Сборник самостоятельных работ по химии. 8 класс. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

Упражнения, вопросы, задачи и тесты сгруппированы но темам в четыре работы, каждая из которых содержит 25 вариантов заданий. Работы составлены в соответствии с последовательностью изучения материала. Поскольку задания разнообразны по форме и содержанию, их можно использовать на разных этапах урока по мере изучения логически завершенных фрагментов содержания учебного материала, при закреплении и повторении изученного, контроле знаний, а также для организации самостоятельной работы учащихся дома.

Сборник самостоятельных работ по химии. 8 класс. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

 

Описание учебника

В пособии наряду с заданиями традиционной формы содержатся тесты, с помощью которых можно ознакомить учащихся с тестовой технологией и сформировать у них специфические навыки выполнения тестовых заданий.
Учитель по своему усмотрению может менять порядок вопросов, число заданий, дополнять, изменять задания и т. д.
При проведении первой контрольной работы необходимо дать указания учащимся о порядке её выполнения. Прежде всего нужно ознакомить школьников с содержанием всех заданий и рекомендовать последовательность их выполнения. Целесообразно начинать с тех заданий, которые кажутся более лёгкими. Если начинать с трудных заданий, то на их выполнение можно потратить много времени и всё же не дать ответа, но тогда и лёгкие задания останутся невыполненными из-за недостатка времени. Прежде чем отвечать на вопрос, нужно внимательно прочитать его 2-3 раза, чтобы понять содержание. Не следует переписывать задание, нужно указать лишь его номер и сразу записать ответ.
Как показала апробация, предлагаемые самостоятельные работы способствуют интенсификации учебного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самообразования, помогают развитию познавательной деятельности школьников.
РАБОТА I
ВВЕДЕНИЕ. СТРОЕНИЕ АТОМА. СТРУКТУРА ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА. ХИМИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Вариант 1
1. Из перечня признаков (свойств) выпишите те. которые относятся к веществам: растворимый, круглый, лёгкий, кристаллический. выпуклый, газообразный, твёрдый, плоский.
2. Выберите свойства, характерные для атома:
а) имеет определённую массу;
б)состоит из молекул;
в) не разрушается при химических реакциях;
г) не разрушается при испарении.
3. Для атома фосфора (изотоп с массовым числом 31) укажите:
а) заряд ядра атома и число протонов в ядре атома;
б) число нейтронов в ядре атома;
в) общее число электронов;
г) схему строения атома.
4. Вычислите относительную молекулярную массу вещества, в состав молекулы которого входят два атома водорода, один атом кремния и три атома кислорода.
Напишите, как читается эта формула.
5. Простое вещество — металл образуют атомы каждого из двух элементов, символы которых:
химического элемента химического элемента
Вариант 2
1. Из перечня признаков (свойств) выпишите те, которые относятся к веществам: зелёный, электропроводный, овальный, хрупкий, стеклянный, растворимый, жидкий.
2. Выберите свойства, характерные для молекулы:
а) состоит из атомов;
б) разрушается при испарении вещества;
в) имеет определённую массу;
г) разрушается при химических реакциях.
3. Для атома хлора укажите:
а) число занятых энергетических уровней;
б) число электронов на внешнем энергетическом уровне;
в) число завершённых энергетических уровней;
г) схему строения атома.
4. Вычислите относительную молекулярную массу вещества, в состав молекулы которого входят два атома фосфора и пять атомов кислорода.
Напишите, как читается эта формула.
5. Простое вещество — неметалл образуют атомы каждого из двух элементов, символы которых:
3
1. Из перечня признаков (свойств) выпишите те, которые относятся к телам: теплопроводный, мягкий, круглый, плоский, бесцветный, деревянный, нерастворимый, прозрачный, газообразный.
2. Молекула метана состоит из одного атома углерода и четырёх атомов водорода. Химическая формула этого вещества: а) С2Н4; б) СО,; в) СН4; г) SiH4. Напишите, как читается эта формула.
3. Для атома кальция (изотоп с массовым числом 40) укажите:
а) заряд ядра атома и число протонов в ядре атома;
б) число нейтронов в ядре атома;
в) общее число электронов;
г) схему строения атома.
4. Вычислите относительную молекулярную массу вещества, в состав молекулы которого входят два атома водорода, один атом серы и три атома кислорода.
Напишите, как читается эта формула.
1. Из перечня признаков (свойств) выпишите те, которые относятся к телам: твёрдый, длинный, кристаллический, тяжёлый, овальный, металлический, растворимый, квадратный, жёлтый.
3. Для атома калия укажите:
а) число занятых энергетических уровней;
б) число электронов на внешнем энергетическом уровне;
в) число завершённых энергетических уровней;
г) схему строения атома.
4. Вычислите относительную молекулярную массу вещества, в состав молекулы которого входят два атома азота и три атома кислорода.
1. Из перечня свойств выпишите те, которые характерны для стекла: газообразное, твёрдое, жидкое, бесцветное, имеет запах, без запаха, хрупкое, эластичное, плотность больше, плотность меньше, мягкое, нерастворимое.
3. Охарактеризуйте химический элемент с атомным номером 7 по следующему плану:
а) химический символ элемента;
б) схема строения атома;
в) число электронов на внешнем энергетическом уровне атома;
г) число завершённых энергетических уровней в атоме.
Из перечня свойств выпишите те, которые характерны для кислорода при обычных условиях: твёрдый, жидкий, газообразный, серый, бесцветный, с запахом, без запаха, не растворимый в воде, растворимый в воде.
1. Из перечня выпишите названия веществ: гвоздь, стакан, графит, линейка, алюминий, железо, воронка, крахмал, уксусная кислота, глюкоза.
2. Составьте химические формулы веществ, молекулы которых имеют состав:
а) два атома азота и три атома кислорода;
б) атом фосфора и пять атомов хлора. Напишите, как читаются эти формулы.
3. Определите период, ряд, группу и подгруппу, в которых находится элемент с атомным номером 9. Укажите его название, относительную атомную массу и число занятых электронами энергетических уровней в атоме этого элемента.
Вариант 9
1. Из перечня выпишите названия тел: карандаш, бензин, льдина, сахар, медь, пробирка, вода, колба, проволока, алюминий.
2. Составьте химические формулы веществ, молекулы которых имеют состав:
а) два атома хлора и семь атомов кислорода;
б) один атом углерода и четыре атома брома. Напишите, как читаются эти формулы.
3. Определите период, ряд, группу и подгруппу, в которых находится элемент с атомным номером П. Укажите его название, относительную атомную массу и число электронов на внешнем энергетическом уровне атома.
4. Охарактеризуйте мел СаСО, по его формуле. Укажите:
а) качественный состав;
б) количественный состав;
в) относительную молекулярную массу.
Вариант 10
1. Из перечня выпишите отдельно названия веществ и тел: цинк, снежинка, медь, кирпич, поваренная соль, монета, ваза.
2. Составьте химические формулы веществ, молекулы которых имеют состав:
а) один атом кремния и четыре атома хлора;
б) два атома водорода, один атом серы и четыре атома кислорода.
Напишите, как читаются эти формулы.
3. Определите период, ряд, группу и подгруппу, в которых находится элемент с атомным номером 20. Укажите его название, относительную атомную массу и число занятых электронами энергетических уровней в атоме этого элемента.
4. Вычислите относительную молекулярную массу мочевины CO(NH,): и укажите, какую информацию о веществе несёт его химическая формула.
2. Составьте химические формулы веществ, молекулы которых имеют состав:
а) два атома хлора и семь атомов кислорода;
б) три атома водорода, один атом фосфора и четыре атома кислорода.
Напишите, как читаются эти формулы.
3. Для элемента, находящегося в третьем периоде, II группе, определите атомный номер, название, относительную атомную массу и число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов.
Вариант 12
1. Напишите названия тел (изделий), которые могут состоять из: а) железа; б) серебра.
2. Составьте химические формулы веществ, молекулы которых имеют состав:
а) два атома фосфора и три атома кислорода;
б) один атом водорода, один атом азота и три атома кислорода.
Напишите, как читаются эти формулы.
3. Для элемента, находящегося в четвёртом периоде, четвёртом ряду, I группе, определите атомный номер, название, относительную атомную массу и число занятых электронами энергетических уровней в атомах.
4. Химическая формула щавелевой кислоты Н,С204. Укажите:
а) из атомов каких элементов она состоит;
б) число атомов в составе молекулы;
в) относительную молекулярную массу щавелевой кислоты.
12
Вариант 13
1. Напишите названия веществ, из которых могут состоять тела (изделия): а) кастрюля; б) труба.
2. О фосфоре как о химическом элементе говорится в предложении:
а) чёрный фосфор обладает полупроводниковыми свойствами;
б) фосфор входит в состав смеси, наносимой на стенку спичечной коробки;
в) фосфор — порошок красного цвета;
г) фосфор входит в состав растительных и животных белков.
3. Для элемента, находящегося в третьем периоде, IV группе, определите атомный номер, название, относительную атомную массу и число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов.
4. Относительная молекулярная масса вещества, формула которого ХСО„ равна 100. Определите, атом какого элемента обозначен буквой X. Укажите, какую информацию о веществе несёт выведенная вами формула.
5. Легче атома кислорода атомы обоих элементов:
а) хлора и неона; в) водорода и азота;
б) натрия и фтора; г) гелия и серы.
1. Определите вещества:
а) при обычных условиях бесцветная жидкость без вкуса и запаха, закипает при 100 °С, затвердевает при 0 °С;
б) твёрдое вещество красноватого цвета, хорошо проводит электрический ток, обладает высокой пластичностью, что позволяет изготовлять из него тонкую проволоку.
2. Укажите сходства и различия в составе питьевой соды NaHCO, и каустической соды NaOH.

Сборник самостоятельных работ по химии. 8 класс.