Химия. 9 класс. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. Габриелян О.С., Купцова А.В.

Пособие является частью учебно-методического комплекта для 9 класса О. С. Габриеляна. Тетрадь содержит инструкции к 17 лабораторным опытам и 6 практическим работам, предусмотренным программой.
Проводя эксперимент, необходимо строго соблюдать все правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Их нужно повторить перед выполнением лабораторного опыта или практической работы.

Химия. 9 класс. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. Габриелян О.С., Купцова А.В.

 

Описание учебника

Лабораторные опыты
Лабораторный опыт № 1
Дата
Получение гидроксида цинка и изучение его свойств
Цель. Изучить способ получения амфотерного гидроксида и его свойства.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки (2 шт.), пипетка; растворы серной кислоты (1:5), гидроксида натрия или калия (0,5 моль/л), сульфата или хлорида цинка (0,5 моль/л).
Правила техники безопасности
Содержание и порядок выполнения опыта
1. В две пробирки налейте по 1—2 мл раствора соли цинка. Добавьте в каждую пробирку несколько капель раствора щелочи до образования студенистого осадка гидроксида цинка.
2. Запишите молекулярное и ионные уравнения проведенной реакции.
б
3. В одну пробирку с осадком гидроксида цинка добавьте 1—2 мл раствора серной кислоты. Перемешайте содержимое пробирки. Что наблюдаете?
4. Запишите молекулярное и ионные уравнения проведенной реакции.
5. В другую пробирку с полученным в предыдущем опыте осадком гидроксида цинка добавьте 1—2 мл раствора щелочи. Перемешайте содержимое пробирки. Что наблюдаете?
6. Запишите молекулярное и ионные уравнения проведенной реакции.
7. Впишите пропущенные слова.
При взаимодействии с кислотами гидроксид цинка проявляет 1111_____свойства, а при взаимодействии с щелочами — _________ свойства. Следовательно, гидросоединение.
Лабораторный ОПЫТ № 2
Ознакомление с физическими свойствами металлов
Цель. Ознакомиться с физическими свойствами простых веществ — металлов.
Оборудование и реактивы: образцы металлов (магний, алюминий, цинк, железо, свинец, медь).
Содержание и порядок выполнения опыта
1. Изучите физические свойства выданных веществ, используя следующий план.
1. Агрегатное состояние при комнатной температуре.
2. Цвет.
3. Блеск.
4. Пластичность.
5. Теплопроводность (сделайте вывод о данном свойстве металлов, наблюдая за опытом, показанным учителем).
6. Электропроводность (сделайте вывод о данном свойстве металлов, наблюдая за опытом, показанным учителем).
7. Твердость по относительной шкале твердости — шкале Мооса — (приложение 1).
8. Плотность (приложение 2).
9. Температуры плавления и кипения (приложение 2). 2. Составьте отчет, заполнив таблицу 1.
* Плотность, температуры плавления и кипения веществ приведены в приложении 2.
3. Используя данные таблицы 1, постройте диаграммы 1—3, расположив в них металлы в порядке уменьшения значений рассматриваемых величин.
4. Сформулируйте вывод, в котором перечислите общие физические свойства металлов.
Лабораторный ОПЫТ № 3
Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей
Цель. На основании проведенных опытов сделать вывод об условиях взаимодействия металлов с кислотами и солями.
Взаимодействие металлов с растворами кислот
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки (4 шт.); цинк (гранулы), свинец (пластинки), медь (проволока), алюминий (фольга или гранулы), соляная кислота (1:2), раствор серной кислоты (1:5).
Правила техники безопасности
Содержание и порядок выполнения опыта
4. Сформулируйте вывод о возможности взаимодействия растворов кислот с металлами, вписав пропущенные слова в предложение.
Кислоты взаимодействуют с металлами согласно схеме
металл + кислота
соль + водород
при следующих условиях:
• металл находится в электрохимическом ряду напряжений
метал- в результате реакции образуется соль;
для таких реакций не используют лы (Li, Na, К), так как они взаимодействуют с водой (это условие в опыте не рассматривалось);
кислота и концентрированная
кислота взаимодействуют с металлами по-другому {это условие в опыте не рассматривалось).
Взаимодействие металлов с растворами солей
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки (3 шт.), пинцет; свинец (пластинки), медь (проволока), железо (проволока или скрепки), растворы сульфата меди (II) (0,5 моль/л) и сульфата железа (II) (0,5 моль/л).
5. Сделайте вывод о взаимодействии металлов с растворами солей, вписав пропущенные слова.
Металлы взаимодействуют с растворами солей при соблюдении следующих условий:
• каждый металл вытесняет из растворов солей другие металлы, находящиеся в ряду напряжений в результате реакции должна образоваться соль.
Лабораторный ОПЫТ № 4
Ознакомление с образцами природных соединений металлов
Ознакомление с образцами природных соединений натрия
Цель. Ознакомиться с образцами природных соединений натрия.
Образцы: каменная соль, глауберова соль, сильвинит. Содержание и порядок выполнения опыта
1. Рассмотрите выданные образцы природных соединений натрия.
Формулы основной составной части некоторых природных соединений приведены в приложении 3. Основные месторождения природных соединений металлов определите, используя географические атласы или справочную литературу.
Ознакомление с образцами природных соединений кальция
Цель. Ознакомиться с образцами природных соединений кальция.
Образцы: известняк, мрамор, мел, гипс, фосфорит, апатит, доломит.
Содержание и порядок выполнения опыта
1. Рассмотрите выданные образцы природных соединений кальция.
Формулы основной составной части некоторых природных соединений приведены в приложении 3. Основные месторождения природных соединений металлов определите, используя географические атласы или справочную литературу.
Ознакомление с образцами природных соединений алюминия
Цель. Ознакомиться с образцами природных соединений алюминия.
Образцы: корунд, полевой шпат, боксит. Содержание и порядок выполнения опыта
1. Рассмотрите выданные образцы природных соединений алюминия.
Формулы основной составной части некоторых природных соединений приведены в приложении 3. Основные месторождения природных соединений металлов определите, используя географические атласы или справочную литературу.
Ознакомление с образцами природных соединений железа
Цель. Ознакомиться с образцами природных соединений железа.
Образцы: магнетит (магнитный железняк), гематит (красный железняк), пирит.
Содержание и порядок выполнения опыта
1. Рассмотрите выданные образцы природных соединений железа.
2. Заполните таблицу 7.
Содержание и порядок выполнения опыта
1. В две пробирки налейте по 1—2 мл раствора соли алюминия. Добавьте в каждую пробирку несколько капель раствора щелочи до образования студенистого осадка гидроксида алюминия.
2. Запишите молекулярное и ионные уравнения проведенной реакции.
3. В одну пробирку с осадком гидроксида алюминия добавьте 1—2 мл соляной кислоты. Встряхните содержимое пробирки. Что наблюдаете?
4. Запишите молекулярное и ионные уравнения проведенной реакции.
5. В другую пробирку с осадком гидроксида алюминия добавьте 1—2 мл раствора щелочи. Встряхните содержимое пробирки. Что наблюдаете?
6. Запишите молекулярное и ионные уравнения реакции.
7. Впишите пропущенные слова.
Лабораторный ОПЫТ № 9 Дата
Распознавание солей аммония
Цель. Осуществить качественную реакцию на соли аммония.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки (2 шт.), спиртовка, спички, пробиркодержатель, вата; растворы хлорида аммония (0,5 моль/л), сульфата аммония (0,5 моль/л) и реактива на ион аммония.
Правила техники безопасности
САМОЕ ГОРЯЧЕЕ
Содержание и порядок выполнения опыта
1. Определите ион, который является реактивом на ионы аммония, используя план:
1) укажите катион, входящий в состав солей аммония:…………………;
2) укажите анион, который образует с этим катионом непрочное соединение,
3. В одну пробирку налейте 1—2 мл раствора хлорида аммония, а в другую пробирку — 1—2 мл раствора сульфата аммония. Добавьте в каждую из пробирок 1—2 мл раствора реактива, который

Химия. 9 класс. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ.