Физика. Химия. 5-6 классы. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С.

Концептуально курс 5-9 классов разбит на две ступени. Первую ступень составляет интегрированный пропедевтический курс физики и химии 5-6 классов. Изучив этот курс, ученики получат представление о некоторых законах физики и начала химии, смогут объяснить с научной точки зрения основные природные явления, научатся обращаться с простейшими техническими устройствами.

Физика. Химия. 5-6 классы. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С.

 

Описание учебника

Вы приступаете к изучению основ двух новых для вас наук — физики и химии.
Почему дует ветер? Куда текут реки? Отчего лимон кислый? Что такое гром и молния? Как запустить ракету? Что входит в состав пищи? Что служит материалом для одежды?
Ответы на эти и многие другие вопросы вы узнаете, изучая физику и химию.
А чтобы вам было легче и интереснее заниматься, мы станем вашими помощниками. Зовут нас Физикон и Химила.
Советуем вам внимательно читать текст книги и не менее внимательно рассматривать рисунки. В них заложен важный смысл.
Природа
Посмотрите вокруг: все, что вас окружает, называется материальным миром или, иначе, природой — живой и неживой. В природе постоянно происходят какие-то изменения: день сменяется ночью, идет дождь, дует ветер, зеленеет трава, горит костер, нагревается вода в солнечный день — все эти изменения называются явлениями природы.
Человек — часть природы, неразрывно связан с ней и зависит от нее.
ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ
1. Рассмотрите рисунок, на котором изображены явления природы. Назовите их.
2. Назовите несколько явлений природы, которые вы наблюдали, о которых читали, слышали.
3. Приведите примеры, показывающие, как человек зависит от природы.
Человек преобразует природу
Человек с момента своего появления на Земле сильно изменил ее облик, продолжает это делать и сейчас.
Люди строят города, папгут землю, каналами соединяют моря и реки. В небе летают самолеты, корабли бороздят моря и океаны, человек бурит скважины, по которым из недр на поверхность поступают газ и нефть.
В преобразовании окружающего мира человеку помогают науки о природе, которые относятся к естествознанию.
Только человек, хорошо изучивший науки о природе, способен пользоваться щедростью Земли, не нанося ей вреда.
ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ
Рассмотрите рисунки и расскажите, всегда ли преобразования идут природе на пользу.
Тела и вещества
Все окружающие вас предметы, а также растения и животные — это физические тела. То, из чего состоит физическое тело, назы-
ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ
1. Назовите тела, которые вы видите на рисунке, и вещества, из которых они изготовлены.
2. Назовите физические тела, которые можно увидеть:
а) на улице;
б) в спортзале.
3. Внимательно рассмотрите таблицу и дополните ее своими примерами.
Физическое тело Вещество, из которого оно состоит
Стакан Капля воды Ложка Стекло Вода Алюминий
Что изучает физика
Строение вещества
Механические явления Тепловые явления
Электромагнитные явления Световые явления
ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ
Приведите свои примеры механических, тепловых, световых и электромагнитных явлений.
Что изучает химия
Искусственный мех Изделия из пластмасс
Химические явления — это такие явления, при которых одни вещества превращаются в другие.
Скисание молока Гашение соды уксусом
Химия изучает не только свойства веществ, которые существуют в природе, но и возможность получения новых веществ — искусственных и синтетических. Производство металлов, пластмасс, лекарств и многого другого возможно благодаря достижениям химии.
ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ
1. В чем состоит основное отличие химических явлений от физических?
2. Приведите примеры химических явлений.
Изучая природу, человек использует научный метод, включающий в себя наблюдение, опыт, теорию.
Изучение явлений природы начинается с простых наблюдений.
Дальнейшее изучение явлений природы можно осуществить в лаборатории, проводя опыты. При этом часто используют специальное лабораторное оборудование.
Обобщая знания о явлениях природы, полученные в результате наблюдений и опытов, ученые создают научные теории.
лаоораторное оборудование
Вольтметр
Барометр
Амперметр
Микролопатка для твердых веществ
Ключ
Батарейка
Держатель
Колба
Пипетка
Лапка
Магнит
Кольцо Спиртовка
Лабораторный стакан
Линзы
Штатив
измерительные ириииры
Мерный, цилиндр
При проведении наблюдений и опытов используют измерительные приборы и инструменты.
Измерительные приборы, как правило, имеют шкалу, на которой нанесены деления с числами.
Посмотрите на вашу добрую знакомую — линейку.
1 мм
Расстояние между двумя соседними штрихами линейки — цена деления. В данном случае цена деления 1 мм
Наибольшее расстояние, которое можно измерить данной линейкой, — предел измерения — 10 см.
ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ
1. Назовите измерительные приборы, известные вам.
2. Укажите цену деления и предел измерения каждого из изображенных на рисунках приборов.
Секундомер
Измерительная лента
Измерения
Сегодня вы приступаете к лабораторным работам. Выполняя лабораторные работы, вы научитесь работать с измерительными приборами. Лабораторная работа выполняется с определенной целью, например проверить догадку, возникшую в процессе изучения явления.
Общие указания к выполнению лабораторных работ
1. Работайте с приборами аккуратно. Выполняйте правила пользования приборами.
2. При оформлении лабораторной работы напишите в тетради:
а) название работы;
б) задание;
в) результаты измерений в соответствии с ходом работы;
г) ответы на вопросы (если они есть в задании);
д) выводы из наблюдений или измерений.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Определение размеров физического тела
Ход работы
1. Определите цену деления и предел измерения линейки.
2. Измерьте при помощи линейки:
а) длину бруска а;
б) высоту бруска Ъ;
в) ширину бруска с.

Физика. Химия. 5-6 классы.