Тетрадь для лабораторных работ по химии. 8 класс. К уч. Рудзитиса Г.Е. — Микитюк А.Д.

Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится лабораторная работа. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях. Практический материал, представленный в пособии, поможет учителю перестроить свою работу согласно новым задачам и требованиям нового государственного стандарта.

Тетрадь для лабораторных работ по химии. 8 класс. К уч. Рудзитиса Г.Е.

 

Описание учебника

Лабораторный опыт 1
РАССМОТРЕНИЕ ВЕЩЕСТВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ_
Вопросы и задания для подготовки дома
1. Какие свойства вещества называют физическими свойствами?
2. Укажите, какие изменения происходят:
а) со льдом при нагревании — _
б) с водяным паром при охлаждении —_
в) при наливании жидкой воды в сосуд —_
г) при разбивании кусочков льда —_
д) когда из тучи идет дождь — _
3. Назовите 1-2 вещества:
а) твердые при 25 °С, которые при нагревании (не выше 400 °С) плавятся — _
б) жидкие при комнатной температуре (25 °С), которые при охлаждении не ниже -50 °С затвердевают — _
в) летучие жидкости, которые в открытых сосудах улетучиваются (превращаются в пар) — _
4. Назовите белые вещества с числом букв в названии:
а) 4;
б) 5;
в) 6.
а) _
б) _
в) _
5. Напишите по два сходных свойства и по два различия для веществ, представленных в таблице 1.
6. Почему горение, скажем бумаги, — не физическое свойство?
7. Назовите три физических свойства:
а) бумаги —_
б) подсолнечного масла — _
8* Какое физическое свойство может отсутствовать у некоторых веществ:
а) цвет;
б) плотность;
в) температура плавления;
г) ковкость (свойство вещества изменять форму при ударе, расплющиваться, не теряя цельности).
Цели учащихся: Различать физические свойства веществ, уметь ими пользоваться в повседневной жизни.
Реаюнивы.: В пузырьках из бесцветного стекла с пробками —
порошки или кусочки веществ и одна жидкость:
а) поваренная соль; д) железо;
б) сахар; е) медь;
в) алюминий; ж) сера;
г) цинк; з) вода.
Задание 1. Заполните таблицу 2. Следующие температуры плавления веществ в °С: 0, 113, 185, 419, 660, 801, 1083, 1500 — впишите в соответствующий столбик таблицы 2, как вы считаете правильным. В графе таблицы «Плотность» для каждого из веществ укажите одно из двух предложенных значений: р = 1-3 г/см3 или р > 5 г/см3.
Таблица 2. Физические свойства веществ
Вещество Цвет Плотность Растворимость в воде (да/нет) Электропроводность (да/нет) Температура плавления, °С
Поваренная соль
Сахар
Алюминий
Цинк
Железо
Сера
Вода
Медь
Задание 2. Каких веществ (по разнообразию) больше на земле — газообразных, жидких или твердых?
Лабораторный опыт 2
РАЗДЕЛЕНИЕ СМЕСИ ПОРОШКОВ ЖЕЛЕЗА И СЕРЫ_
Вопросы и задания для подготовки дома
1. Дайте определение понятия «смеси» (что это такое?).
2. На какие два вида подразделяют смеси? Каковы особенности каждого вида смесей?
3. Что значит разделить смесь, например, из сахара и речного песка?
4. Приведите по одному примеру газовой, жидкой и твердой смеси.
5. Бывают ли смеси, содержащие вещества в разных агрегатных состояниях (например, газ и жидкость или жидкость и твердое вещество)? Если да, то приведите по одному примеру таких смесей.
Укажите, на каких особенных свойствах веществ — компонентов неоднородных смесей — основаны такие способы выделения веществ:
а) отстаивание
б) фильтрование
В) действие магнитом
В чем различие методов выделения твердых веществ из растворов путем выпаривания и кристаллизации?
Как изменяется агрегатное состояние жидкости на разных этапах дистилляции?
Чем должны различаться две жидкости, образующие однородный раствор, чтобы их можно было разделить методом дистилляции?
Почему смесь порошков железа и серы не разделяют избирательным растворением в соляной кислоте (железо растворится, а сера нет)?
Сера хорошо растворяется в сероуглероде CS2, а железо не растворяется. Как, используя эту особенность, разделить смесь порошков железа и серы?
Тесты
Обведите букву правильного ответа.
1. Какое превращение вещества не является изменением агрегатного состояния, а по сути — представляет собой измельчение до такой степени, что частицы становятся невидимыми?
а) плавление в) испарение
б) затвердевание г) растворение
2. Каково название наиболее часто встречающихся однородных смесей?
а) взвеси в) фильтры
б) растворы г) кристаллы
3. Какие две жидкости не смешиваются, а образуют два слоя?
а) спирт и вода в) ацетон и вода
б) вода и бензин г) вода и уксусная кислота
4. Какой способ не используется при выделении соли из смеси с речным песком?
а) отстаивание в) действие магнитом
б) фильтрование г) выпаривание
Цели учащихся: Ознакомиться со способами раз-
деления смесей. Разделить смесь железа и серы двумя различными способами.
Околдование и [геашнивы: Лист бумаги, магнит, стакан с
водой, пластмассовая ложечка, пузырьки с порошками серы и железа.
Выполнение работы
Смешайте в одном пузырьке порошки железа и серы, для этого потрясите закрытый пузырек. Отметьте, как выглядит смесь: кажется она однородной или неоднородной (гетерогенной).
Смесь разделите пополам, отсыпьте часть в другой пузырек. Оцените на глаз массу смеси в пузырьке
Смесь из одного пузырька насыпьте на лист бумаги и поднесите к ней магнит. Что происходит?
Соберите пальцами порошок железа с магнита и поместите его в исходный пузырек. Почему железо притягивается к магниту, а сера нет? Что такое ферромагнетизм железа?
Смесь из другого пузырька высыпьте в стакан с водой. Как распределяются компоненты смеси (железо и сера)?
Попробуйте собрать пластмассовой ложечкой частички серы с поверхности воды и перенести их в пустой пузырек из-под смеси. Удастся ли разделить серу и железо, если этот стакан поставить в большой стакан и лить воду к смеси, позволяя ей перетекать через край меньшего стакана?
Сделайте вывод: на каких свойствах железа и серы основаны один и другой способы разделения их смеси?
Цели учащихся: Научиться различать физические
явления в окружающем нас мире, уметь их предсказывать и использовать.
Обоснование и /гесианиви : Фарфоровая чашечка, фарфоровая
подставка, стеклянная трубка, пробиркодержатель или тигельные щипцы, стакан с водой, спиртовка, кусочек полиэтиленовой пленки, спички, пузырек с парафином.
Выполнение работы
Плавление парафина. Закрепите фарфоровую чашечку в пробир-кодержателе или захватите ее тигельными щипцами. Положите в чашечку кусочек парафина и нагрейте ее в пламени спиртовки до плавления парафина. Потушите пламя. Поставьте чашечку на фарфоровую подставку и дождитесь, пока парафин затвердеет.
Вопросы и задания
1. Какие изменения происходили с парафином (агрегатное состояние, форма, цвет, запах)?
2. Наблюдался ли дымок при нагревании? Если да, то отчего — от паров парафина или от паров воды — продукта разложения парафина?
3. Какие твердые вещества из нашего обихода можно расплавить или размягчить при нагревании?
Испарение воды. Перенесите парафин из фарфоровой чашки в пузырек, а в чашку налейте 1 мл воды. Нагрейте чашку спиртовкой до вскипания воды. Погасите спиртовку, поставьте чашку на фарфоровую подставку.
Вопросы и задания
1. Как называется:
а) проведенный процесс нагревания воды;
б) превращение воды в пар?
2. Почему бывает так, что листья растений вянут?
3. Где вокруг нас происходит (и можно наблюдать) испарение воды? Назовите три таких объекта.
Размягчение стекла и полиэтилена при нагревании. Возьмите стеклянную трубочку двумя руками за концы и, вращая ее пальцами, сильно нагрейте посередине в пламени спиртовки. Покраснело ли стекло в месте нагрева?
Не вынося трубку из пламени и не прикладывая больших усилий, попробуйте немного растянуть трубку. Если получается, то осторожно согните трубку. (Стекло хрупкое, легко ломается. Температуры пламени спиртовки может не хватить для размягчения стекла.) Какой ваш результат?
Также двумя руками подержите над пламенем спиртовки полиэтиленовую пленку, не поджигая. Попробуйте ее растянуть. Что получилось?
Вопросы и задания
1. Как называется процесс, при котором нагреваемое твердое тело под собственным весом или от приложенной нагрузки изменяет свою форму?
2. Как используют на практике свойство стекла и полиэтилена изменять форму при нагревании, а при последующем охлаждении — сохранять новую форму? Приведите 2-3 примера изделий.
3. Как получают стеклянные шары елочных игрушек?
Вместо вывода напишите, в чем отличие температуры размягчения твердого вещества от его температуры плавления.
18
Лабораторный опыт 4 ПРИМЕРЫ ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Вопросы и задания для подготовки дома
1. В чем отличие химических явлений от физических явлений?
2. Какие два слова — синонимы к слову «явления» — лучше отражают химическую специфику процесса?
3. При хранении на воздухе серы и молока появляется запах, тогда как у свежих этих веществ его практически нет. Предположите для каждого случая, какие вещества — более простые, чем исходное, или более сложные — образуются. Поясните свой выбор.

Тетрадь для лабораторных работ по химии. 8 класс.