Химия. 8 класс. Шиманович И.Е. и др.

Вы узнаете о периодическом законе и периодической системе химических элементов, строении атома, химической связи, особенностях химии растворов и других теоретических вопросах, знание которых послужит фундаментом для дальнейшего изучения химии. Закончится изучение курса химии 8-го класса рассмотрением химии металлов и их соединений. Успешное усвоение материала зависит не только от вашего внимания на уроках, но и от умения пользоваться учебником, самостоятельно работать с ним. При подготовке к уроку обратите внимание на новые термины, понятия и определения, которые выделены в тексте.

Химия. 8 класс. Шиманович И.Е. и др.

 

Описание учебника

Повторение основных вопросов курса химии 7 класса
собой отношение массы данной порции вещества m (Х) (в г или кг) к его химическому количеству n(Х) (в моль):
молекулярной (формульной) массе:
Мг (H2SO4) = 98; M(H2SO4) = 98 г/моль
Mr (Mg) = Лг (Mg) = 24; M(Mg) = 24 г/моль;
Mr (CaCO3) = 100; M(CaCO3) = 100 ‘/ юль.
Молярная масса является важнейшей характеристикой каждого вещества и отражает зависимость между массой и химическим количеством данного вещества:
Молярный объем
В отличие от твердых и жидких веществ все газообразные вещества химическим количеством 1 моль занимают одинаковый объем (при одинаковых условиях). Эта величина называется молярным объемом и обозначается Vm.
Молярный объем равен отношению объема данного газообразного вещества V(X) к его химическому количеству n(X):
При .моральных условиях (температура 0 °С и давление 101,325 кПа) отношение объема любой порции газа к его химическому количеству есть величина постоянная и равная 22,4 дм3/моль:
Взаимосвязь между основными физическими величинами, характеризующими химические вещества, приведена в таблице 1.
Важнейшие химические понятия 9
Таблица 1. Физические величины, характеризующие вещество
Физическая величина Обозначение Единица Формула для определения физической величины
Вопросы и задания
1. Приведите примеры трех простых и пяти сложных веществ. Почему сложных веществ известно больше, чем простых?
2. Из каких частиц могут состоять: а) простые вещества; б) сложные вещества? Приведите конкретные примеры газообразных, жидких и твердых веществ молекулярного и немолекулярного строения.
3. В чем заключается различие понятий «химический элемент», «атом» и «молекула простого вещества»? Дайте определение этих понятий.
4. Что показывают формулы веществ молекулярного и немолекулярного строения? Приведите по четыре примера формул простых и сложных веществ каждого типа и рассчитайте их относительные молекулярные или формульные массы.
5. В состав молекулы оксида фосфора входит шесть атомов кислорода. Относительная молекулярная масса этого вещества равна 220. Установите химическую формулу вещества и определите массовые доли каждого элемента.
6. Из каких структурных единиц образованы вещества, формулы которых: а) Na2CO3; б) Cu; в) H2SO4; г) СаС12? Определите число таких единиц для каждого вещества, если химическое количество их одинаково и равно 0,3 моль.
10 Повторение основных вопросов курса химии 7 класса
7. Сколько в стакане обычной воды объемом 200 см3 содержится: а) молекул; б) атомов водорода; в) атомов кислорода? Каково химическое количество взятой порции воды?
8. В чем заключается сходство и различие понятий «относительная молекулярная масса», «относительная формульная масса» и «молярная масса» веществ? Поясните на примере фосфорной кислоты H3PO4 и карбоната кальция CaCO3.
9. Определите массы указанных веществ (в г) химическим количеством 3 моль: а) меди; б) серной кислоты; в) воды; г) мела Ca.CO3.
10*. Какой объем при нормальных условиях занимает кислород: а) химическим количеством 3 моль; б) массой 48 г; в) числом молекул в порции 3,01 • 1024; г) массой 8 кг?
§ 2. Основные классы неорганических веществ
Классификация веществ
Все вещества, известные в настоящее время, можно отнести к тому или иному классу на основе общих свойств ‘ признаков, т. е. классифицировать. Наиболее простым способом классификации является распределение веществ по агрегатному состоянию на твердые, жидкие и газообразные. Но каждое вещество, в зависимости от условий (температуры и давления), может находиться в любом из этих состояний. Поэтому издавна стали классифицировать вещества по их природному происхождению. Так появились термины органические и неорганические вещества.
Рис. 1. Классификация неорганических веществ
Когда химики научились определять состав веществ (в XVIII в.), то их стали подразделять по составу на простые и сложные. Позже, уже в ХХ в., вещества, в зависимости от их строения, стали относить к одному из двух типов — молекулярного и немолекулярного строения.
Все простые вещества делятся на металлы и неметаллы. Такое деяние основано, прежде всего, на их физических и химических свойствах.
Из курса химии 7-го класса вам уже известно, что сложные неорганические вещества делятся в зависимости от состава и свойств на четыре основных класса: оксиды, кислоты, основания и соли (рис. 1).
Применение неорганических веществ
Достаточно сложно указать область народного хозяйства и деятельности человека, в которой бы не использовались различные неорганические вещества. Одним из основных потребителей является химическая промышленность, где эти вещества используются в качестве сырья для получения многих ценных продуктов: от лекарств и минеральных удобрений до сложных электронных устройств. Например, серную кислоту H2SO4 часто называют «хлебом» химической промышленности, объем ее мирового производства превышает 200 млн т в год.
При промышленном получении металлов из руд, в состав многих из которых входят оксиды, используются уголь С, оксид углерода(П) CO, водород Н2.
Всем хорошо знаком песок, состоящий из оксида кремния SiO2 и находящий применение в строительстве и производстве строительных материалов. В качестве природных строительных материалов используются известняк, мел, мрамор, представляющие собой карбонат кальция CaCO3 (рис. 2). Не обойтись в строительстве, а также в повседневной жизни без стекла (рис. 3), в состав которого входят оксиды. Состав обычного оконного стекла можно описать формулой Na2O • CaO • 6SiO2. В производстве красок используются белила на основе оксида цинка ZnO и оксида титана(^) TiO2, пигменты — Fe2O3, Cr2O3 и др. (рис. 4).
В сельском хозяйстве широко применяются соли азотной и фосфорной кислот как минеральные удобрения (рис. 5), сульфат меди(П) CuSO4 — в составе средств защиты растений, карбонаты Mn, Zn, Ca — как добавки к корму птиц. В качестве дезинфицирующего и консервирующего препарата широко используется оксид серы(^) SO2.
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с поваренной солью — хлоридом натрия NaCl, называя ее просто «соль». Она необходима для жизнедеятельности человека и животных. В качестве пищевых добавок и консервантов в пищевой промышленности используются и другие соли, например сульфит натрия Na2SO3, нитрит натрия NaNO2. Кислоты входят в состав безалкогольных напитков (рис. 6). Оксид углерода(^) CO2 («сухой лед») используется в качестве охлаждающего агента.
Неорганические вещества применяются и в производстве товаров бытовой химии. Кислоты и щелочи входят в состав чистящих средств и средств для удаления жира. Сода Na2CO3 и соли фосфорной кислоты — фосфаты используются при получении мыла, стиральных порошков и моющих средств (рис. 7).
Многие простые (например, сера S и иод I2) и сложные неорганические вещества входят в состав лекарственных препаратов.

Химия. 8 класс. Шиманович И.Е. и др.