Химия. 8 класс. Учебник. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.

Учебное пособие «Химия. 8 класс» может считаться второй частью полного курса химии О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова и С. А. Сладкова для основной школы, если в 7 классе использовалось пособие «Химия. 7 класс» этих авторов, а может быть самостоятельной учебной книгой, которая открывает такой курс. Большое внимание в пособии уделено не только развитию универсальных учебных действий, но и формированию экспериментальных и расчётных умений и навыков. Пособие создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Химия. 8 класс. Учебник. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.

 

Описание учебника

§ 1. РОЛЬ химии В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Решите проблему, которую можно сформулировать, перефразируя В. В. Маяковского: «Химия — это хорошо?» или «Химия — это плохо?»
Слово «химия» вызывает у каждого из вас различные эмоции: как положительные, так и отрицательные.
Положительные потому, что средства массовой информации, беседы со взрослыми позволяют вам сделать вывод о том, что без достижений химии немыслимо существование современного общества (рис. 1). В любой сфере деятельности человек обязательно использует достижения химии. Это и разнообразные пластмассы, из которых изготавливают многие детали компьютеров, телефонов и автомобилей, предметы быта, различные упаковки и контейнеры и т. д. Это и компоненты средств гигиены и косметики. Современная медицина своими успехами во многом обязана химии, которая предоставляет ей синтетические витамины и лекарственные средства, а также материалы, необходимые для изготовления аппаратуры и приборов, используемых для диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Сельское хозяйство немыслимо без применения удобрений и средств защиты растений и животных. В информационной сфере роль химии тоже значительна, так как на основе химических технологий создаются материалы для носителей, а также средства хранения и передачи информации.
Очевидно, прав был великий Михаил Васильевич Ломоносов, который ещё в далёком 1747 г. утверждал: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…».
А вот что сказал о химии Николай Николаевич Семёнов, учёный XX в., лауреат Нобелевской премии: «Все мы связываем с химической наукой прогресс в познании окружающего мира, новые методы его перестройки и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста, который мог бы обойтись без знания химии».
Положительное отношение к химии называют одним словом — хемофилия. Антоним хе-мофилии — хемофобия. Отрицательное отношение к химии также имеет свою аргументацию. Химическое загрязнение окружающей среды относится к глобальным проблемам человечества.
Рост промышленного производства и сельского хозяйства, развитие энергетики и транспорта, совершенствование современных технологий и средств коммуникации приводят к тому, что из недр Земли ежегодно извлекается более 100 млрд т различных полезных ископаемых, сжигается более 1 млрд т топлива и выбрасывается в атмосферу несколько млрд т угарного и углекислого газа и десятки млн т оксидов азота и серы. Они образуют с атмосферной влагой растворы кислот, которые, выпадая в виде дождя.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765)
Николай Николаевич Семёнов (1896—1986)
Рис. 2. Последствия воздействия агрессивной среды: а — некроз листьев растений; б — разрушающаяся мраморная скульптура
Рис. 3. Загрязнённый природный ландшафт
Проверьте свои знания
1. Откуда происходит название науки — «химия»?
2. Объясните происхождение терминов «хемофилия» и «хемофобия».
3. Раскройте положительное и отрицательное значение химии в жизни современного общества.
памятники архитектуры и скульптуры, оказывают губительное воздействие на луга, поля и леса (рис. 2).
Разливы нефти представляют собой смертельную опасность для морских и пресноводных организмов. Бытовые отходы загрязняют природные ландшафты, превращая живописные уголки в мусорные свалки (рис. 3). Часто этому способствует элементарная химическая безграмотность и безответственное поведение людей, ведь пластиковые пакеты и бутылки, брошенные в лесу, по берегам рек, обезображивают природу на десятилетия.
Химия зародилась в Древнем Египте, умелые мастера которого плавили металлы, производили краски, владели искусством бальзамирования тел знатных египтян. Древнее название Египта — Kham, отсюда и произошло название khemeia — химия, египетская наука. Арабы прибавили к этому слову приставку ал-, и возникло слово алхимия, средневековое название химии. Алхимики занимались поиском способов получения философского камня, которому приписывали магические свойства и способность превращать неблагородные металлы в золото, а также обеспечивать бессмертие. Алхимики обогатили химию множеством замечательных достижений: изобрели способы очистки уже известных веществ, открыли множество новых веществ и создали некоторое химическое оборудование.
Хемофилия. Значение химии в жизни современного человека. Хемофобия. Источники химической информации. Алхимия.
Примените свои знания
1. Объясните происхождение названий естественно-научных предметов: физики, биологии, географии. Как химия связана с этими предметами?
2. Подготовьте сообщение о значении химии в гуманитарной (литература, искусство, история, философия и др.) или производственной (лёгкая и тяжёлая промышленность, автомобилестроение, военное дело, сельское хозяйство и др.) сфере деятельности.
3. Что, по мнению алхимиков, представлял собой философский камень? Назовите литературные произведения, герои которых использовали эту несуществующую субстанцию.
Используйте дополнительную информацию и выразите мнение
1. Сторонником какой позиции — хемофилии или хемофобии — вы являетесь? Аргументируйте свою точку зрения.
2. Какие источники химической информации вам известны? Использовали ли вы их в процессе изучения других естественно-научных предметов?
3. Какой деятельностью вы хотели бы заниматься после окончания школы? Какую роль играет в ней химия?
4. Подготовьте сообщение о достижениях алхимиков. Почему это учение потерпело крах?
5. Подготовьте сообщение о вкладе одного из отечественных химиков в мировую химическую науку.
§ 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ химии
Можно ли применять в химии методы, которые вы использовали при изучении других естественно-научных предметов?
Химия является важнейшей из естественных наук, к которым также относятся биология, география, физика. Перечисленные учебные дисциплины вы начали изучать раньше. При изучении естественных наук, в том числе и химии, широко используется такой важнейший метод познания, как наблюдение.
Наблюдение — это концентрация внимания на познаваемых объектах с целью их изучения.
Этот метод вам хорошо известен ещё из курса начальной школы. Различают:
— непосредственное наблюдение, которое ученик проводит, наблюдая за изучаемым химическим объектом (веществом, коллекцией веществ или материалов и явлениями, происходящими с ними);
— опосредованное наблюдение, которое ученик проводит, используя результаты наблюдений, подготовленные и зафиксированные одноклассниками или учителем в виде сообщений, видеозаписей и др.;
— долговременное наблюдение, которое проводится на протяжении длительного времени — нескольких часов, дней и даже недель (например, так вы будете наблюдать за коррозией металлов в зависимости от условий протекания этого процесса);
— кратковременное наблюдение, которое вы будете проводить на уроке при выполнении лабораторных опытов и практических работ.
Каким бы ни было наблюдение, проводимое в процессе изучения химии, оно должно соответствовать ряду условий:
1. Определяется объект наблюдения (вещество или изменения, происходящие с веществом в определённых условиях).
2. Формулируется цель наблюдения.
3. Часто выдвигается гипотеза (греч. hypothesis — основание) — научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо свойства химического объекта и влияния условий на его проявление.
4. Составляется план проверки выдвинутой гипотезы в ходе химического эксперимента (лат. experimentum — проба, опыт).
Химический эксперимент — исследование, которое проводят с веществами в контролируемых условиях с целью изучения их свойств.
Многократное воспроизведение эксперимента в данных условиях позволяет выявить закономерность, которой подчиняются исследуемые химические объекты и явления. Такие условия обеспечивает специально оборудованное помещение — лаборатория (рис. 4).
5. По результатам эксперимента делается вывод об истинности выдвинутой гипотезы и оформляется отчёт.
§ 3. ВЕЩЕСТВА И ИХ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Как в физике называются объекты окружающего мира? Что изучает физика? Что изучает химия?
Лабораторный опыт № 1
Ознакомьтесь с коллекцией лабораторной посуды. Соотнесите с образцами коллекции следующие названия: пробирка, колба, химический стакан, мерный цилиндр, воронка (пластиковая и стеклянная). Что общего между всеми образцами посуды, кроме пластиковой воронки? Чем различаются две воронки?
Все образцы лабораторной посуды в рассмотренной вами коллекции, так же как и все окружающие нас объекты, называются физическими телами. Вы, несомненно, определили, что все образцы коллекции изготовлены из стекла,’ а одна воронка — из пластмассы. И стекло, и пластмасса — это материалы^ представляющие собой композицию нескольких веществ.
То, из чего состоят физические тела, называется веществом.
Предметом химии являются вещества и их свойства.
Признаки, по которым одни вещества отличаются от других, называются свойствами веществ.
Материал — вещество или смесь веществ, из которых изготавливается физическое тело (изделие).
Основное отличие материала от вещества состоит в том, что материал очень часто представляет собой композицию нескольких веществ. Например, различные сплавы алюминия — это материал, сам алюминий и отдельные компоненты сплавов — это вещества.
Изучением свойств материалов занимается особый раздел науки — материаловедение. Создание материалов с заранее заданными свойствами — одна из целей материаловедения.
Рис. 6. Прибор на основе ртути — барометр
Каждое вещество характеризуется индивидуальными физическими свойствами, к которым относятся: агрегатное состояние (при определённых условиях), температура плавления, температура кипения, плотность, теплопроводность, электропроводность, цвет, запах и др.

Химия. 8 класс. Учебник.