Химия. 8 класс. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. Габрусева Н.И.

Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ входит в линию учебно-методических комплектов по химии Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана. Пособие предназначено для работы на уроке. Работа с тетрадью поможет приобрести навыки безопасной экспериментальной работы, научиться точно и кратко формулировать свои наблюдения, делать выводы, выстраивать логические последовательности действий, составлять отчёт о работе, затрачивая при этом минимум времени.

Химия. 8 класс. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. Габрусева Н.И.

 

Описание учебника

Уважаемые восьмиклассники!
На уроках химии вам предстоит проводить лабораторные опыты, выполнять практические работы и решать экспериментальные задачи. Данная тетрадь поможет вам выполнить эксперимент, точно и кратко описать свои наблюдения, сделать выводы и грамотно составить отчёт о работе, затрачивая при этом минимум времени.
Работа в химическом кабинете требует соблюдения правил техники безопасности, которые у вас всегда под рукой — на первых страницах тетради.
Эта рубрика содержит напоминание о необходимости строгого соблюдения правил техники безопасности или информацию об особенностях выполнения эксперимента.
Приступая к работе, прежде всего нужно понять, с какой целью вы её выполняете. В этой тетради цели каждого исследования уже определены. Для получения результата вам необходимо их внимательно прочитать и осознать.
Цель исследования достигается в процессе последовательного выполнения заданий. (И цели, и задания могут быть дополнены или уточнены учителем.)
Содержание и порядок выполнения задания (описание эксперимента, данное в тетради) помогут вам освободить время для практической деятельности и наблюдения за экспериментом. Внимательно читайте этот раздел, он содержит не только порядок выполнения эксперимента, но и план наблюдения.
Не приступайте к работе до тех пор, пока не усвоите технику её выполнения и не определите предмет исследования. Свои наблюдения записывайте в тетради. В ряде случаев наблюдения подтверждают полученные вами теоретические знания, и тогда вы делаете вывод, продолжая цепочку логических рассуждений о предмете исследования: «Следовательно…»
Выполнение работы завершается общим выводом, который должен соответствовать цели эксперимента и содержать наиболее значимые сведения о предмете исследования (образец вывода дан в первой работе).
Всякая деятельность человека направлена на достижение результата. В процессе экспериментальной работы вы приобретёте новые знания и умения, о которых напишете в разделе «Личный результат и комментарий ученика». В этом же разделе вы можете прокомментировать проведение эксперимента: что получилось, а чего не смогли достичь при его выполнении и т. д. Ваш комментарий будет важен учителю при оценивании результатов вашего исследования. (Образец заполнения этого раздела дан в первой работе.)
Желаем успеха!
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
1. Неукоснительно соблюдайте правила техники безопасности.
2. Находиться в химическом кабинете одному и выполнять работу категорически запрещается, так как при несчастном случае некому будет оказать помощь пострадавшему и ликвидировать последствия аварии.
3. Убедитесь в том, что вы знаете, где в кабинете находятся средства противопожарной защиты (огнетушитель) и аптечка, содержащая всё необходимое для оказания первой помощи.
4. Не приступайте к работе до тех пор, пока не усвоите всей техники её выполнения.
5. При работе с едкими веществами наденьте индивидуальные средства защиты: резиновые перчатки, защитные очки или щитки.
6. Во время работы в химическом кабинете необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок, быть внимательными и сосредоточенными.
7. В химическом кабинете категорически запрещается принимать пищу, пить воду.
8. Не трогайте вещества, посуду, химическое оборудование и не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ВЕЩЕСТВАМИ
1. Не смешивайте неизвестные вам вещества.
2. Не берите вещества руками. Вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус!
3. Не затягивайте ртом в пипетки вещества и их растворы, используйте для этих целей резиновую грушу.
4. Берите вещества только шпателем или ложечкой и в тех количествах, которые указаны в описании работы.
5. Исследуйте запах вещества, осторожно направляя на себя пары или газы лёгким движением ладони от отверстия сосуда к носу. Не наклоняйтесь над сосудом, не подносите его близко к лицу и не вдыхайте полной грудью!
6. Не наливайте и не перемешивайте реактивы вблизи лица.
7. Во время нагревания жидких и твёрдых веществ в пробирках или колбах не направляйте их отверстия на себя или соседей.
Так нужно исследовать запах вещества
8. В процессе работы соблюдайте чистоту и аккуратность, следите за тем, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук.
9. Соблюдайте особую осторожность при работе с кислотами и щелочами! Если случайно кислота или щёлочь попадёт на руки или на одежду, немедленно смойте её большим количеством воды.
10. При разбавлении кислот водой всегда помните следующее правило: кислоту следует медленно тонкой струёй при перемешивании наливать в воду, а не наоборот.
11. Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.
12. Отходы веществ сливайте в специальные бутыли. Не выливайте в раковины концентрированные растворы кислот и щелочей, а также различные органические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные вещества!
ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДОЙ И ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
1. Для проведения опыта всегда пользуйтесь только чистой лабораторной посудой.
2. Не бросайте в раковину фильтровальную бумагу, вату, стёкла от разбитой посуды.
3. Сосуды с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.
4. Внимательно читайте этикетки на посуде, в которой хранятся реактивы, — на них указаны названия веществ и их химические формулы.
5. Если вы проводили нагревание, то убедитесь, что предмет остыл, прежде чем взять его в руки. В случае термического ожога охладите обожжённую поверхность холодной водой или льдом из холодильника и обработайте её противоожоговой мазью или аэрозолем, хранящимися в аптечке. Если ожог сильный, обратитесь к врачу.
6. При работе со спиртовкой соблюдайте следующие правила:
1) не зажигайте одну спиртовку от другой, так как спирт может пролиться, и возникнет пожар;
2) чтобы погасить пламя спиртовки, накройте его колпачком.
7. При работе с электронагревателем соблюдайте следующие правила:
1) перед включением электронагревателя в сеть проверьте, не повреждена ли изоляция электрического провода нагревателя;
2) если при включении электронагревателя не происходит нагревание, сообщите об этом учителю;
3) после окончания работы отключите электронагреватель от сети.
Глава I
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
§ 1• Предмет химии. Вещества и их свойства
Лабораторная работа. Знакомство с химической лабораторией
Цель. Ознакомиться с лабораторным оборудованием, химической посудой и некоторыми приёмами обращения с ними. Изучить общие правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Оборудование. Штатив для пробирок, держатель. Стеклянная химическая посуда: пробирки, колбы, цилиндры (простые и мерные), стеклянные трубочки, пробки с газоотводными трубками, воронки, стаканы. Фарфоровая посуда: стакан, чашка, ступка с пестиком.
Задание 1 (выполняйте совместно с соседом по парте). Прочитайте и обсудите общие правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Задание 2. Рассмотрите образцы стеклянной и фарфоровой посуды. Схематично нарисуйте их и подпишите названия.
Химическая посуда
Задание 3 (выполняйте совместно с соседом по парте).
1) Потренируйтесь:
— закреплять в держателе: а) пробирку, б) фарфоровую чашечку;
— закрывать пробирку пробкой с газоотводной трубкой;
— с помощью химического стакана и мерного цилиндра измерять объём воды.
2) Запишите содержание и порядок выполнения задания: что вы делали и как. Отметьте особенности выполнения каждого этапа задания.
Выводы
Во время нахождения и работы в химической лаборатории необходимо строго соблюдать правила техники безопасности. Поскольку при работе в химической лаборатории используют специальное оборудование и посуду, необходимо овладеть приёмами обращения с ними для успешного выполнения лабораторных опытов и практических работ, а также в целях обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих.
Личный результат и комментарий ученика
Я умею закреплять в держателе пробирку и фарфоровую чашечку, закрывать пробирку пробкой с газоотводной трубкой, с помощью химического стакана и мерного цилиндра измерять объём воды.
Мне не хватило времени ознакомиться со всеми образцами химической посуды.
Лабораторный опыт. Изучение физических свойств сахара и серы
(выполняйте совместно с соседом по парте) Цель. Изучить опытным путём некоторые физические свойства веществ. Поработать с дополнительными источниками информации.
Оборудование _
Реактивы
Результаты выполнения опыта, наблюдения и дополнительные сведения запишите в таблицу Задание 1. Рассмотрите вещества. Определите цвет и агрегатное состояние каждого из них (твёрдое, жидкое, газообразное).
Задание 2. Определите запах веществ (или его отсутствие), соблюдая правила техники безопасности.
Задание 3. Определите растворимость веществ в воде: налейте в пробирку немного воды и добавьте вещество; перемешайте содержимое пробирки с помощью стеклянной палочки. Палочка не должна касаться стенок пробирки! Если частички вещества исчезнут или его порция уменьшится, то вещество растворимо в воде.
Задание 4. Определите плотность веществ относительно плотности воды: опустите твёрдое вещество в стакан с водой (плотность воды равна 1 г/см3). Если вещество тонет в воде, то его плотность больше плотности воды; если плавает на поверхности, то его плотность меньше плотности воды. Подтвердите свои наблюдения рисунком.
Определение плотности веществ относительно плотности воды
Задание 5. Определите магнитные свойства твёрдого вещества: поднесите магнит к частицам образца вещества. Если частицы притягиваются, то вещество обладает магнитными свойствами.
Задание 6. Используя дополнительные источники информации, найдите недостающие сведения о физических свойствах изучаемых веществ и внесите их в таблицу.

Химия. 8 класс. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ.