Учимся читать по складам. Данилова Е.

Книга предназначена для рассматривания, чтения, игр с детьми двух-трех лет и старше. Предлагаемые задания направлены на развитие речи и фонематического слуха, а также на приобретение и закрепление начальных навыков чтения.
Малышам в возрасте до трех лет предлагайте простые задания и вопросы, лишь постепенно добавляя более сложные. Для начала не раз и не два рассмотрите все картинки, все склады, не требуя что-либо показать или назвать. Пусть ребенок освоится с книгой, хорошо запомнит названия всех картинок и хотя бы часть складов.
Детям постарше можно сразу предлагать все варианты заданий, включая и те, что написаны внизу каждой страницы. Листая книгу, каждый раз действуйте по-разному. То обращайте внимание только на картинки, то просите ребенка отыскать те или иные слова или склады, то задавайте вопросы.

Учимся читать по складам. Данилова Е.

 

Описание учебника

Если ребенку больше четырех лет, дайте ему карандаш и чистый лист бумаги и предложите попробовать «срисовать» склады. Например:
покажите один из складов и предложите его переписать;
предложите ребенку переписать первые (последние, ударные, подчеркнутые) склады всех слов.
«Ищем слово». Предложите ребенку показать слово на странице:
назвав это слово;
назвав первый, последний, второй, третий, средний склад в слове;
назвав количество складов в слове;
назвав расположение ударного (черного) склада — в начале, в середине, в конце слова.
«Переписываем слова». Переписывать слова из книги можно так же, как и склады, с помощью кубиков Зайцева, магнитной азбуки или другой игры. Ребенок постарше может попробовать писать карандашом в тетради:
покажите слово и предложите его переписать;
назовите слово, пусть ребенок сам найдет его на странице и перепишет;
назовите склад, пусть ребенок перепишет слово (или слова), в котором он содержится;
предложите написать слово (или слова), имеющее определенное количество складов;
назовите первый (последний, ударный, подчеркнутый) склад того или иного слова, предложите ребенку найти это слово и переписать его.
«Показываем изображения». Рассматривая книжку, называйте картинки (одну-две или все). После неоднократного просмотра и называния картинок начните описывать изображения более подробно. Покажите ребенку части картинки, назовите цвета деталей изображения, объясните, для чего нужен изображенный предмет. Расскажите подробно о какой-либо одной картинке или дайте краткие сведения о каждом рисунке (например, обратите внимание на цвет всех изображений на странице и т. д.).
ЗАЯЦ
АРБУЗ
«Ищем изображение». После того как ребенок будет хорошо знать названия всех изображений, попросите его показать их: назовите изображение, которое нужно показать; назовите одну из особенностей изображения (например, цвет или назначение предмета), ребенок должен догадаться, о чем идет речь, и показать изображение.
«Звукоподражания». Рассматривая картинки, называйте ребенку звуки, которые издает то или иное животное или предмет. Произносите не только звук, который издается, но и его название, например:
курица кудахчет, квохчет
воробей чирикает
сорока стрекочет
лев рычит
кузнечик стрекочет
рыба молчит
лошадь ржёт
корова мычит
кошка мяукает, мурлычет
гусь гогочет
утка крякает
лягушка квакает
кукушка кукует
собака лает
жук жужжит змея шипит волк воет петух кукарекает голубь воркует ёжик фыркает ворона каркает цыплёнок пищит машина гудит часы тикают, бьют телефон звонит чайник свистит, шумит трамвай звенит и т. д.
Покажите на картинку и попросите ребенка произнести звук, который издает это существо или предмет. Или сами воспроизведите звук, а ребенок пусть покажет на изображение.
«Называем изображение». Предложите ребенку назвать изображение:
покажите изображение, которое нужно назвать;
назовите одну из особенностей изображения (например, цвет или назначение предмета), ребенок должен догадаться, о чем идет речь, показать изображение и назвать его.
«Описываем изображение». Предложите ребенку описать изображение. Превратите это занятие в игру. Ребенок дает описание, а вы угадываете, что загадал ребенок.
«Сравниваем изображения». Предложите ребенку сравнить между собой два-три изображения на одной из страниц (по разным признакам — форма, цвет, размер, материал, назначение и т. д.).
«Найди сходство». Покажите ребенку два произвольно выбранных изображения. Предложите найти хотя бы одно сходство между ними. Чем, например, похожи картинки, изображающие булавки и лыжи? Оба предмета имеют продолговатую форму, они созданы руками людей. Могут попадаться пары, у которых легко найти несколько сходных признаков, и такие, у которых очень трудно обнаружить даже один.
«Найди различие». Игра, аналогичная предыдущей, но искать нужно отличия. Та же пара: «булавки» и «лыжи». Булавки сделаны из металла, лыжи — из дерева или пластика.
«Отвечаем на вопросы» (задания для детей старше четырех лет).
Попросите ребенка показать все изображения, про которые можно спросить: «Кто это?», «Что это?» или просто: «Кто?», «Что?» Предложите пофантазировать и придумать, какие еще слова могут быть ответом на данный вопрос. Например, на вопрос «кто?» можно еще ответить словом «почтальон», «собака», «старушка» и многими другими словами.
Покажите на одну из картинок, предложите пофантазировать, где может находиться изображенный предмет, что может происходить с этим предметом или существом. Следите за тем, чтобы ребенок отвечал именно на поставленный вопрос.
Предложите ребенку задать вам вопросы по картинкам; отвечая, иногда нарочито делайте ошибки в построении фразы, чтобы ребенок заметил и исправил их.
«Составляем предложение». Выберите две любые картинки на странице, придумайте предложение, в котором будут присутствовать предметы, изображенные на картинках. Например, изображен мяч и шмель. Предложения могут быть разными: «Дети играли в мяч и увидели шмеля», «Мяч закатился в траву и испугал шмеля, сидевшего на цветке». Сначала скажите свой вариант, потом предложите ребенку самостоятельно придумать предложения по тем же картинкам.
«Сочиняем рассказ». Откройте одну из страниц, выберите любую картинку. Взрослый начинает — придумывает начало рассказа, используя слово, обозначающее выбранную картинку. Ребенок слушает и запоминает. После этого открывает другую страницу, выбирает любой рисунок и продолжает придумывать рассказ. Затем взрослый (или второй ребенок) вступает в игру. Каждый может сказать одно-три предложения. Игра продолжается до тех пор, пока не обойдет всех игроков (если их много). Или до тех пор, пока один из играющих не наберет заранее установленное число очков. А очки присуждаются или по количеству придуманных предложений, или по общему количеству слов (но это затрудняет ход игры).
Можно добавить одно или несколько усложняющих игру условий. Например, чтобы каждое следующее предложение начиналось со следующей буквы алфавита (и так от А до Я). Или чтобы в предложениях обязательно использовались числительные по порядку, или только четные (или нечетные) числительные, или все цвета радуги (сначала по порядку, потом в обратном порядке). Можно заранее составить список слов (прочитать его один раз и больше не повторять), которые желательно добавлять в рассказ или, наоборот, нельзя использовать (это уже задания на внимание и память). В этом случае за правильно сказанное дополнительное слово добавляется одно-два очка, а за использование слова, которое под запретом,— снимается одно-два очка.
ШМЕЛЬ
ЦВЕТЫ
СТРАУС
ОДЕЖДА
Найди на странице все склады чёрного цвета, Придумай предложение про фиалку и страуса.
Найди на развороте одинаковые склады. Придумай слова,
в которых есть такой склад, Назови все цвета, которые ты видишь на этих рисунках.
ЭТАЖЕРКА
КОАЛА
ЭКЛЕР
ФИАЛКА
ЗАЯЦ
ЗАГАДКА: Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. Кто это? (Отгадку
ищи на этой странице.) Найди сходство между всеми словами, написанными на этой странице. Одинаковое количество складов, ударный — чёрный — склад в начале всех слов.)
ЕЖИК
ЮБКА
СКОРОГОВОРКИ: Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов. Попробуй придумать короткую сказку про корабль, бочку и собаку.

Учимся читать по складам.