Учимся решать задачи по химии. 8 класс. Бочарникова Р.А.

В сборнике представлены образцы решения расчетных типичных задач по основным темам курса неорганической химии в 8 классе, выполняемых по специфическим формулам, алгебраическим способом, методом составления и решения пропорции, а также примеры для самостоятельной подготовки обучающихся и реализации индивидуальной образовательной потребности как одного из важных условий выполнения ФГОС ООО. Предлагаемые задания позволяют использовать их в подготовке к олимпиадам и участии в них, сопровождать обучающихся в освоении ключевого умения научиться учиться, формировании УУД и достижении высоких образовательных результатов. Предназначено учителям химии, школьникам, рекомендовано студентам педагогических учебных заведений.

Учимся решать задачи по химии. 8 класс. Бочарникова Р.А.

 

Описание учебника

Сборник «Учимся решать задачи по химии в 8 классе» будет настольной книгой на протяжении всего курса изучения химии, в нем даны образцы решения задач и примеры их для закрепления расчетных навыков.
Составлен он на основе многолетней педагогической практики, с учетом различных методических разработок. В сборнике собраны образцы задач к четырем главам учебника химии 8 класса. Он будет востребован учащимися на протяжении всего курса химии при выполнении домашних заданий, подготовке к контрольным работам, химическим олимпиадам и к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Разнообразные типы задач четырех разделов сборника помогут всем обучающимся в закреплении химических знаний. Образцы алгоритмов укажут этапы — ступеньки действий, а разные варианты расчетов подтолкнут творчески активных восьмиклассников к поиску иных подходов в решении задач. Они будут в роли следователей, определяя формулы соединений по известным долям и массовым отношениям элементов в веществе (часть I «Формула вещества. Относительная молекулярная масса…»). Выполняя тесты, требующие расчетов, обучающиеся сделают первые шаги сдающего ОГЭ в 9 классе (часть II «Количество вещества. Молярные масса и объем вещества»). Удивят восьмиклассников задачи на смешивание растворов — «правило креста». Самые смелые попробуют и таким способом решать задачи (часть IV «Растворы»). Решая расчетные химические задачи, обучающиеся будут повторять и закреплять знания и по математике, и по физике. «Слеп физик без математики, сухорук без химии», — писал М. В. Ломоносов.
Часть I. ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ МОЛЕКУЛЯРНАЯ МАССА. МАССОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ВЕЩЕСТВЕ
1. Нахождение относительной молекулярной массы
вещества.
Задача. Найти относительную молекулярную массу сульфата алюминия A12(S04)3.
Краткая запись условия задачи: Дано:
AI2(S04)3 Уравнение связи: АГ(А1) = 27
1) Вычислите относительную молекулярную массу вещества.
Задачи для самостоятельной работы.
4. «Нержавейка», из которой изготавливают столовые приборы, содержит до 12 % хрома и до 10 % никеля. Сколько килограммов этих металлов можно получить из 50 кг такой стали?
5. Бронза — сплав на основе меди с добавлением до 20 % олова. Этот сплав идет для изготовления подшипников. Сколько меди и олова по массе содержит 10 кг бронзы?
6. Латунь — сплав меди и цинка, содержащий от 10 до 50 % цинка. Сколько цинка по массе находится в 2 кг латуни, идущей для изготовления мебельной фурнитуры?
7. Взрослый человек должен в сутки потреблять с пищей 3,5 г калия. В 100 г кураги содержится 2 г калия. Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия? Какова доля калия в 100 г кураги по отношению к суточной потребности человека в калии?
8. 270 мг сплава алюминия содержат 5 % меди. Сколько меди по массе содержит этот сплав?
9. 2,32 т магнитного железняка содержат 5 % пустой породы. Сколько по массе пустой породы содержится в этом железняке?
10. В воде содержится 88,9 % кислорода. Сколько граммов кислорода содержится в стакане воды?
11. В воздухе на долю кислорода приходится 23,15 % по массе. Сколько кислорода содержит 1 кг воздуха?
12. Определите массу оксида вольфрама (VI), которая содержится в 928 кг его технического образца. Массовая доля примесей составляет 25 %.
2
13. Тело человека на — состоит из воды. Сколько по массе воды в твоем теле?
Часть II. КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА. МОЛЯРНАЯ МАССА. МОЛЯРНЫЙ ОБЪЕМ. ЗАКОН АВОГАДРО
1. Определение количества вещества по известной
массе вещества.
Задача 1. Вычислите количество вещества сульфата алюминия массой 171г.
Краткая запись условия задачи: Дано:
m[Al2(S04)3] = 171 г
Задачи для самостоятельной работы.
21. Найти молярные массы веществ, если:
а) 3 моль метана имеют массу 48 г;
б) 0,5 моль азотной кислоты имеют массу 31,5 г;
в) 1,5 моль уксусной кислоты имеют массу 90 г;
г) 0,75 моль соды имеют массу 79,5 г.
22. Верны ли следующие суждения:
А. Если 2 моль оксида азота имеют массу 56 г, следовательно молярная масса данного оксида — 28 г/моль.
Б. 40 г/моль — молярная масса инертного газа, 1,5 моль которого имеют массу 60 г.
1) Верно только А; 3) оба суждения верны;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
23. Останутся ли весы в равновесии, если на одну чашу весов поместить 0,5 моль глюкозы СбН^Об, а на другую — 2,25 моль оксида магния MgO?
24. Поиграйте в «Крестики-нолики» — покажите выигрышный путь, состоящий из веществ, имеющих молярную массу 28 г/моль.
Задачи для самостоятельного решения.
31. Найти массу:
а) 2 моль серной кислоты H2S04; гидроксида натрия NaOH; сероводорода H2S; углекислого газа С02; оксида азота N205; фосфата калия К3Р04; фосфата кальция Са3(Р04)2;
б) 3 • 1023 молекул гидроксида алюминия А1(ОН)3; хлорида алюминия А1С13; гидроксида железа Fe(OH)3; угольной кислоты Н2С03; хлороводородной кислоты НС1; азотной кислоты HN03; метана СН4.
32. Сколько молекул содержат:
а) 68 г сероводорода H2S;
б) 38 г сероуглерода CS2;
в) 272 г сульфита кальция CaS03;
г) 14,2 г сульфата натрия Na2S04;
д) 40 г сульфата железа FeS04;
е) 22 мг углекислого газа С02;
ж) 9 мг воды Н20;
и) 32 мг сернистого газа S02; к) 4 мг оксида магния MgO?
5. Вычисление количества вещества по известному
объему вещества.

Учимся решать задачи по химии. 8 класс. Бочарникова Р.А.