной работы
1. Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже.
Изложение теории Название теории
Основатели церкви имели два меча. Один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. Вообще процесс возникновения государств подобен процессу сотворения Богом мира. Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство. Человеческие расы физически и психологически неравноценны. Есть раса высшая и расы низшие. Высшая раса призвана господствовать над остальными с помощью государства и законов. Войны, грубая сила — вот «повивальная бабка» государства. Государство создается завоевателями и выполняет роль средства поддержания господства над побежденными.

Право. 10-11 классы. Никитин А.Ф.