Химия. 7 класс. Шиманович И.Е. и др.

В наше время химия стала не только одной из основных наук, не только широким полем практической деятельности человека, но и просто естественной частью нашей повседневной жизни. Мы зажигаем газ в газовой плите, едем в автомобиле, пользуемся самыми разнообразными изделиями и материалами, готовим пишу, едим, ходим, дышим, наблюдаем за ростом растений. Все эти ставшие для нас привычными действия, материалы и явления были бы невозможны без химических веществ и химических процессов.

Химия. 7 класс. Шиманович И.Е. и др.

 

Описание учебника

Как пользоваться учебником
У вас в руках школьный учебник химии. Полистайте его, ознакомьтесь с содержанием. Посмотрите на рисунки, схемы. Как вы заметили, весь материал учебника разделен на главы и параграфы. Каждый параграф соответствует теме одного урока.
Рисунки и таблицы, иллюстрирующие свойства различных веществ, помогут вам нагляднее представить то, о чем идет речь в тексте учебника. Информация, представленная в таблицах, носит справочный характер и, как правило, не предназначена для запоминания.
Текст, напечатанный мелким шрифтом, содержи, материал, выходящий за рамки программы курса химии 7-го класса. Он обычно поясняет отдельные положения основного текста. Вы можете прочитать его сразу или вернуться к нему после того, как прочитаете весь параграф.
В конце параграфов имеются выводы, приведенные на цветном фоне. Проверьте, насколько вы их у вои.и и можете повторить.
Вопросы и задания в конце параграфа предназначены для самостоятельной работы. Внимательно .^читайте их. Выполните письменно те упражнения, которые заданы учителем. Звездочкой отмечены задания повышенной трудноси. Ответы на все расчетные задачи вы найдете в конце книги.
В учебнике вы встретите следующие условные обозначения:
— определения и правила;
— интересно знать.
Не забывайте пользоваться содержанием в конце книги. С его помощью вам будет легче отыскать материал, который следует изучить или повторить.
Общие правила поведения и работы в кабинете химии
Вы пришли на свой первый урок химии, который проходит в специальном помещении — кабинете химии. Здесь вы будете изучать основы этой науки, проводить разные опыты. Для того чтобы уроки химии были не только интересными, но и безопасными, вы должны ознакомиться с правилами поведения и работы в кабинете химии и всегда их выполнять.
1. В кабинет химии можно входить только с разрешения учителя или лаборанта.
2. Каждый ученик должен находиться на своем рабочем месте, на другое место можно переходить только с р.зрешения учителя. Нельзя загружать рабочий стол посторонними предметами.
3. В кабинете химии необходимо продлять осторожность, поддерживать порядок и чистоту.
4. В кабинете химии нельзя принимать пищу и класть на стол продукты питания, пить воду ^ химической посуды.
5. Категорически запрещается пробовать любые реактивы на вкус.
6. Перед выполнением каждого опыта необходимо тщательно ознакомиться с его оп^анием.
7. Запрещено самостоятельно брать реактивы и начинать работу с ними. Делать это можно только с разрешения учителя.
8. При выполнении опыта следует брать столько реактива, сколько указано в описании или учителем.
9. Если вы пролили (рассыпали) реактив или он попал на одежду, лицо, руки, немедленно сообщите об этом учителю или лаборанту.
С более подробными правилами поведения и с требованиями к мерам безопасности при работе в кабинете химии вы познакомитесь на последующих уроках.
Введение
§ 1. Что изучает химия?
Нас окружает огромное многообразие самых различных предметов, каждый из которых имеет свое название: книга, компьютер, стол, ложка, автомобиль и т. д. Но у каждого из них, как вы уже знаете из курса физики, есть одн общее название — физическое тело.
Посмотрите на рисунки 1, 2, 3. Чгг общего у изображенных на них ч*зи-ческих тел? Все физические тела на рисунке 1 состоят из стекла, рисун-
Рис. 1. Физические тела, состоящие из стекла
Рис. 2. Физические тела, состоящие из алюминия
Рис. 3. Физические тела, состоящие из полиэтилена
Правообладатель Народная асвета
Рис. 4. Физические тела, состоя- Рис. 5. Физические тела, состоящие из железа щие из нескольких веществ
ке 2 — из алюминия, на рисунке 3 — из пластмассы (полиэтилена). Следовательно, самые разные физические тела могут состоять из одного и того же вещества.
^^ Вещества — это то, из чего состоят физические тела.
Одни тела состоят только из одного вещества (рис. 4), другие — из нескольких веществ (рис. 5).
В настоящее время известно более 60 млн различных веществ. В последние годы их число увеличивается примерно на 1 млн в год.
У каждого из веществ есть свое название. С правилами составления названий веществ вы познакомитесь при изучении химии.
Любое из «ещтв имеет свой индивидуальный набор признаков (своеобразные «отпечатки пальцев»), по которым его можно отличить от всех других веществ, а иногда обнаружить и сходство с ними.
Й Признаки, по которым различные вещества подобны между собой или отличаются друг от друга, называются свойствами веществ.
Каждое из веществ имеет свои физические и химические свойства.
К физическим свойствам относятся: агрегатное состояние вещества (твердое, жидкое или газообразное при определенных условиях),
Что изучает химия?
Рис. 6. Образцы меди
Рис. 7. Поваренная соль в кристаллах и в мелкораздробленном состоянии
цвет, плотность, температуры кипения и плавления, растворимость в воде и других жидкостях, электропроводность, теплопроводность, твердость и др.
Например, медь — твердое непрозрачное вещество красноватого цвета с металлическим блеском (рис. 6). Под ударами молотка медь расплющивается, следовательно, о1° обладает ковкостью. Хорошо проводит электрический ток, не растворяется в воде. Из справочника можно узнать, что плотность меди равна 8,9 г/см3, а температура ее плавления составляет 1083 °С.
Поваренная соль — твердое вещество, белое в мелкораздробленном состоянии и прозрачное в крупных кристаллах (рис. 7). Соль хорошо растворима в воде, придает ей соленый вкус. В сухом виде не проводит электрический ток, но ее раствор и расплав являются хорошими проводниками электричества. Кристаллы поваренной соли хрупки, легко крошатся под ударами молотка. Ее плотность составляет 2,2 г/см3, а температура плавления равна 801 °С.
Одни физические свойства можно определить непосредственно с помощью органов чувств (запах, цвет, агрегатное состояние), а другие — измерить с помощью специальных устройств или приборов (температуры плавления и кипения, плотность, твердость и др.).
Лабораторный опыт 1 Изучение физических свойств веществ
1. Ознакомьтесь с выданными вам веществами. Определите, в каком агрегатном состоянии они находятся (твердом, жидком ^и газообразном). Заполните в тетради графу 1 в таблице 1.
2. Внесите в тетрадь в таблицу (графы 2 и 3) сведения о цвете и наличии блеска у веществ.
3. В четыре пробирки налейте воды до половины х объема. В первую пробирку поместите немного первого из предложенных веществ, во вторую — второго и т. д. Что вы наблюдаете. Больше или меньше плотности воды плотность каждого из вешите» (Плотность воды равна 1 г/см3.) Тщательно перемешайте содержимое каждой пробирки. Растворяется ли добавленное вещество — воде? Заполните в тетради графы 5 и 6.
4. Попробуйте поцарапать стекло кусочками твердых веществ. Определите их твердость относительно стекла и заполните в тетради графу 4 в таблице 1.
Под химическими свойствами понимают способность одних веществ при определенных условиях превращаться в другие вещества.
Вещество вода способно превращаться в новые вещества — водород и кислород. В процессе фотосинтеза в зеленых растениях. лекислый газ и вода превращаются в глюкозу и кислород.
Изучение химических превращений, условий их протека^ я, состава, физических и химических свойств образующихся новых веществ — основная задача химии. На вопрос, что такое химия, можно дать следующий краткий ответ.
В Химия — это наука о веществах и их преращениях в другие вещества.
Все физические тела состоят из веществ. Вещества характеризуются определенными физическими и химическими свойствами.
Свойства — это признаки, по которым вещества схожи или отличаются друг от друга.
Химия — это наука, изучаю’яя вещества и их свойства, а также превращения в другие вещества.
Вопросы и задания
1. Укажите, в каких из перечисленных предметов содержится вещество железо: мяч, гвоздь, спичка, нож, сковорода, карандаш.
2. Перечислите вещества (не менее 5), которые вы можете найти у себя дома, и укажите, для чего они применяются.
3. Грире.’те примеры (не менее 5) физических тел, которые изготовлены из: а) алюминия; б) меди.
4. Какое из веществ — мел, стекло или медь — более устойчиво к удару?
5. Как можно отличить железо от других металлов?
6. Почему для производства электрических проводов используют металлы?
7. По каким свойствам можно отличить медь от алюминия, песок от железа, поваренную соль от мела?

Химия. 7 класс. Шиманович И.Е. и др.