Химия. 8 класс. Поурочные планы к учебнику Габриеляна О.С.

Пособие содержит сценарии уроков, включающие все темы базового курса химии для 8 класса, также дано тематическое планирование по используемым педагогами учебным программам. Учитель найдет здесь подробные, методически обоснованные планы уроков (как традиционных, так и нетрадиционных), множество контрольных, тестовых, самостоятельных работ и методику проведения лабораторных опытов. Варианты уроков, предложенные в игровой форме, помогут ученикам глубже понять материал. Издание будет полезно как начинающим педагогам, так и преподавателям со стажем.

Химия. 8 класс. Поурочные планы к учебнику Габриеляна О.С.

 

Описание учебника

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксиды и другие бинарные соединения, кислоты, основания и соли), о строении вещества (типология химических связей и вид кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
Данное издание содержит поурочные разработки по курсу О.С. Габриеляна и тематические планы по программам О.С. Габриеляна; Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана; И.И. Новошинского, Н.С. Новошинской; Н.Е. Кузнецовой; Е.Е. Минченкова.
В качестве дополнительного материала к урокам рекомендуем использовать издание: Контрольно-измерительные материалы. Химия. 8 класс / Сост. Н.П. Троегубова. М.: ВАКО, 2013.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии в 8 классе учащиеся должны знать/понимать:
• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
* Далее — КИМы.
Пояснительная записка
• основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава вещества, периодический закон Д.И. Менделеева.
Учащиеся должны иметь первоначальные представления об органических веществах:
• углеводородах (метан, этан, этилен);
• кислородсодержащих органических соединениях (спирты — метанол, этанол, глицерин);
• карбоновых кислотах (уксусная кислота, стеариновая кислота);
• биологически важных веществах (жиры, углеводы, белки);
• полимерах (полиэтилен).
Учащиеся должны уметы
• называть химические элементы, соединения изученных классов;
• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в Периодической системе химических элементов (ПСХЭ) Д.И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, сущность реакций ионного обмена;
• характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов, связь между составом, строением и свойствами веществ, химические свойства основных классов неорганических веществ;
• определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
• составлять формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения атомов 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева, уравнения химических реакций;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
• распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- , карбонат-ионы;
• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объем и массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
• приготовления раствора заданной концентрации.
Тематическое планирование
№ урока Тема урока
Введение (6 ч)
1 Предмет химии. Вещества. Вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности на уроках химии и в лаборатории
2 Превращения веществ. Роль химии в жизни человека
3 Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов
4 Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы
5 Вычисления по химической формуле
6 Проверочная работа № 1. Химическая формула. Вычисления по химической формуле
Тема I. Атомы химических элементов (10 ч)
7 Основные сведения о строении атомов
8 Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы
9 Строение электронных оболочек атомов
10 Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
11 Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов. Ионная связь
12 Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная неполярная связь
13 Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная полярная связь
14 Металлическая химическая связь
15 Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме I
16 Контрольная работа № 1. Атомы химических элементов
6
Тема II. Простые вещества (5 ч)
17 Простые вещества — металлы
18 Простые вещества — неметаллы
19 Количество вещества. Молярная масса
20 Молярный объем газов
21 Проверочная работа № 2. Простые вещества
Тема III. Соединения химических элементов (12 ч)
22 Степень окисления
23 Важнейшие классы бинарных соединений — оксиды и летучие водородные соединения
24 Основания
25 Кислоты
26 Соли
27 Кристаллические решетки
28 Физические явления в химии. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей
29 Практическая работа № L Анализ почвы и воды
30 Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)
31 Практическая работа № 2. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе
32 Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме III
33 Контрольная работа № 2. Соединения химических элементов
Тема ГУ. Изменения, происходящие с веществами (15 ч)
34, 35 Практическая работа № 3. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Нагревание вещества в открытом пламени
36 Химические явления, или химические реакции
37 Практическая работа № 4. Наблюдение за горящей свечой
38 Практическая работа № 5. Признаки химических реакций и условия их протекания
39 Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ
40 Расчеты по химическим уравнениям
41 Решение расчетных задач по уравнениям химических реакций с использованием понятий примеси, массовая доля растворенного вещества
42 Реакции разложения
43 Реакции соединения
44 Реакции замещения
45 Реакции обмена
46 Типы химических реакций на примере свойств воды
47 Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме IV
48 Контрольная работа № 3. Изменения, происходящие с веществами
Тема V. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции (19 ч)
49 Растворение. Растворимость веществ в воде
50 Электролитическая диссоциация
51 Основные положения теории электролитической диссоциации
52, 53 Ионные уравнения
54 Практическая работа № 6. Ионные реакции. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца
55 Кислоты, их классификация и свойства
56 Основания, их классификация и свойства
57 Оксиды, их классификация и свойства
58 Соли, их классификация и свойства
59 Генетическая связь между классами веществ
60 Практическая работа № 7. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей
61 Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)
62 Обобщение и систематизация знаний по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
63 Свойства веществ изученных классов в свете теории ОВР
64 Практическая работа № 8. Решение экспериментальных задач
65, 66 Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме V. Решение расчетных задач по формулам и уравнениям реакций
67 Контрольная работа № 4. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР
68 Резервный урок
Итого: 68 часов (один из них резервный), в неделю — 2; контрольных работ — 4, проверочных работ — 2, практических работ — 8.
ВВЕДЕНИЕ
Урок 1. Предмет химии. Вещества. Вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности на уроках химии и в лаборатории
Цели: познакомить с основными правилами ТБ и ОТ при работе в химической лаборатории; сформировать знания о химическом элементе и формах его существования — свободных атомах, молекулах простых и молекулах сложных веществ; выявить значение веществ в природе и жизни человека; научить различать понятия тело и вещество, простое вещество и химический элемент, описывать свойства веществ и подтверждать их экспериментально.
Основные понятия: наука химия, вещество, химический элемент, атом, молекула, простое вещество, сложное вещество.
Оборудование: справочные таблицы; тетради, прошитые шнуром; инструкция по ТБ и ОТ; шаростержневые модели молекул водорода, кислорода, хлора, воды, углекислого газа; ареометр, пробирки, спиртовка;.изделия из стекла, железа, керамики; вода, сахароза, уксусная кислота, алюминий.
Ход урока
I. Организационный момент
На первом уроке учитель проводит инструктаж по технике безопасности (ТБ) и охране труда (ОТ) на уроках химии и в лаборатории. Объясняет основные правила поведения при проведении лабораторных и практических работ и правила работы с тетрадью «Инструктаж по ТБ и ОТ». Учитель обращает внимание учащихся на инструкцию по ТБ и ОТ в учебнике (с. 174—175).
Урок 1. Предмет химии. Вещества
В дальнейшем перед каждым уроком учитель будет записывать на доске правила по ТБ и ОТ или выдаст их учащимся в распечатанном виде. К первому уроку для каждого рабочего стола должна быть подготовлена прошитая шнуром тетрадь «Правила по ТБ и ОТ», страницы в ней пронумерованы, в конце обязательно стоит подпись директора школы и печать.
Следует помнить! До начала урока учащиеся проверяют наличие реактивов в наборе и делают отметку в графе «Сохранность реактивов, оборудования и рабочего стола». Об отсутствии одного или нескольких реактивов следует немедленно сообщить лаборанту и учителю (на уроке на это не будет времени). Тетрадь хранится в лаборатории, когда она заканчивается, заводится новая, а предыдущая определенное время хранится в лаборатории. Заполняется она следующим образом.
Правила по ТБ и ОТ при выполнении лабораторной и практической работы
Дата Ф.И.О. учителя, проводящего инструктаж по ТБ и ОТ Класс Фамилия, имя учащегося Содержание инструктажа по ТБ и ОТ Сохранность реактивов, оборудования и рабочего стола Подпись
01.09.2012 Троегубова Н.П. 8 «А» Наговицына Татьяна. Ярославцев Дмитрий Вводный инструктаж по ТБ и ОТ Все реактивы в наличии
После заполнения таблицы учащиеся знакомятся с предисловием учебника (с. 3—4). Внимательно читают и записывают в тетрадь важнейшие методы познания при изучении химии и других естественных дисциплин: наблюдение, эксперимент, моделирование — и их определения.
Для работы с определениями и терминами учитель рекомендует учащимся завести отдельную тетрадь «Химический словарь». Все определения необходимо записывать при подготовке домашнего задания.
Для успешной работы с учебником учитель знакомит учеников со встречающимися в нем условными обозначениями.

Химия. 8 класс. Поурочные планы