Задачник по химии. 8 класс. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н.

Задачник включает как типовые расчётные задачи, так и нестандартные задачи повышенной сложности; задания и упражнения, развивающие учебные умения, творческие и аналитические способности учащихся. Задачи сгруппированы по темам, изучаемым в 8 классе основной школы, в порядке возрастания их сложности: от простых расчётных до поисковых олимпиадных. В конце каждой главы приводятся тематические контрольные работы. Последняя (девятая глава) содержит алгоритмы решения типовых задач. Большое число разнообразных задач позволяет учителю использовать их дифференцированно, с учётом подготовки и желания учеников, а учащимся организовать свою собственную деятельность.

Задачник по химии. 8 класс. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н.

 

Описание учебника

Этот задачник ориентирован на учебник авторского коллектива под руководством доктора педагогических наук, профессора Н.Е. Кузнецовой и входит в состав учебно-методического комплекта тех же авторов. Задачником можно пользоваться и при работе с учебниками других авторов. В наш задачник, состоящий из девяти глав, включены как типовые расчетные задачи, так и упражнения для работы над формированием определенных умений и навыков, задачи с элементами качественного анализа, различные творческие задания и задачи повышенного уровня сложности. Задачи сгруппированы по основным темам, последовательно изучаемым в 8-м классе: «Первоначальные химические понятия», «Химические реакции», «Смеси. Растворы», «Газы. Кислород. Горение», «Основные классы неорганических соединений», «Строение атома. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева», «Строение вещества. Химические реакции в свете электронной теории», «Водород. Галогены». В заключительную — девятую — главу выделена тема «Алгоритмы решения типовых задач», что должно помочь в освоении способов решения расчетных задач основных типов.
Каждая из глав, в свою очередь, разбита на несколько разделов. В начале большинства разделов приводится перечень основных понятий, использованных при изучении той или иной конкретной, «узкой» темы, и краткое объяснение этих понятий. Подчеркнем, что мы не старались заменить учебник и подробно раскрыть содержание обсуждаемых терминов. Наша задача состояла в актуализации тех терминов и понятий, которые используют учащиеся при решении задач по той или иной теме.
После упражнений, предназначенных для отработки определенных умений и навыков, для закрепления изучаемого материала, идут расчетные задачи, расположенные по возрастанию уровня сложности — от самых простых до задач повышенного уровня сложности и олимпиадных. Важно отметить, что для освоения образовательного стандарта по химии от учащегося вовсе не требуется решить все задачи по изучаемой теме. Большое число различных заданий дает учителю возможность их выбора в зависимости от уровня подготовленности учащихся и предполагаемой специализации. Мы хотели, чтобы в нашем задачнике были и вполне доступные задачи для учащихся базовых классов, и задачи, над которыми могли бы поразмышлять учащиеся, связывающие выбор своей профессии с химией. В каждом из разделов приводятся задачи разных типов, в то же время в задачник включено достаточно много однотипных задач для работы над формированием базовых умений и навыков. Это позволяет разобрать в классе ход решения нескольких таких задач, закрепить тот или иной навык во время самостоятельной работы и проверить степень усвоения учебного материала на последующих занятиях. Примеры решения типовых задач есть в большинстве разделов.
В конце каждой главы приведены решения некоторых комбинированных или нестандартных задач по теме в целом, а также тематическая контрольная
работа для учащихся базовых классов. К расчетным задачам предлагаются ответы в конце задачника. Отметим, что мы не давали ответы ко всем задачам, особенно к тем, которые требовали творческого подхода, оставляя учащимся возможность подумать самим и поискать ответы и решения в литературе.
Задачи повышенной сложности не выделены в отдельный блок, а включены в каждый из разделов. Мы сознательно не выделяли задачи такого типа, как и олимпиадные задачи, предоставляя учителю самому определить, кому из учащихся адресована та или иная задача.
Хочется пожелать всем нашим читателям творческих успехов, и пусть эта книга поможет вам в вашей работе.
Глава 1
Первоначальные химические понятия
1.1. Вещества и физические тела. Физические свойства веществ. Физические и химические явления
Вещество — вид материи, имеет определенный состав (природу составляющих его частиц и их число), строение (пространственное расположение частиц) и характерные, постоянные в данных условиях, свойства. Химия — наука о веществах и их превращениях.
Химические реакции (химические явления) — процессы, в ходе которых исходные вещества (реагенты) превращаются в другие вещества (продукты реакции).
Физические явления — процессы, в ходе которых новые вещества не образуются.
Примечание. Резкой границы между физическими и химическими явлениями нет. Существуют физико-химические явления, например растворение — процесс образования раствора, сопровождающийся взаимодействием растворяемого вещества с растворителем.
Вопросы и задания
1. В каждом случае назовите физическое тело и вещество, из которого оно изготовлено (например, «стеклянный стакан»: стакан — тело, стекло — вещество).
Медная монета, железный гвоздь, хрустальный башмачок, таблетка аспирина, серебряный колокольчик, кристалл сахара, ледяной дворец, оловянный солдатик, золотое кольцо.
2. В каких примерах речь идет о физических телах, а в каких — о веществах?
Кирпич, сахар, стакан, проволока, ртуть, железо, поваренная соль, дрова, сера, кислород.
3. Определите, в чем явное отличие между следующими веществами:
а) алюминий и ртуть;
б) вода и углекислый газ;
в) медь и алюминий;
г) поваренная соль и сахар;
д) уксус и бензин;
е) алюминий и свинец.
4. В каких случаях речь идет о чистых веществах, а в каких — о смесях: морская вода, азот, кислород, воздух, гранит, молоко, сахар, варенье, железо? Запишите в тетради названия чистых веществ.
5. По описанию физических свойств вещества определите, о каком веществе идет речь:
а) при обычных условиях это бесцветная жидкость, без запаха и вкуса,
б) при обычных условиях это твердое вещество розового цвета,
Оно хорошо проводит тепло и электрический ток, обладает металлическим блеском;
в) при обычных условиях это кристаллы серого цвета с металлическим блеском. Вещество проводит электрический ток, устойчиво к легкому нагреванию, но при t = 3700 °С, не плавясь, переходит в газообразное состояние (возгоняется). Вещество мягкое; если провести изделием из этого вещества по какой-либо поверхности, на ней остаются частички данного вещества;
9. Определите, какие явления относятся к физическим, а какие — к химическим:
а) замерзание воды;
б) горение ацетона;
в) испарение ацетона;
г) образование зеленого налета на медных предметах;
д) измельчение кристаллов сахара;
е) прохождение тока по проводам;
ж) получение стали из руды;
з) брожение смесей, содержащих сахар.
Какие признаки перечисленных химических явлений мы можем наблюдать? 1-10. Определите, какие явления относятся к физическим, а какие — к химическим:
а) свечение нити в лампе накаливания;
б) гниение пищевых продуктов;
в) образование тумана;
г) изменение формы изделия из пластилина, если его мять в руках;
д) горение природного газа;
е) кипение воды;
ж) ржавление железа;
з) диффузия.
Какие признаки химических явлений мы можем наблюдать?
11. Какие из перечисленных явлений относят к физическим, а какие — к химическим: а) спекание кирпича из глины, 6) перегонка воды, в) получение кислорода из воздуха, г) образование инея, д) процесс фотосинтеза?
12. Докажите, что работа автомобильного двигателя связана с химическими процессами.
13. Какие признаки химических явлений можно наблюдать а) при горении бенгальских огней, б) при взрыве петарды?
14. Приведите примеры химических явлений, используемых в домашних условиях.
1.2. Атомы и молекулы. Химические элементы.
Формы существования элементов. Химические формулы
Атом — мельчайшая частица химического элемента, являющаяся носителем его свойств. Состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов.
Молекула — наименьшая частица веществ молекулярного строения. Молекулы образованы атомами, химически связанными друг с другом в определенном порядке.
Химический элемент — вид атомов с одинаковым зарядом ядра.
Простое вещество — вещество, образованное атомами одного химического элемента.
Сложное вещество — вещество, образованное атомами разных химических элементов.
Химическая формула — условная запись состава вещества посредством символов элементов и индексов.
Вопросы и задания
15. Приведите примеры веществ, состоящих из молекул, и веществ, которые не состоят из молекул.
16. Из данного перечня выберите вещества молекулярного строения и вещества немолекулярного строения: вода, углекислый газ, кислород, медь, поваренная соль, водород, кварц.
17. Из данного перечня выберите свойства, присущие отдельным атомам и молекулам, и свойства, присущие веществу: размер, заряд, агрегатное состояние, цвет, запах, вкус, плотность, масса, температура плавления, твердость. Ответ обоснуйте.
18. Сейчас известно приблизительно 1 10 различных химических элементов, тогда как простых веществ — более 400. Почему простых веществ больше, чем элементов?
19. Перечислите семь простых веществ, молекулы которых состоят из двух атомов.
20. Из перечня следующих веществ выберите простые: кислород, вода, углекислый газ, азот, хлор, хлорид натрия, озон.
30. Запишите химические формулы веществ, если известно, что их молекулы состоят: а) из двух атомов азота и одного атома кислорода; б) из трех атомов углерода и восьми атомов водорода; в) из двух атомов хлора и семи атомов кислорода; г) из четырех атомов водорода, двух атомов фосфора и семи атомов кислорода. 1-31. Определите, сколько атомов каждого из элементов содержится в молекулах, состав которых выражен формулами:
Относительная молекулярная масса
Относительная атомная масса (Д.) — это отношение средней массы атома данного элемента при его природном изотопном составе к одной атомной единице массы (1 а.е.м.). Величина безразмерная. В наших расчетах относительные атомные массы элементов будем округлять до целых чисел и только относительную атомную массу хлора примем равной 35,5.
Относительная молекулярная масса (Мг) — это отношение массы молекулы данного вещества к 1 а.е.м. Величина безразмерная. Для немолекулярных веществ понятие «относительная молекулярная масса» употребляется условно.
Пример. Вычислите относительную молекулярную массу следующих соединений: а) H2S04, б) (СН3)2СО, в) СН3СООН.
62. Какой период состоит только из элементов-неметаллов? 63. В каком периоде больше всего металлов?
64. Найдите в периодической системе группу, в которой нет элементов-неметаллов.
65. Существуют элементы, названные в честь некоторых стран. Найдите как можно больше таких элементов и выпишите их символы. Укажите их положение в периодической системе. 66. Некоторые элементы названы в честь великих ученых. Найдите эти элементы в периодической системе, выпишите их символы, укажите их номера, а также номер периода, в котором они находятся. 1 -67. Какие элементы названы в честь героев мифов? Найдите эти элементы в периодической системе и выпишите их символы. Укажите номера этих элементов. 1 -68. Найдите в периодической системе элементы, названия которых происходят от названий небесных тел. Выпишите символы таких элементов, укажите номер периода, в котором находятся эти элементы.
1.6. Валентность химических элементов
Валентность — способность атома присоединять или замещать определенное число других атомов или атомных групп с образованием химической связи (см. с. 81).
Количественной мерой водорода или кислорода (эти эле] или двухвалентными), которые элем водородом или с кислородом.

Задачник по химии. 8 класс.