Тетрадь для практических работ по химии. 8 класс. К уч. Рудзитиса Г.Е. — Микитюк А.Д.

Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится практическая работа. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях. Практический материал, представленный в пособии, поможет учителю перестроить свою работу согласно новым задачам и требованиям нового государственного стандарта. Кроме инструкций к практическим работам в пособие включен обширный дидактический материал для индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках и дома.

Тетрадь для практических работ по химии. 8 класс. К уч. Рудзитиса Г.Е.

 

Описание учебника

Выполнение работы
Приемы обращения с лабораторным штативом и спиртовкой.
1. Ослабляя винт муфты штатива, переместите сначала вверх, потом вниз по стержню лапку и кольцо.
2. Зажмите пробирку около ее отверстия в лапке штатива, поместив между стеклом и металлом кусок резиновой трубки.
3. С помощью винта муфты расположите пробирку наклонно, затем снова верните ее в вертикальное положение.
4. Поместите фарфоровую чашку на кольцо штатива. Если диаметр кольца большой, то используйте проволочный треугольник.
5. Продемонстрируйте свои умения по пунктам 1-4 эксперту с соседней парты. Получите у него оценку от 0 до 4 баллов.
Оценка
6.
Налейте 5 мл воды в фарфоровую чашку на кольце, зажгите спиртовку под чашкой и нагрейте воду.
7. Добавьте в маленькую пробирку воды до половины ее объема. Перелейте ее содержимое в большую пробирку. Отметьте, какую часть этой пробирки занимает вода.
8. С помощью тигельных щипцов снимите чашку с водой и поставьте ее на поднос.
9. Закрепите в пробиркодержателе сначала пустую пробирку, а затем с водой. Поставьте пробирки в пластмассовый штатив.
10. Получите у эксперта оценку своих действий по пунктам 6-9 от 0 до 4 баллов.
Оценка —_
11. Отберите шпателем 0,5 г соли (это пластмассовая ложечка без горки) и пересыпьте ее в пробирку с водой.
12. Встряхивая пробирку круговыми движениями, растворите соль.
13. Бумажный фильтр дважды сложите пополам, сформируйте конусом и поместите в воронку. Смочите фильтр водой, чтобы он прочно держался в воронке.
14. Поместите фильтровальную воронку в пробирку, зажатую в лапке штатива. Перелейте в воронку раствор соли и отфильтруйте раствор.
15. Получите у эксперта оценку своих действий по пунктам 11-14 от 0 до 4 баллов.
Оценка
16. Вместо вывода укажите материалы (их — 5-7), из которых изготовлено используемое лабораторное оборудование.
Вопросы и задания
1. Что можно (да), а что нет? Укажите причину — почему «да» или «нет».
а) Пробовать вещества на вкус
б) определять цвет веществ
в) нюхать вещества
2. Почему следует избегать попадания реактивов на кожу лица и рук, а особенно в глаза?
3. Как следует пользоваться пипеткой для отбора проб жидкостей?
4. Каким образом порошки переносят из банок, где они хранятся, в другую посуду?
Каково назначение лабораторного штатива?
Как следует располагать нагреваемую пробирку с веществом по отношению к себе и соседям?
Укажите правила, как собирать осколки разбитой посуды (стеклянной и фарфоровой).
Почему остатки веществ, взятых из банок, где они хранятся, но не вовлеченных в реакции, нельзя высыпать (или выливать) обратно в те же банки?
Как следует зажигать спиртовку? А как не следует?
Как погасить пламя спиртовки?
Какие из следующих веществ (и их водные растворы) — натриевая щелочь NaOH, поваренная соль NaCl, соляная кислота НС1, азотная кислота HN03, нитрат натрия NaN03, серная кислота H2S04,
сульфат калия K2S04, калиевая щелочь КОН — являются едкими, т. е. вызывают ожоги? (Напишите их химические формулы.)
12. Допишите названия лабораторного оборудования и химической посуды в заданиях а-к:
13. Являются ли моющие средства: мыло, стиральный порошок, «Faire», «Comet» — едкими и раздражающими слизистые оболочки веществами?
Обведите букву правильного ответа.
1. У какого вещества нет запаха?
а) бензин
б) вода
в) нашатырный спирт
г) уксусная кислота
2. При выполнении практической работы вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус из-за возможности:
а) получить химический ожог и отравиться
б) загрязнить руки и потерять аппетит
в) нарушить правила этикета
г) ухудшить качество этих веществ
а) шта…
б) проб…
в) шпат..
г) воро…
д) фил…
е) держа
ж) пест…
з) ста…
и) пипе… к) цили..
Установите соответствие между лабораторным оборудованием и его назначением.
Оборудование: Назначение:
а) лабораторный штатив 1) крепеж посуды и приборов
б) пробирка 2) емкость для проведения реакций
в) шпатель в растворах
г) пипетка 3) отборник проб сыпучих веществ
4) отборник проб жидких веществ
Соедините по смыслу фрагменты текста, используя принцип «буква-цифра», чтобы получились правила техники безопасности:
а) избегайте попадания химикатов на кожу лица и рук
б) при пользовании пипеткой
в) в случаях с разбитой посудой не собирайте ее осколки руками
г) прежде чем приступить к выполнению эксперимента
1) запрещается втягивать жидкость ртом
2) , т. к. многие вещества вызывают раздражение кожи
3) , а используйте для этой цели щетку и совок
4) учащиеся должны изучить и уяснить порядок выполнения практической работы.
Практическая работа 2
ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ ПЛАМЕНИ СВЕЧИ_
Цели учащихся: 1. Управлять своей познавательной
деятельностью (по алгоритму).
2. Овладевать универсальными учебными действиями — наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей.
3. Наблюдать и описывать самостоятельно проводимые опыты, делать выводы из наблюдений.
ОЯо/гцуование и /гесиопивы: Пробирка с водой, фарфоровая чашечка,
свеча, спиртовка, спички.
Выполнение работы
Изучение строения пламени свечи
1. Зажгите свечу, и рассмотрите пламя. Постарайтесь различить три его зоны (рис. 2). Внесите в нижнюю часть 1 пламени головку спички.
Сразу ли загорается спичка? — _
Какая часть (1, 2 или 3) пламени самая яркая? (Здесь от нагрева разлагаются пары парафина, образующиеся частицы угля накаляются и излучают свет.)
2. Какова роль фитиля в горении свечи?
3. Зажгите спиртовку и сравните ее пламя с пламенем свечи. Почему окраска пламени свечи и спиртовки различна?
4. Внесите на 3 секунды в среднюю часть 2 пламени свечи фарфоровую чашку. Рассмотрите образовавшийся черный налет. Какой его состав?
5. Внесите на короткое время в верхнюю часть 3 пламени свечи пробирку с водой сухую снаружи. Появляются ли капельки воды на внешней стенке пробирки?
6. Какие два конечных продукта сгорания парафина (их формулы и названия)?
7. Укажите отличие цвета внешней части 3 пламени от центральной части 2.
8. В выводе укажите, какие изменения происходят с твердым парафином, прежде чем он загорится и затем при горении.
Тесты
Обведите букву правильного ответа.
1. В какой части горящей свечи можно наблюдать следующие процессы, протекающие с парафином? Ответ дайте по типу: а—1.
Процесс Место наблюдения
а) плавление 1) в парах над фитилем
б) испарение 2) с поверхности фитиля
в) затвердевание 3) на поверхности свечи и у осно-
г) горение вания
4) рядом с фитилем
Соотнесите вид горючего с характером его горения.
Горючее Характер горения
а) природный газ 1) плавится, испаряется и горит в
б) бензин виде пара
в) парафин 2) горит на поверхности, не пла-
г) уголь вясь
3) испаряется и горит на поверхности слоя
4) горит по месту контакта с воздухом
15
Практическая работа 3
ОЧИСТКА ПОВАРЕННОЙ СОЛИ
Домашнее задание (дается на уроке, предшествующем практической работе).
Прочитайте текст практической работы, ознакомьтесь с оборудованием и реактивами. Ответьте на вопросы.
Вопросы и задания
1. Зачем в работе используют воду?
2. Что представляет собой штатив для пробирок?
3. Зачем бумажный фильтр перед использованием складывают и смачивают водой?
4. Каково назначение кольца (деталь лабораторного штатива) в этой работе?
Назовите два наблюдаемых способа разделения смеси.
Смесь каких двух веществ в этой работе однородная, а какая смесь — неоднородная?
Для чего служит песочная баня?
Почему при выпаривании воды из раствора соли получается порошок, а не кристаллы соли (с гранями)?
В воде океана содержание растворенных солей составляет 3,5% (то есть в 100 г раствора — 3,5 г соли, остальное — вода). Считая, что 80% от общего количества приходится на поваренную соль, рассчитайте массу океанической воды, в которой содержится 1 кг поваренной соли.

Тетрадь для практических работ по химии. 8 класс.