Химия. 8 класс. Аскаров И.Р. и др.

Учебный материал, предусмотренный Государственными стандартами образования для изучения на уроках химии в 8 классе общеобразовательной школы, излагается в учебнике на основе новых научных понятий интересными методами в следующей последовательности: периодический закон, периодическая таблица химических элементов, виды химических связей, теория электролитической диссоциации, азот, сера, элементы подгруппы галогенов, минеральные удобрения. При изложении тем учитывались возрастные особенности учащихся. В каждой главе представлены задачи и примеры для самостоятельного решения, а также наглядные образцы их решения.

Химия. 8 класс. Аскаров И.Р. и др.

 

Описание учебника

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
Глава I . ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ КУРСА ХИМИИ 7 КЛАССА 5
§ 1. Начальные химические понятия и законы 5
§ 2. Основные классы неорганических соединений 21
§ 3. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений 28
Глава II. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ЭЛЕМЕНТОВ. СТРОЕНИЕ АТОМА 31
§ 4. Первоначальная классификация химических элементов 31
§ 5. Природные семейства химических элементов 34
§ 6. Периодический закон химических элементов 38
§ 7. Состав атомного ядра 44
§ 8. Изотопы. Изобары 47
§ 9. Строение электронных слоев атомов 50
§ 10. Энергетические подуровни 53
§ 11. Распределение электронов по энергетическим уровням 56
§ 12. Периодическая таблица химических элементов 58
§ 13. Строение атомов элементов малых периодов 60
§ 14. Строение атомов элементов больших периодов 63
§ 15. Описание элементов по их местоположению в периодической таблице и строению атомов. Значение периодического закона 65
§ 16. Ядерные реакции 68
Глава III. ХИМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ 75
§ 17. Относительная электроотрицательность химических элементов 76
§ 18. Виды химической связи. Полярная и неполярная ковалентная связь 78
§ 19. Донорно-акцепторная связь 81
§ 20. Ионная связь 83
§ 21. Кристаллическая решетка 85
§ 22. Степени окисления элементов в соединениях 87
§ 23. Окислительно-восстановительные реакции 90
§ 24. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций 93
Глава IV. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ 99
§ 25. Электролиты и неэлектролиты 99
§ 26. Теория электролитической диссоциации 100
§ 27. Диссоциация кислот, щелочей и солей 104
§ 28. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации 105
§ 29. Ионообменные реакции 108
§ 30. Гидролиз солей 111
§ 31. Влияние различных факторов на гидролиз солей 114
Глава V. НЕМЕТАЛЛЫ 119
§ 32. Положение неметаллов в периодической таблице химических элементов. Строение атома 119
§ 33. Общие свойства неметаллов 120
Глава VI. ГАЛОГЕНЫ 123
§ 34. Положение галогенов в периодической таблице. Строение атома 123
§ 35. Хлор 126
§ 36. Хлорид водорода 129
§ 37. Фтор, бром, йод 135
Глава VII. ПОДГРУППА КИСЛОРОДА 141
§ 38. Общая характеристика элементов подгруппы кислорода 141
§ 39. Водородные соединения серы 144
§ 40. Кислородные соединения серы 146
§ 41. Серная кислота 148
§ 42. Скорость химических реакций 151
§ 43. Химическое равновесие 153
§ 44. Промышленное производство серной кислоты 155
Глава VIII. ПОДГРУППА АЗОТА 161
§ 45. Азот 162
§ 46. Водородные соединения азота 164
§ 47. Кислородные соединения азота 168
§ 48. Азотная кислота 170
§ 49. Фосфор 178
§ 50. Кислородные соединения фосфора 180
§ 51. Минеральные удобрения 185
§ 52. Основные минеральные удобрения 188
§ 53. Биогенные элементы и их значение для живых организмов 193
Лабораторные занятия 198
В условиях стремительного научно-технического прогресса научно обоснованное изучение предмета химии осуществляется в неразрывной связи с такими дисциплинами, как биология, физика, математика, география, геология, астрономия. Химические знания, несомненно, служат базой для овладения новыми технологическими процессами.
Учебный материал, предусмотренный Государственными стандартами образования для изучения на уроках химии в 8 классе общеобразовательной школы, излагается в учебнике на основе новых научных понятий интересными методами в следующей последовательности: периодический закон, периодическая таблица химических элементов, виды химических связей, теория электролитической диссоциации, азот, сера, элементы подгруппы галогенов, минеральные удобрения.
При изложении тем учитывались возрастные особенности учащихся. В каждой главе представлены задачи и примеры для самостоятельного решения, а также наглядные образцы их решения.
Теоретические знания тесно увязываются с событиями и явлениями окружающей среды. Для обеспечения более углубленного усвоения учебного материала к каждой теме прилагаются соответствующие вопросы, задания, тестовые задания. С целью закрепления теоретических знаний в учебнике широко освешен порядок решения опытных задач по галогенам, сере, азоту и выполнения практических занятий по получению аммиака и проведению с ним опытов, а также по определению минеральных удобрений.
Чтобы облегчить усвоение теоретических знаний, темы излагаются в непосредственной связи с процессами, протекающими на химических предприятиях, с процессами переработки природных богатств и сущностью повседневных химических явлений.
Важное место в учебнике отводится данным о всемирно известных научных исследованиях зарубежных и узбекских ученых.
Как подчеркивает Президент нашей республики Ислам Каримов, «Если мы хотим прославить Узбекистан на весь мир. возвеличить его древнюю историю и светлое будущее, сохранить се в памяти потомков, мы должны прежде всего воспитать великих писателей, поэтов и творцов»*. Современная химическая наука — есть продукт изысканий великих творцов.
При подготовке учебника приняты во внимание предложения и рекомендации ряда ведущих методистов-практиков, учителей и ученых нашей страны.
Авторы с удовлетворением примут любые предложения и рекомендации по усовершенствованию учебника, за что заранее выражают благодарность специалистам, которые пожелают высказать свои соображения и советы.
ВАЛЕНТНОСТЬ
1. Нахождение валентности элементов, входящих в состав вещества, по данным химическим формулам.
Свойство атомов элемента присоединять определенное число атомов другого элемента называется валентностью.
В качестве единицы измерения валентности принята валентность водорода.
Валентность атома водорода равна единице. Атом кислорода всегда двухвалентен.
Неизвестная валентность элемента определяется по водородным или кислородным соединениям, а также соединениям с каким-нибудь другим элементом, валентность которого известна.
Пример 1. Перепишите в тетрадь формулы следующих соединений и определите их валентность: As205, Си,О, Te03, H2Se, С1207, КН.
( ГЛАВА I ) ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ КУРСА ХИМИИ 7 КЛАССА ~ ^^^
— — Решение. 1) As205 — валентность кислорода равна двум. Число атомов кислорода — пять, валентность каждого — два, общая валентность атомов кислорода (2-5=10) равна 10. Общая валентность мышьяка также должна быть равна десяти. Число атомов мышьяка в соединении — два: 10 : 2 = 5. Следовательно, каждому атому мышьяка соответствуют 5 единиц. Валентность мышьяка в соединении — 5;
Составление формулы вещества, состоящего из двух элементов, валентности которых известны.
Пример 1 Составьте формулу оксида фосфора (V), зная, что фосфор пятивалентен, кислород двухвалентен.
Решение: 1) запишем символы фосфора и кислорода — РО;
2) запишем валентности элементов римскими цифрами над их символами — PvO»;
3) определим самое малое общее делимое чисел, выражающих валентности, то есть пяти и двух. Оно равно десяти;
4) чтобы найти число атомов элементов в формуле, разделим общее делимое на валентности элементов: фосфор — 10 : 5 = 2; кислород — 10:2 = 5. Следовательно, в соединении фосфор представлен двумя, а кислород — пятью атомами.
5) запишем найденные числа атомов в индексе химических символов
Пример 2. Определите валентность углерода в оксиде углерода (IV).
Решение. Валентность кислорода в соединении равна двум, углерода — т. Если известны формула соединения и валентность (п) одного из элементов, валентность (т) второго можно определить по формуле
Например, валентность углерода в СО, равна т = 4;

Химия. 8 класс. Аскаров И.Р. и др.