Enjoy English. 10 класс. Книга для учителя. Биболетова М.З. и др.

Книга для учителя является частью учебно-методического комплекта «Английский с удовольствием» (10 класс) для общеобразовательных учреждений. В книге для учителя вы найдете информацию об УМК в целом и его отдельных компонентах, методические рекомендации (в том числе подробное тематическое и поурочное планирование учебного процесса, рекомендации по проведению проектов, по обучению разным видам речевой деятельности), тексты для аудирования, подробные ключи к упражнениям учебника и рабочих тетрадей. Содержание книги представлено в удобном виде, позволяющем учителю легко планировать урок, сочетая все компоненты УМК.

Enjoy English. 10 класс. Книга для учителя. Биболетова М.З. и др.

 

Описание учебника

1. Для кого предназначен учебно-методический комплект «Enjoy English» для 10-го класса (базовый уровень)
Согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и Примерной программе по английскому языку обучение предмету «иностранный язык» на старшей ступени полной средней школы происходит на двух уровнях: базовом и профильном. Данный УМК предназначен для учащихся школ и классов базового уровня, а также для классов профильного уровня, в которых английский язык не является профильным предметом (например, классов математического, экономического и других профилей). Согласно стандарту при изучении английского языка на базовом уровне минимальная учебная нагрузка составляет 3 часа в неделю, на что и рассчитан учебный материал данного УМК. При этом в УМК содержится некоторый избыточный учебный материал, что позволяет реализовать принципы индивидуализированного и дифференцированного обучения, регулируя нагрузку учащихся.
УМК «Enjoy English» (10 класс) является логическим продолжением курса английского языка «Enjoy English» для 2-9-х классов для массовых общеобразовательных учреждений.
Перед УМК «Enjoy English» (10 класс) поставлена цель обеспечить комплексное решение задач, обозначенных федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по иностранному языку, а именно: • Дальнейшее развитие коммуникативной компетенции учащихся старших классов, последовательное совершенствование общеучебных умений и навыков, включая умения взаимоконтроля и самоконтроля, умения поиска, выбора и переработки информации, умения вести дискуссию на английском языке, писать эссе, а также формирование критического мышления старшеклассников.
• Систематизация лингвистических и социокультурных знаний, приобретенных учащимися за время изучения английского языка в начальной и основной школе, и дальнейшее их обогащение.
• Формирование позитивных жизненных установок, воспитание качеств гражданина, патриота, развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; развитие общего культурного кругозора учащихся. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции осуществляется в совокупности всех ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Наряду с этим у школьников формируется понимание важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения; познания, самореализации и социальной адаптации. Все перечисленные цели раскрываются и конкретизируются в авторской программе для 2-11-х классов, которая является неотъемлемой частью курса «Enjoy English’.’
К завершению обучения в полной средней школе планируется достижение учащимися общеевропейского порогового уровня подготовки по английскому языку (уровень В-1). Этот уровень дает возможность выпускникам средней школы использовать английский язык для продолжения образования в вузах России и в специальных средних учебных заведениях, а также для дальнейшего самообразования по английскому языку в избранной профессиональной сфере.
2. Какие принципы положены в основу курса «Enjoy English»
В учебниках данной серии реализуется личностно-деятельностный, коммуникативно-когнитивный подход к обучению английскому языку.
В качестве основных принципов учебного курса «Enjoy English» выделяются следующие:
1. Личностно-ориентированный характер обучения, который проявляется в осознании школьниками их собственного участия в образовательном процессе как субъектов обучения; в постановке целей обучения, соответствующих реальным потребностям учеников; в отборе содержания, отвечающего интересам и уровню психофизиологического и нравственного развития учащихся данного возраста; в осознании учащимися их причастности к событиям, происходящим в мире; в формировании умения высказать свою точку зрения; в развитии умения побуждать партнеров по общению к позитивным решениям и действиям. Все это позволяет организовывать общение учащихся на основе их интересов, их интеллектуальной и речевой подготовки, их типологических, индивидуальных и возрастных, а также тендерных особенностей.
Сказанное достигается за счет разнообразия заданий в учебнике и рабочих тетрадях, их дифференциации по характеру и по степени трудности, что позволяет учителю учитывать различие речевых потребностей и способностей учащихся, регулируя темп и качество овладения материалом, а также посильную индивидуальную учебную нагрузку учащихся.
Индивидуализация обучения может также выражаться в самостоятельном выборе и использовании в собственной речи тех лексических единиц, в том числе речевых клише, которые отражают опыт ученика и его личное отношение к жизни. С этой целью в учебник включены синонимичные ряды речевых клише (рубрики Dialogue vocabulary и Useful phrases), из которых ученик и осуществляет свой индивидуальный выбор.
2. Соблюдение деятельностного характера обучения иностранному языку. В организации речевой деятельности на уроках английского языка соблюдается равновесие между деятельностью, организованной на непроизвольной и произвольной основе. Всюду, где возможно, условия реального общения моделируются в ролевой игре и проектной деятельности, чтобы максимально использовать механизмы непроизвольного запоминания.
Работа по овладению языковыми средствами тесно связана с их использованием в речевых действиях, выполняемых учащимися при решении конкретных коммуникативных задач. При этом используются разные формы работы (индивидуальные, парные, групповые, коллективные) как способы подготовки к условиям реального общения. Создаются условия для развития индивидуальных способностей учащихся в процессе их коллективного взаимодействия, помогающего создавать на уроке атмосферу взаимопонимания и сотрудничества. Это способствует развитию самостоятельности, умения работать с партнером / партнерами, умения быть членом команды при решении различного рода учебных и познавательных задач. Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся часто выступают проектная методика и работа в малых группах сотрудничества.
3. Приоритет коммуникативной цели в обучении английскому языку, понимаемый как направленность на достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, который должен обеспечить готовность и способность школьников к общению на английском языке в устной и письменной формах в пределах, установленных федеральной и авторской учебными программами. В процессе достижения коммуникативной цели реализуются воспитательные, развивающие и общеобразовательные функции иностранного языка как предмета.
Коммуникативная направленность курса проявляется в постановке целей, отборе содержания, в выборе приемов обучения и в организации речевой деятельности учащихся. Отбор тематики для устного и письменного общения и языкового материала осуществляется исходя из его коммуникативной ценности, воспитательной значимости, соответствия жизненному опыту и интересам учащихся согласно их возрасту. Задания для обучения устной речи, чтению и письму формулируются так, чтобы в их выполнении был коммуникативный смысл и учащимся был виден выход в реальное общение.
4. Сбалансированное обучение устным и письменным формам общения, в том числе разным формам устно-речевого общения (монологическая, диалогическая и полилогическая речь); разным стратегиям чтения и аудирования (с пониманием основного содержания, с полным пониманием прочитанного / услышанного, с извлечением нужной или интересующей информации); письменной речи. Соблюдение равновесия в соотношении устных и письменных видов речи важно, поскольку наиболее прочное и гибкое владение учебным материалом достигается при параллельном, взаимосвязанном обучении всем видам речевой деятельности.
Чтение и аудирование продолжают оставаться важными источниками информации для устного общения. В то же время чтение является способом обогащения языковых средств учащихся.
Письменная речь в 10-м классе становится подлинно коммуникативным умением. Школьники пишут личные письма, составляют вопросники, заполняют таблицы, анкеты, формуляры, создают плакаты, пишут небольшие рассказы, эссе, статьи (часто в рамках заданного объема, как это предусмотрено во многих международных тестах и ЕГЭ). Письмо широко используется также и как средство обучения, например, учащиеся пишут планы при подготовке собственных высказываний или делают записи / заметки, готовясь к презентации выполненного проекта.
5. Дифференцированный подход к овладению лексическим и грамматическим материалом
с учетом того, как он будет использоваться учащимися в дальнейшем. На старшем этапе значимость данного принципа усиливается. Количество аутентичных источников информации, которыми пользуются учащиеся, и их трудность возрастают. В связи с этим более очевидным становится, что объем лексико-грамматического материала, который учащиеся должны узнавать рецептивно (на слух и при чтении), существенно превышает объем материала, который используется в продуктивных видах речевой деятельности, то есть в процессе создания собственных устных или письменных высказываний. Чтобы сориентировать учащихся и учителя, обязательный для усвоения продуктивно-рецептивный материал выносится в специальную рубрику Key vocabulary в конце каждого из четырех разделов (Unit). В курсе 10-го класса отчетливо прослеживается как грамматический материал, который отрабатывается более тщательно и предназначается для активного использования, так и материал, который достаточно научиться распознавать в тексте.
6. Аутентичность материала, используемого для обучения всем формам общения. Данный принцип учитывается при отборе языкового материала, текстов, ситуаций общения, проигрываемых ролей, иллюстраций, аудиозаписи и др. Для чтения и аудирования учащимся предлагаются тексты разных жанров и стилей. А именно: реальные монологические и диалогические высказывания зарубежных сверстников; подлинные вопросники и анкеты из молодежных англоязычных изданий; рассказы, статьи, репортажи и интервью; биографические очерки, короткие юмористические тексты, доступные научно-популярные тексты, отрывки художественных литературных произведений классиков и современных авторов; словарные статьи; прагматические тексты (объявления в аэропорту, путеводители, карты городов, инструкции, рекламные и информационные объявления) и т. д. Социокультурная адекватность учебных материалов гарантируется редактированием носителями английского языка, имеющими лингвистическое образование.
7. Социокультурная направленность процесса обучения английскому языку. В курсе широко используются лингвострановедческие материалы, которые дают учащимся возможность лучше овладеть английским языком через знакомство с бытом, культурой, реалиями, ценностными ориен-
тирами людей, для которых английский язык является родным. Учебник содержит много интересных подлинных деталей и фактов, которые делают его живым и реалистичным, ориентированным на проблемы, возникающие у современных подростков в разных сферах жизни в процессе их общения со сверстниками из разных стран, на обсуждение проблем, возникающих в собственной семье и школе, на использование английского языка во время путешествия. Это позволяет осознать роль английского языка как средства межкультурного общения и побуждает пользоваться им на доступном учащимся уровне.
8. Учет опыта учащихся в родном языке и развитие когнитивных способностей учащихся. Это подразумевает познавательную активность учащихся по отношению к явлениям родного и английского языков, сравнение и сопоставление двух языков на разных уровнях: языковом, речевом, социокультурном. В старших классах происходит управляемое сознательное сопоставление русского и английского языков с опорой на уже приобретенный теоретический лингвистический опыт, нахождение опор и аналогий, поиск сходства в языках. Все это помогает учащимся осознать языковые законы и лучше применять их в процессе общения на английском языке.
9. Широкое применение эффективных современных технологий обучения, позволяющих интенсифицировать учебный процесс и сделать его более увлекательным и результативным. Имеются в виду различные методы, приемы и средства обучения, лингвистические и познавательные задачи, создание благоприятного психологического климата, располагающего к общению, использование соответствующего иллюстративного, аудиомате-риала и технических средств, а также индивидуальных и групповых проектов.
С целью создания опоры на зрительную, слуховую и моторную наглядность помимо иллюстраций (рисунков, коллажей, карт, схем, фотографий), приводимых в учебнике, предлагается использовать ролевые игры, конкурсы, например конкурс Inventing a new prize.
Материал для аудирования записан носителями языка. Учащиеся имеют возможность работать над звуковой стороной речи самостоятельно, многократно прослушивая тексты и выполняя упражнения к ним в индивидуальном темпе.
3. Из каких компонентов состоит УМК «Enjoy English» (10 класс)
Комплект для 10-го класса включает:
• Учебник «Enjoy English» — Student’s Book
• Книгу для учителя — Teacher’s Book (методическое руководство для учителя по использованию названного учебника)
• Рабочую тетрадь № 1 — Workbook 1
• Рабочую тетрадь № 2 «Контрольные работы»— Workbook 2
• Аудиоприложение (CD МРЗ)
УМК «Enjoy English» (10 класс) разработан в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта по иностранным языкам (базовый уровень), обязательным минимумом содержания образования и примерной программой по английскому языку для старшего этапа обучения.
Учебник состоит из 4 разделов (Units 1-4), каждый из которых рассчитан на 20-35 занятий (при нагрузке 3 часа в неделю согласно базисному учебному плану). Каждый раздел завершается проверочными заданиями Progress check (ключи даны в книге для учителя).

Enjoy English. 10 класс. Книга для учителя. Биболетова М.З. и др.