Химия. 8 класс. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

Учебник — основной элемент информационно-образовательной среды предметной линии УМК по химии для 8-9 классов авторов Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. Он позволяет обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Материал учебника организован в соответствии с разными формами учебной деятельности, что даёт возможность отрабатывать широкий спектр необходимых умений и компетенций.

Химия. 8 класс. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

 

Описание учебника

Вещества и их свойства
ГЛАВА I
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
Предмет химии.
• какие физические тела вы знаете?
• Из каких веществ состоят эти тела?
Важная информация
Химия является одной из наук, изучающих природу. Вместе с биологией и физикой химия принадлежит к числу естественных наук.
На уроках физики вы использовали понятия «физическое тело» и «вещество». Чтобы выяснить, чем различаются эти понятия, вспомните, из чего состоит, например, такое физическое тело, как пшеничное зерно. На уроках биологии вы выяснили, что в состав зерна входят крахмал, белок и растительные жиры. Крахмал, белок, растительные жиры — это вещества. А такое физическое тело, как стакан, состоит из стекла. Следовательно, физические тела (предметы) состоят из веществ.
Одни и те же предметы могут состоять из разных, веществ. Так, например, для изготовления посуды используют как стекло, так и фарфор, фаянс, сталь, дерево (рис. 1).
СВОЙСТВАМИ ВЕЩЕСТВА называют признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или сходны между собой.
Из курса физики вам известно, что каждое вещество обладает определёнными физическими свойствами. Важнейшие физические свойства вещества следующие: агрегатное состояние, цвет, запах, плотность, растворимость в воде, тепло-и электропроводность, температуры плавления и кипения.
Например, всем известное вещество алюминий можно охарактеризовать так. Алюминий — металл серебристо-белого цвета, сравнительно
лёгкий (р = 2,7 г/см3), плавится при температуре 600 °С. Алюминий очень пластичен. По электрической проводимости уступает лишь золоту, серебру и меди. Из-за лёгкости алюминий в виде сплавов широко используют в самолёто и ракетостроении. Его также используют для изготовления электрических проводов и предметов быта.
Происхождение термина «химия» точно неизвестно, некоторые ученые считают, что этот термин происходит от древнеегипетского слова «кхем» («кхамэ»), означавшего «чёрный», «чернозём». Тогда слово «химия» можно перевести как «искусство чёрной земли» (т. е. Древнего Египта). Позже арабские учёные назвали эту науку алхимией.
Лабораторный опыт. Изучение физических свойств сахара и серы
Работу выполняйте совместно с соседом по парте.
• Расскажите друг другу о физических свойствах сахара и серы. (Данные о температурах плавления и кипения сахара и серы найдите в справочниках.)
• Проверьте некоторые утверждения опытным путём. Для этого соблюдайте следующие правила:
а) для ознакомления с запахом вещества делают ладонью движения от поверхности вещества к носу;
б) для определения растворимости вещества в воде наливают в пробирку немного воды и добавляют вещество, затем перемешивают содержимое с помощью стеклянной палочки, не касаясь стенок пробирки. Если частички вещества исчезнут или его порция уменьшится, то вещество растворимо;
в) для определения плотности опускают твёрдое вещество в стакан с водой (плотность воды равна 1 г/см3). Если вещество тонет в воде, то его плотность больше плотности воды; если плавает на поверхности, то его плотность меньше плотности воды.
Важная информация
Одна из задач химии — изучение веществ, их свойств и прогнозирование использования веществ в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту.
Ещё одна задача химии — получение различных веществ, например пластмасс, минеральных удобрений, лекарств и т. д. Эти вещества получают путём химических превращений.
Свойства, проявляемые веществом в процессах, при которых оно превращается в другие вещества, называют его химическими свойствами. Следовательно, химии можно дать такое определение:
ХИМИЯ — это наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.
Химия проникает во все области нашей жизни. Она обеспечивает переработку полезных ископаемых в ценные продукты: металлы, их сплавы, топливо. Продуктивность сельскохозяйственного производства во многом зависит от того, как химическая промышленность обеспечивает его минеральными удобрениями и средствами защиты растений от вредителей. Не менее важна роль химии в производстве строительных материалов, синтетических тканей, пластмасс, красок, моющих средств, медикаментов.
подумай, ответь, выполни…
1. Что изучает химия? Каковы её важнейшие задачи? Составьте схему, иллюстрирующую значение химии, и обсудите её с соседом по парте.
2. Чем различаются понятия «вещество» и «тело»? Приведите примеры.
3. Из следующего перечня выпишите отдельно названия веществ и предметов (физических тел): железо, термометр, медь, капрон, ртуть, напильник, нож, сахар.
4. Какими сходными и отличительными свойствами обладают следующие вещества: а) поваренная соль и сахар; б) уксус и вода?
5. На основе жизненного опыта и используя дополнительную литературу, сравните физические свойства меди и серы. Ответ оформите в виде таблицы.
Тестовые задания
1. В каком ряду находятся названия только веществ?
1) медь, медная проволока, стекло, колба
2) железо, сахар, соль, уксус
3) вилка, ножницы, фарфоровая ваза, стакан
2. В каком ряду находятся названия только тел?
1) крахмал, белок, соль, песок
2) подсолнечное масло, железо, очки, ложка
3) колба, стакан, фужер, стеклянная банка
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с различными веществами. Для того чтобы отличать вещества друг от друга, правильно с ними обращаться, найти им применение, необходимо знать их свойства. Для изучения свойств веществ химики используют различные научные методы.
Определение
МЕТОД — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
Основные методы познания в химии — это наблюдение, описание, химический эксперимент и измерение. С помощью этих методов непосредственно изучают вещества и химические явления.
Чтобы понять окружающий нас мир, нужно уметь его наблюдать. Научное наблюдение всегда целенаправленное. Перед тем как провести такое наблюдение, вы формулируете цель — найти ответ на поставленный вопрос. При этом важно определить и отметить условия, в которых проводилось наблюдение.
Однако наблюдение в науке бессмысленно без тщательного описания увиденного. Первое, чему вы должны научиться, — это описывать свойства веществ. При этом вы перечисляете их свойства, которые наблюдали (агрегатное состояние, цвет, запах и т. д.). Успех вашей работы зависит от того, насколько точно и полно сделаны и описаны наблюдения.
Очень часто целенаправленное наблюдение связано с постановкой химического опыта (эксперимента).
Определение
ЭКСПЕРИМЕНТ — это метод исследования какого-либо явления в определённых условиях.
Эксперимент отличается от наблюдения тем, что предполагает специальную организацию ситуации, которую надо исследовать, и активное вмешательство исследователя в эту ситуацию.
§2
На уроках вам придётся много раз проводить химический эксперимент. Чтобы опыт прошёл удачно, экспериментатор должен заранее составить план его проведения (правильно выбрать условия, подобрать необходимое оборудование, собрать установку и т. д.), в ходе опыта проводить наблюдения и тщательно записывать полученные результаты (рис. 2).
В некоторых экспериментах осуществляются измерения таких физических величин, как масса, объём, температура кипения, температура плавления, плотность. Измерения необходимы для описания количественных характеристик веществ.
Для того чтобы работать с веществами и ставить опыты, очень важно неукоснительно выполнять правила техники безопасности. Это связано с тем, что многие химические вещества едкие (могут вызывать ожоги) или ядовитые. Некоторые вещества легко воспламеняются или взрывоопасны.
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете
1. Нельзя трогать вещества, посуду и приступать к работе без разрешения учителя.
2. Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус.
3. При выяснении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу, так как вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу (рис. 3).
4. Не наливайте и не перемешивайте реактивы вблизи лица. При нагревании нужно направлять отверстие пробирки или колбы в сторону от себя и соседей.
Рис. 3. Так нужно нюхать незнакомые вещества
5. Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества.
6. При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ. Берите вещества только ложечкой и в тех количествах, которые указаны в описании работы; если таких указаний нет, то объёмы веществ не должны превышать 1 см3.
7. Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если случайно кислота или щёлочь попадёт на руки или на одежду, немедленно смойте её большим количеством воды.
8. При разбавлении кислот водой всегда помните следующее правило: кислоту следует медленно, тонкой струёй при перемешивании наливать в воду, а не наоборот.
9. Всегда пользуйтесь только чистой лабораторной посудой.
10. Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.
11. Горячую посуду по внешнему виду невозможно отличить от холодной. Прежде чем взять посуду рукой, убедитесь, что она остыла. В случае термического ожога нужно охладить обожжённую поверхность (холодной водой, льдом из холодильника) и обработать противоожоговой мазью или аэрозолем; если ожог сильный, обратитесь к врачу.
12. Не бросайте в раковину фильтровальную бумагу, вату, стёкла от разбитой посуды.
13. Перед работой с опасными химическими реактивами (щелочами, кислотами и др.) составьте план эксперимента, наденьте перчатки, защитный щиток или очки.
14. При работе со спиртовкой соблюдайте следующие правила:
1) Не зажигайте одну спиртовку от другой, так как спирт может пролиться и возникнет пожар.
2) Чтобы погасить пламя спиртовки, закройте её колпачком.
15. При работе с электронагревателем соблюдайте следующие правила:
1) Перед включением электронагревателя в сеть проверьте, не повреждена ли изоляция электрического провода нагревателя.
2) Если при включении электронагревателя не происходит нагревание, сообщите об этом учителю.
3) После окончания работы отключите электронагреватель от сети.
В современных условиях появилась возможность исследовать сложные химические процессы с помощью компьютерного эксперимента, позволяющего моделировать поведение атомов и молекул, а также находить оптимальные способы получения новых веществ с определёнными свойствами.

Химия. 8 класс. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.