Химия. 8 класс. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

Книга знакомит школьников с основными химическими понятиями, важнейшими классами неорганических соединений, строением атома и Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева. Доступный язык и логическая последовательность изложения материала способствуют быстрому усвоению информации. Авторы предлагают много заданий, различных по форме, в том числе подразумевающих самостоятельную или коллективную личностно значимую деятельность учащихся, описания лабораторных опытов и практических работ с элементами исследования. Всё это позволяет реализовать системно-деятельностный подход в обучении.

Химия. 8 класс. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

 

Описание учебника

Вы приступаете к изучению нового интересного предмета, который называется «Химия». Химия, как физика и биология, относится к естественным наукам. Она даёт ключ к познанию многих природных явлений и разгадке тайн окружающего мира. Так, из курса природоведения вам известно, что в зелёных растениях происходит превращение углекислого газа и воды в органические вещества, и этот процесс сопровождается выделением кислорода. На уроках химии вы узнаете, как происходят в клетках растений эти удивительные превращения.
Химия — экспериментальная наука. Законы химии, свойства веществ можно проверить и исследовать самому, проводя химические опыты. В течение года вы много раз будете работать как химики-экспериментаторы. Посмотрите учебник — сколько там лабораторных опытов и практических работ! Но при их выполнении не следует нарушать установленные правила и инструкции. В противном случае химия может «наказать» не только самого экспериментатора, но и окружающих его людей. Поэтому будьте внимательны при выполнении лабораторных опытов и практических работ, строго следуйте изложенным в учебнике рекомендациям по обращению с веществами.
Опыты с веществами не приведут к нежелательным последствиям, если вы будете знать свойства этих веществ и особенности химических превращений. Именно такие знания вы получите при изучении химии, и в этом вам поможет учебник, который вы держите в руках. Рассмотрим его.
Для облегчения усвоения программного материала в учебнике представлены рисунки, таблицы и схемы, иллюстрирующие наиболее важные теоретические положения.
Основные химические понятия, формулировки законов выделены в тексте полужирным шрифтом. Выделены также наиболее важные обобщения и выводы, на которые следует обратить особое внимание.
Содержание всех параграфов учебника взаимосвязанно. Не изучив материал одного параграфа, можно столкнуться с трудностями при изучении следующего.
В учебнике приведены алгоритмы (порядок действий) для решения расчётных задач различных типов, а также образцы решения конкретных задач.
После каждого параграфа приведены вопросы, упражнения и задачи. Выполняя эти задания, вы сможете глубже изучить и понять химические процессы, а также развить свои умения и навыки.
Проработав параграф, постарайтесь выполнить предложенные вам задания. Как правило, ответы на них заключены в тексте параграфа, и если вы затрудняетесь, значит, вам следует прочитать его ешё раз.
Перед решением задачи обязательно проработайте алгоритм решения задач данного типа.
В конце книги даны ответы к расчётным задачам и помещён предметный указатель, который содержит термины, понятия, названия веществ, реакций, законов с указанием страниц учебника, где они упоминаются.
Если вы сможете ответить на все вопросы, выполнить все упражнения и решить все задачи, которые даны в учебнике, то химия станет для вас любимым и понятным предметом. Успехов вам в изучении химии!
Условные обозначения
Из истории химии.
Для любознательных.
Научитесь правильно решать задачи.
Обратите внимание.
Правила экологически безопасного поведения. Вопросы и задания.
Тестовые задания с выбором одного или нескольких правильных ответов из четырёх предложенных или задания на установление соответствия.
Задания с диска.
Введение
§1
ПРЕДМЕТ ХИМИИ.
ВЕЩЕСТВА И ИХ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Из курсов физики и природоведения вы знакомы с понятиями «физическое тело» и «вещество». Напомним, в чём разница между веществами и телами.
Вещества — это то, из чего состоят физические тела. Вещества
Алюминий, железо, вода, сера, сахар, медь, кислород ит. д. — это вещества. Алюминий — это вещество, а алюминиевые ложка, проволока, кастрюля и кружка — физические тела (рис. 1). Железо — вещество, а гвоздь, подкова — физические тела.
Для более чёткого различения понятий «вещество» и «тело» можно воспользоваться подсказкой: к названию тела — существительному — можно подобрать относительное прилагательное, образованное от названия вещества, например железная подкова. Значит, подкова — тело, а железо — вещество.
Физическое тело может состоять из нескольких веществ. Кусок гранита, например, состоит из частиц кварца, полевого шпата и слюды.
Рис. 1. Различные предметы (физические тела), изготовленные из алюминия
Веществ очень много — более десяти миллионов, и каждое из них обладает определёнными физическими и химическими свойствами.
К физическим свойствам вещества относятся агрегатное состояние (газообразное, жидкое или твёрдое), цвет, блеск, запах, плотность, растворимость, температура плавления, температура кипения, электропроводность и др.
Физические свойства веществ — это признаки, по которым одни вещества отличают от других или устанавливают сходство между ними.
Например, опишем физические свойства воды. Вода — бесцветная, прозрачная жидкость без вкуса и запаха с плотностью 1 г/см3, плохо проводит тепло и электрический ток, кипит при 100 °С, замерзает при 0°С, хорошо растворяет многие вещества. Перечисленные признаки позволяют сравнивать воду с другими веществами.
Сравним свойства воды со свойствами ацетона. Ацетон (растворитель) — тоже прозрачная, бесцветная жидкость. Но по другим признакам он отличается от воды: легче её (плотность ацетона равна 0,791 г/см3), имеет характерный запах, закипает при 56,1 °С, электрический ток не проводит.
Из этих примеров следует, что вещества можно различать и распознавать по их физическим свойствам. Вещества различают и по химическим свойствам, о которых вы узнаете в дальнейшем.
Поэтому одна из задач химии — изучение веществ, их физических и химических свойств.
Простейший способ изучения свойств веществ — наблюдение. Непосредственным визуальным наблюдением определяют качественные свойства веществ (цвет, блеск, агрегатное состояние ит. д.), а с помощью измерительных приборов — значения характеризующих их физических величин (плотность. температура плавления и кипения, электропроводность и др.). Значения физических величин приводятся в справочниках; для некоторых веществ они указаны в табл. 16 приложения (с. 215). К свойствам веществ относится и их воздействие на организм.
Вещества нельзя пробовать на вкус, потому что многие из них ядовиты.
Повседневно мы наблюдаем различные превращения веществ. Железные предметы во влажном воздухе ржавеют — покрываются ржавчиной; дрова в печи или костре сгорают, оставляя небольшое количество золы и выделяя тепло; опавшие листья деревьев постепенно истлевают, превращаясь в перегной и также выделяя тепло. Эти превращения характеризуют химические свойства вешеств.
Вторая задача химии — изучение превращений веществ и процессов, сопровождающих эти превращения.
Теперь можно ответить на вопрос: «А что же изучает химия?»
Химия — это наука о веществах, их строении, свойствах, превращениях и явлениях, которыми сопровождаются эти превращения.
Химия — это одна из наук о природе, она относится к естественным наукам и тесно связана с физикой, биологией, географией и другими науками.
Предмет химии
1. Какие свойства веществ представляют опасность для человека?
2. Какие из пяти органов чувств (зрение, вкус, обоняние, осязание, слух) химики используют для анализа веществ?
3. Какие вещества входят в состав семян растений? При ответе на вопрос вспомните материал из курса ботаники.
4. Назовите не менее трёх веществ: а) которые входят в состав нашего организма; б) с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни.
5. Из приведённого перечня выпишите отдельно слова, обозначающие вещества и тела: льдина, ваза, труба, вода, медь, гвоздь, сосулька.
6. Распределите указанные вещества по группам в зависимости от их агрегатного состояния при обычных условиях: железо, углекислый газ, сахар, вода, ртуть, поваренная соль, азот, кислород.
7. К веществам относятся все признаки, перечисленные в ряду:
а) твёрдый, лёгкий, бесцветный, кристаллический;
б) стеклянный, круглый, растворимый, тяжёлый;
в) зелёный, лёгкий, газообразный, выпуклый;
г) хрупкий, нерастворимый, овальный, электропроводный.
8. Названия веществ перечислены в ряду:
а) цинк, стакан, аммиак, кислород;
б) железо, глюкоза, алмаз, кислород;
в) вилка, графит, серная кислота, сода;
г) олово, книга, ваза, сера.
9. Названия тел (предметов) перечислены в ряду:
а) проволока, углекислый газ, льдина, сода;
б) стекло, стакан, ваза, снежинка;
в) алюминий, озон, монета, кружка;
г) ложка, пробирка, гвоздь, кирпич.
§2
МОЛЕКУЛЫ И АТОМЫ. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АТОМНАЯ МАССА
Из курса физики вам известно, что многие вещества состоят из молекул.
Молекулы Молекулы — это мельчайшие частицы многих веществ, об-
ладающие химическими свойствами данного вещества и состоящие из атомов, соединённых между собой химическими связями.
В определении выделены слова «многих веществ». Это связано с тем, что кроме веществ молекулярного строения, состоящих из молекул (сахар, спирт, эфир, уксусная кислота, кислород, углекислый газ, вода и др.), известны и вещества немолекулярного строения (поваренная соль, алмаз и др.).
Молекулы способны к самостоятельному существованию. При химических реакциях они распадаются, т. е. являются химически делимыми частицами.
Молекулы состоят из атомов (в переводе с греческого атом означает неделимый).
Атомы Атомы — это мельчайшие химически неделимые частицы ве-
щества.
Подробнее о веществах молекулярного и немолекулярного строения вы узнаете при изучении химической связи.
Атомы, как и молекулы, способны к самостоятельному существованию. Так, атомы водорода составляют около половины массы Солнца; из отдельных атомов состоят такие вещества, как гелий, неон, аргон и др.
Химия изучает такие явления, в которых атомы сохраняются: не уничтожаются и не возникают вновь (отсюда и происхождение термина «атом»).
Над вопросом, из чего состоит то или иное вещество, люди задумывались ещё в древности. Древнегреческие философы считали, что вещества состоят из мельчайших, невидимых, неделимых частиц — атомов, находящихся в непрерывном движении.
В поэме Тита Лукреция Кара (I в. до н. э.) «О природе вещей» существование невидимых частичек доказывается так:
…На морском берегу, разбивающем волны, Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, высыхает, Видеть, однако, нельзя, как влага на нём оседает, Как и не видно того, как от зноя она исчезает. Значит, дробится вода на такие мельчайшие части, Что недоступны они совершенно для нашего взора.
На основе атомистических представлений древних философов в конце XVIII — начале XIX в. возникло атомно-молеку-лярное учение, сущность которого сводится к представлению о том, что вещества состоят из атомов и молекул. Одним из основоположников этого учения был выдающийся русский учёный М. В. Ломоносов.
Известно, что атомы имеют очень малые размеры. Они настолько малы, что их невозможно рассмотреть даже в электронный микроскоп, дающий увеличение в 40 тысяч раз. Радиусы атомов составляют 0,06—0,25 нм. Нанометр (нм) — одна миллиардная часть метра (10~9 м).
Насколько малы атомы, можно продемонстрировать на следующем примере. Если каким-то образом пометить все атомы в стакане воды, а затем перемешать её с водой земного шара (вода рек, озёр, морей, океанов, ледников и т. д.), то, зачерпнув стакан воды из любого водного источника, можно обнаружить в нём около двух тысяч меченых атомов.
Естественно, что ничтожно малому размеру атома соответствует и ничтожно малая масса. Современные методы исследования позволяют определить её с большой точностью.

Химия. 8 класс. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.