Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна. — Микитюк А.Д.

Рабочая тетрадь является необходимым дополнением к школьному учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс», рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации и включенному в Федеральный перечень учебников. В тетрадь включены теоретические вопросы, задания с открытым ответом, экспериментальные задания, тестовые задания, расчетные задачи. К расчетным задачам приведены ответы. Имеются иллюстрации.

Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна.

 

Описание учебника

Урок 1. Повторение курса химии 8 класса
1. Сгруппируйте следующие вещества — С, Са, С02, HN03, NaOH, CuS04, НС1, Р, Fe, Mg(OH)2, NaCl, NO — по классам веществ (металлы, оксиды и т.д.).
2. Назовите сложные вещества из задания 1.
3. Составьте химические формулы по названиям соединений:
оксид гидроксид нитрат сульфид серная оксид карбонат серо-магния кальция натрия меди(П) кислота серы(У1) натрия водород
4. Рассчитайте молярные массы М по химическим формулам веществ: 02, S03, Ca(N03)2.
Пример. M(N203) = 2 14 + 3 16 = 76 г/моль.
5. Расставьте коэффициенты и укажите типы реакций:
6. Определите массу: а) 3 моль С02; б) 4,48 л 02; в) 6 10 молекул S03.
Подсказка. Масса вещества т = тг • М, где п — количество вещества (в молях) — заданная величина (а) или рассчитываемая: б — для газов — по формуле п = V/Vu\ в — для числа молекул N по формуле п = N/NA.
7. Напишите уравнения реакций заданных типов с участием конкретных веществ:
а) разложения Си(ОН)2 _
б) нейтрализации HN03_
в) замещения с Zn_
г) соединения с СаО _
8. Определите вещества молекулярного и немолекулярного строения, типы химической связи в них: 02, S03, HN03, NaOH, Zn, СаО.
Подсказка. В формулах веществ молекулярного строения обычно нет символов металлов.
9. Задача. Укажите мольные соотношения исходных реагентов и продуктов реакции в схемах из задания 5. Сколько граммов оксида алюминия получится из 3 моль алюминия?
Пример. Для реакции хлорирования железа
10. Напишите уравнения качественных реакций на ионы: для
СГ — образования осадков, а для COg» и NH^ — выделения газов.
11. Укажите степени окисления элементов в формулах веществ из задания 8.
12. Какие реакции из задания 5 окислительно-восстановительные?
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Урок 2. Характеристика химического элемента
1. Охарактеризуйте химические элементы железо Fe и азот N, используя таблицу.
2. У какого металла сильнее выражены восстановительные свойства: Mg, Al, Fe? (См. ряд напряжений металлов.)
3. У каких элементов такое строение электронной оболочки?
4. Какие свойства (окислительные или восстановительные) проявляют атомы серы в следующих степенях окисления?
5. В чем различие аллотропных модификаций серы — ромбической и пластической?
6. Как понимать выражение «генетические ряды металла и неметалла»?
7. Напишите формулы трех высших оксидов вида, в которых элемент проявляет степень окисления +6.
8. Напишите формулы и названия оснований элементов — металлов 3-го периода.
10. Используя общие формулы (см. Периодическую систему химических элементов, 1-й форзац учебника), составьте формулы летучих водородных соединений:
а) углерода; б) азота; в) серы; г) хлора.
11. Лабораторный опыт. Водородный показатель или рН раствора
Определите рН растворов аммиака NH3, соляной кислоты НС1 и сульфата натрия Na2S04. (Используйте универсальный бумажный индикатор со шкалой рН от 0 до 14.) Приведите численные значения рН.
12. Расставьте химические формулы веществ так, чтобы получились генетические ряды металла и неметалла:
ТЕСТЫ
1. Соотнесите химический элемент с особенностью его свойства
7. Какие из следующих оксидов основные, какие амфотерные, а какие кислотные?
8. Лабораторный опыт.
2. Формулами MgO, BeO, Cr203, СЮ2, S02 и S03 представлены оксиды
1 три основных и три кислотных
2 по два кислотных, амфотерных и основных
3 три основных и три амфотерных
4 один основный, два амфотерных и три кислотных
Урок 4. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
1. Как называют схему расположения химических элементов в порядке возрастания зарядов их атомов (и атомных масс) с учетом сходства свойств элементов и их соединений?
2. Дайте формулировку периодического закона Д.И. Менделеева с точки зрения: а) относительных атомных масс элементов; б) зарядов ядер атомов.
3. Лабораторный опыт. Получение литиевой и натриевой щелочи
В две пробирки налейте по 3 мл воды, добавьте по 1 капле раствора фенолфталеина. В одну пробирку внесите маленький кусочек лития, а в другую — натрия. Отметьте происходящие изменения, признаки реакции.
4. Назовите элементы, которые начинают и заканчивают 2-й, 3-й и 4-й периоды.
5. Как изменяются в периодах слева направо следующие характеристики элементов: 1) металлические свойства; 2) неметаллические свойства; 3) степени окисления элементов в высших оксидах; 4) характер (основный, амфотерный, кислотный) оксидов и гидроксидов?
6. Как периодическая повторяемость в строении внешних энергетических уровней атомов с ростом их атомного номера влияет на свойства элементов?
7. Какие сведения об электронной конфигурации атомов можно узнать по: а) номеру периода; б) номеру группы этого элемента в таблице Д.И. Менделеева?
8. Приведите символы и названия двух элементов, у которых на внешнем слое находится 3 электрона.
9. Напишите формулы оксидов элементов 3-го периода. Как изменяются в периоде слева направо их кислотные и основные свойства?
ТЕСТЫ
1. Дайте общие (групповые) названия элементов, начинающих и заканчивающих 2-й, 3-й и 4-й периоды.
1 щелочные и щелочноземельные металлы
2 халькогены и галогены
3 щелочные металлы и галогены
4 щелочные металлы и благородные газы
Урок 5. Химическая организация природы
1. Какие два элемента преобладают во Вселенной?
2. Напишите по четыре символа и названия элементов-неметаллов и элементов-металлов в составе магмы.
3. В чем различие между внутренним и внешним ядром Земли?
4. Приведите четыре символа элементов, содержание которых в организме человека выше, чем в земной коре и четыре символа, содержание которых ниже.
5. Назовите четыре вещества в составе клеток живых организмов, содержащих элементы С, Н и О.
6. Назовите пять макроэлементов и три микроэлемента.
7. Приведите три специфические функции, осуществляемые в организмах веществами, содержащими микроэлементы.
10. Назовите по два вида животных и растительных жиров (масел).
11. Молекулярная формула жира тристеарина C57H110O6. Напишите уравнение реакции горения этого жира.
2. Где витамины отсутствуют?
1 в растениях
2 в животной пище
3 в аптеке (синтетические продукты)
4 в минеральных солях
Урок б. Химические реакции. Скорость химической реакции
1. Дайте определение понятия « химическая реакция ».
2. Напишите по одному уравнению реакций, в которых:
а) из двух простых веществ получается одно сложное вещество
б) из основного оксида и воды получается основание (щелочь)
в) из кислотного оксида и воды получается кислота
г) из двух оксидов получается соль
3. Напишите уравнения реакций разложения:
а) пероксида водорода Н202
б) неустойчивой кислоты (сернистой или угольной)
в) нерастворимого основания
г) карбоната кальция
Укажите условия протекания этих реакций.
4. Напишите уравнения реакций:
а) растворения металла в кислоте с образованием соли и водорода
б) вытеснения активным металлом менее активного металла из раствора его соли
в) вытеснения активным галогеном менее активного из раствора его соли
5. Укажите типы реакций в заданиях 2 и 4 (см. выше).
6. Составьте уравнения следующих реакций обмена:
а) реакции нейтрализации
б) образования осадка нерастворимой соли
в) образования нерастворимого основания
7. Какие реакции в заданиях 2-4 окислительно-восстановительные, а какие нет?
8. Приведите примеры реакций, отличающихся агрегатным состоянием ее участников:
9. Дайте определение скорости химической реакции.
10. Для быстрого розжига костра (дров) иногда используют легковоспламеняющуюся жидкость, например бензин. Какой фактор при этом влияет на скорость реакции?
11. Чтобы увеличить скорость (интенсивность) горения, в печь вдувают кислород. Какой фактор скорости реакции сказывается при этом?
12. Назовите 5 факторов, влияющих на скорость химической реакции.
2. Какую реакцию из задания 1 невозможно осуществить, добавляя твердый реагент к раствору другого вещества в воде?
3. Укажите не окислительно-восстановительную реакцию в задании 1.

Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна.