Сборник задач и упражнений по химии. 8-9 классы. К учебникам Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. — Рябов М.А.

В пособии приводятся вопросы, задачи и тесты по химии для учащихся 8-9 классов. Содержание пособия соответствует учебникам Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс» и «Химия. 9 класс». По каждому параграфу учебников в пособии приводятся вопросы, задания и задачи по химии, при этом нумерация разделов пособия совпадает с нумерацией параграфов учебника. В каждом разделе приводятся задания в тестовой форме с одним ответом. Расчетные задачи даны, как правило, в виде двух или более вариантов. Некоторые задачи (задачи на избыток и др.) могут не предлагаться учащимся 8-9 классов, а использоваться учащимися более старших классов при подготовке к сдаче ЕГЭ по химии. Даны ответы на задания, требующие количественного расчета и все тестовые задания. Пособия предназначено для учителей химии и учащихся 8-9 классов.

Сборник задач и упражнений по химии. 8-9 классы. К учебникам Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

 

Описание учебника

Практическая работа 2. Очистка загрязненной поваренной соли
1.41. Почему для загрязнения поваренной соли использовали песок? Какое из этих веществ растворяется в воде, а какое — не растворяется? Как можно отделить друг от друга два вещества, одно из которых растворяется в воде, а другое — не растворяется?
1.42. Как можно отделить нерастворимое вещество от раствора? Как изготовить фильтр? Как закрепить воронку на штативе? Как отделить раствор от осадка с помощью фильтрования? Что называют фильтратом?
1.43. Почему для выпаривания соли используют тонкую, а не толстую фарфоровую чашку? Как закрепить чашку на штативе? Как проводить выпаривание? Когда выпаривание можно считать законченным?
1.44. Как растворимость газов в воде зависит от температуры? Как можно очистить воду от растворенных в ней газов? Почему нельзя добавлять в аквариум дистиллированную или кипяченую воду?
1.45. Расскажите об использовании фильтров: а) при очистке питьевой воды; б) при очистке воздуха.
1.46. Центрифугирование можно использовать для разделения смеси
1) железных и деревянных опилок
2) молока и сливок
3) спирта и воды
4) поваренной соли и воды
13
1.47. Делительную воронку можно использовать для разделения смеси
1) подсолнечного масла и воды
2) спирта и воды
3) молока и сливок
4) песка и воды
1.48. Выпаривание можно использовать для разделения смеси 1) бензина и воды 2) молока и сливок
3) спирта и воды • 4) поваренной соли и воды
1.49. Для отделения соли от песка необходимо использовать
1) растворение
2) растворение, фильтрование
3) растворение, фильтрование, выпаривание
4) растворение, выпаривание
1.50. Программа из пакета Microsoft Office, которая обычно используется для создания презентаций
1) Word 2) Access
3) Excel 4) PowerPoint
6. Физические и химические явления. Химические реакции
1.51. Какие явления являются физическими, а какие — химическими?
1.52. Перечислите пять признаков химических реакций. Приведите примеры соответствующих реакций.
1.53. Перечислите условия возникновения и протекания химических реакций. Приведите примеры соответствующих реакций.
1.54. Укажите, какие из перечисленных явлений являются физическими, а какие — химическими:
а) кипение воды,
б) горение природного газа,
в) протекание электрического тока через металлический проводник,
г) ржавление железа,
д) плавление льда.
14
1.55. Укажите, на каких явлениях — физических или химических —■ основаны известные методы разделения и очистки веществ:
а) фильтрование,
б) отстаивание,
в) дистилляция,
г) выпаривание,
д) кристаллизация.
1.56. Химическое явление
1) плавление льда
2) испарение воды
3) растворение сахара в воде
4) горение лучины
1.57. Физическое явление
1) ржавление железа
2) почернение меди при нагревании
3) плавление металла
4) скисание молока
1.58. Химическое явление
1) образование инея
2) гниение мусора
3) ковка металла
4) кипячение воды
1.59. Физическое явление
1) перегонка нефти
2) синтез аммиака
3) разложение перманганата калия
4) горение угля
1.60. Химическое явление
1) вытягивание проволоки
2) возгонка иода
3) растворение соли в воде
4) электролиз раствора соли
15
7. Атомы, молекулы и ионы
1.61. Дайте определение понятию «молекула». Укажите, какие характеристики можно использовать при описании молекул: масса, плотность, цвет, химические свойства, состав, температура плавления.
1.62. Что произойдет, если блюдце с водой оставить в комнате на некоторое время? Как это связано с молекулярным строением воды?
1.63. Распадаются ли молекулы в ходе химических реакций? Какой эксперимент может доказать, что молекула воды состоит из атомов водорода и кислорода? Является ли разложение воды химическим явлением?
1.64. Как можно доказать, что газы, образующиеся при разложении воды, являются соответственно водородом и кислородом?
1.65. Дайте определение понятию «атом». Распадаются ли атомы в ходе химических реакций? Может ли вещество состоять из отдельных атомов?
1.66. Сколько молекул водорода и кислорода образуется из двух молекул воды? Из скольких атомов состоит: а) молекула воды,
б) молекула водорода, в) молекула кислорода?
1.67. Как называют положительную частицу, расположенную в центре атома? Как называют отрицательные частицы в составе атома?
1.68. Какие элементарные частицы входят в состав ядра атома? Какой электрический заряд имеют а) электроны, б) протоны,
в) нейтроны?
1.69. Укажите число протонов, электронов и нейтронов в атоме:
а) водорода, б) гелия, в) лития. Почему в атоме число протонов равно числу нейтронов? Какой заряд имеет атом?
1.70. Какие ионы образуются, если атом: а) отдает электроны,
б) присоединяет электроны? Каких частиц, протонов или электронов, больше: а) в положительно заряженном ионе, б) в отрицательно заряженном ионе?
16
1.71. Верны ли следующие суждения? А. Молекула является химически неделимой частицей. Б. Атом является химически неделимой частицей.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
1.72. Сколько атомов входит в состав четырех молекул воды? 1) 4 2)
3) 9 4) 12
1.73. Число молекул кислорода, образующихся при разложении шести молекул воды, равно
1) 12 2) 6 3) 3 4) 2
1.74. Ядро атома, состоящее из трех протонов и четырех нейтронов, имеет заряд
1) +3 2) +4
3) +7 4) +1
1.75. Число электронов в положительно заряженном ионе лития Li+ 1) 2 2) 3
3) 4 4) О
8. Вещества молекулярного и немолекулярного состава
1.76. В каких агрегатных состояниях могут существовать вещества? Что представляет собой вода в газообразном, жидком и твердом состояниях? Может ли кислород быть жидким или твердым?
1.77. Как взаимодействуют между собой частицы, составляющие: а) газ, б) жидкость, в) твердое тело?
1.78. Чем различаются кристаллические и аморфные твердые вещества? Имеют ли кристаллические и аморфные твердые вещества определенную температуру плавления?
17
1.79. Дайте определение понятию «кристаллическая решетка». Какие частицы могут формировать кристаллическую решетку? Перечислите основные виды кристаллических решеток.
1.80. Что представляют собой атомные кристаллические решетки? Какие частицы находятся в узлах кристаллической решетки: а)’алмаза, б) графита? Почему алмаз и графит имеют разные физические свойства?
1.81. Что представляют собой молекулярные кристаллические решетки? Какие частицы находятся в узлах кристаллической решетки: а) льда, б) иода?
1.82. Что представляют собой ионные кристаллические решетки? Какие частицы находятся в узлах кристаллической решетки хлорида натрия (поваренной соли)?
1.83. Из каких частиц состоят вещества, имеющие: а) молекулярное строение, б) немолекулярное строение?
1.84. Какое строение, молекулярное или немолекулярное, имеют следующие вещества: а) вода, б) поваренная соль, в) водород, г) железо, д) сульфид железа, е) кислород, ж) сера?
1.85. Почему температуры плавления и кипения для веществ с молекулярным строением, как правило, существенно меньше, чем для веществ с немолекулярным строением?
1.86. Верны ли следующие суждения? А. Аморфные вещества не имеют определенной температуры плавления. Б. Для аморфных веществ не характерно упорядоченное расположение составляющих их частиц.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
1.87. Вещество немолекулярного строения
1) вода 2) кислород
3) иод 4) хлорид натрия
1.88. Вещество молекулярного строения 1) водород 2) алмаз
3) графит 4) поваренная соль
1 с
1.89. Сколько атомов углерода находятся в ближайшем окружении каждого атома углерода в алмазе?
1) 2 2) 3
3) 4 4) 6
1.90. Сколько хлорид-ионов находятся в ближайшем окружении иона натрия в кристалле поваренной соли?
1) 4 2) 6
3) 8 4) 12
9. Простые и сложные вещества
1.91. Какие вещества называют простыми веществами? Приведите три примера простых веществ.
1.92. Какие вещества называют сложными веществами? Приведите три примера сложных веществ.
1.93. Как можно доказать, что вода является сложным веществом?
1.94. Как можно доказать, что сульфид железа является сложным веществом?
1.95. Могут ли простые вещества разлагаться в химических реакциях с образованием нескольких других веществ?
1.96. Могут ли простые вещества образовываться в химических реакциях из других веществ?
1.97. Могут ли сложные вещества разлагаться в химических реакциях с образованием нескольких других веществ? На какие вещества может разлагаться вода?
1.98. Могут ли сложные вещества образовываться в химических реакциях из других веществ? Из каких веществ образуется сульфид железа?
1.99. Чем смеси отличаются от химических соединений? Сравните их состав, химические свойства, способы разделения смесей и разложения химических соединений, признаки процессов при получении смесей и образовании химических соединений.
19
1.100. Поясните, чем смесь железа и серы отличается от сульфида железа.
1.101. Сложное вещество
1) железо 2
3) графит 4
1.102. Простое вещество
1) вода 2
3) водород 4
1.103. Сложное вещество
1) кислород 2
3) графит 4
1.104. Простое вещество
1) сера 2
3) мел 4
1.105. Сложное вещество
1) графит 2
3) сера 4
кислород вода
сахар
поваренная соль
мел сера
вода
хлорид натрия
кислород сульфид железа
10. Химические элементы
1.106. Что такое химический элемент? Приведите примеры химических элементов.
1.107. Из атомов каких элементов состоит:
а) молекула воды, б) сульфид железа?
1.108. Сохраняют ли железо и сера свои свойства:
а) в смеси этих двух простых веществ,
б) в соединении сульфида железа?
1.109. Почему сульфид железа, состоящий из атомов железа и серы, не имеет свойств железа и серы?
1.110. Кислород — это название химического элемента и название простого вещества. Какое из значений мы имеем в виду, когда говорим:
а) молекула воды состоит из атомов водорода и кислорода,
б) рыбы дышат растворенным в воде кислородом?
20
1.111. Говорится о железе как об элементе
1) железный гвоздь
2) железо ржавеет
3) железо реагирует с кислотами
4) железо входит в состав ржавчины
1.112. Говорится о кислороде как о простом веществе
1) кислород поддерживает горение
2) кислород входит в состав углекислого газа
3) кислород расположен в периодической таблице рядом с азотом
4) атом кислорода
1.113. Говорится о меди как о простом веществе
1) атомы меди входят в состав медного купороса
2) медь хорошо проводит электрический ток
3) атом меди тяжелее, чем атом железа
4) медь расположена в периодической таблице рядом с пинком
1.114. Говорится о водороде как об элементе
1) водород горит
2) водород — самый легкий газ
3) водород входит в состав воды
4) водород мало растворим в воде
1.115. Говорится о сере как о простом веществе
1) атом серы
2) порошок серы желтого цвета
3) сера — один из элементов
4) сера входит в состав сульфида железа
11. Относительная атомная масса химических элементов
1.116. В каких единицах выражают массу атомов химических элементов?

Сборник задач и упражнений по химии. 8-9 классы.