Контрольные и самостоятельные работы по химии. 9 класс: к учебнику Габриеляна О.С. — Павлова Н.С.

В сборник самостоятельных и контрольных работ по химии для учащихся 9 класса вошли работы, составленные в соответствии с требованиями ФГОС. Они охватывают весь программный материал 9 класса и полностью соответствуют тематическому поурочному планированию к учебнику О.С. Габриеляна для 2-часовой программы.
Пособие состоит из 4-х частей. Первая часть содержит самостоятельные работы. Задания построены с учетом дифференцированного подхода и усложняются от первого к третьему варианту. По усмотрению учителя число заданий, предлагаемых для контроля учеников, может быть уменьшено с учетом уровня подготовки учащихся.

Контрольные и самостоятельные работы по химии. 9 класс: к учебнику Габриеляна О.С.

 

Описание учебника

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ТЕМА № 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Характеристика химических элементов и их соединений по положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева
1. Распределение электронов в атоме по энергетическим уровням 2, 8, 4. Определите, какой это элемент. Приведите формулы его высшего оксида, гидроксида и водородного «соединения. Укажите характер соединений. Приведите уравнения реакций, иллюстрирующие свойства этих соединений.
2. Напишите уравнения реакций алюминия со следующими веществами: Cl2, 02, S. Для каждой реакции составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
3. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид фосфора (V): НС1, Ва(ОН)2, S02, Н20, Li20? Приведите уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде. Укажите характер каждого оксида.
4. Приведите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
1. Распределение электронов в атоме по энергетическим уровням 2, 8, 8, 1. Определите, какой это элемент. Приведите формулы его высшего оксида, гидроксида и водородного соединения. Укажите характер соединений. Приведите уравнения реакций, иллюстрирующие свойства этих соединений.
2. Напишите уравнения реакций хлора со следующими веществами: Н2, Ва, Na. Для каждой реакции составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
3. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид лития: H2S04, NaOH, С02, Н20, СаО? Приведите уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде. Укажите характер каждого оксида.
4. Приведите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
1. Распределение электронов в атоме по энергетическим уровням 2, 8, 7. Определите, какой это элемент. Приведите формулы его высшего оксида, гидроксида и водородного соединения. Укажите характер соединений. Приведите уравнения реакций, иллюстрирующие свойства этих соединений.
2. Напишите уравнения реакций магния со следующими веществами: 02, Н2, N2. Для каждой реакции составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
3. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид серы (IV): 02, Са(ОН)2, Р205, Н20, Na20, BaS03? Приведите уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде. Укажите характер каждого оксида.
4. Приведите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Тема № 1. Общая характеристика химических элементов и реакций
Амфотерные оксиды и гидроксиды
ВАРИАНТ 1
1. Напишите уравнения возможных реакций гидроксида цинка со следующими веществами:
Приведите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
ВАРИАНТ 1
1. Рассмотрите фрагмент периодической таблицы в том виде, в котором ее создал Д.И. Менделеев.
Какой элемент должен стоять за цинком? Какие элементы будут обладать свойствами, сходными с этим элементом? Как изменяются свойства элементов-аналогов в главной подгруппе?
2. Покажите на примере одного периода, что Периодический закон, как и любой закон природы, выполняет объясняющую функцию.
Тема № 1. Общая характеристика химических элементов и реакций
ВАРИАНТ 2
1. Рассмотрите фрагмент Периодической таблицы в том виде, в котором ее создал Д.И. Менделеев.
Периоды Группы
Какой элемент должен стоять перед мышьяком? Какие элементы будут обладать свойствами, сходными с этим элементом? Как изменяются свойства оксидов элементов-аналогов в главной подгруппе?
2. Покажите на примере одной подгруппы, что Периодический закон, как и любой закон природы, выполняет объясняющую функцию.
3. Расположите элементы в ряд по увеличению металлических свойств: Ва, Са, Sr, Be, Ra, Mg. Укажите причину увеличения металлических свойств.
4. Расположите оксиды в порядке увеличения их кислотных свойств: Р205, S03, Na20, А1203, С1207, MgO.
11
Самостоятельные работы
ВАРИАНТ 3
1. Если следовать принципу расположения элементов по увеличению значения Мг, то, после открытия инертных газов, фрагмент периодической таблицы выглядел бы так:
Периоды Группы
Какие элементы следует поменять местами? Почему? Какие элементы будут обладать свойствами, сходными с каждым из этих элементов? Как будут изменяться свойства элементов в периоде, атомы элементов в котором содержат три энергетических уровня?
2. Астат — радиоактивный элемент, полученный искусственно, и короткоживущий. Экспериментально изучать свойства астата проблематично. Покажите на примере астата, что Периодический закон, как и любой закон природы, выполняет предсказательную функцию.
3. Расположите элементы в ряд по увеличению окислительных свойств: О, Li, С, F, Be, N, В. Укажите причину увеличения окислительных свойств.
4. Расположите оксиды в порядке увеличения их основных свойств: А1203, Т1203, В203, Ga203, In203.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №4
Скорости химических реакций. Катализаторы
Укажите, какие из приведенных вами реакций являются гетерогенными, а какие — гомогенными.
2. Предложите способы увеличения скорости реакции 4FeS2 + 1102 = 2Fe203 + 8S02. Обоснуйте ваши выводы.
3. В пробирки с гранулами Zn, Fe и Mg прилили 10% -ный раствор соляной кислоты. В какой пробирке скорость реакции будет: а) максимальной; б) минимальной? Ответ поясните.
4. Что можно наблюдать при действии перекиси водорода на сырое и на вареное мясо? Как объяснить эти явления?
Укажите, какие из приведенных вами реакций являются гетерогенными, а какие — гомогенными.
2. Предложите способы увеличения скорости реакции. Обоснуйте ваши выводы.
3. В три пробирки, содержащие гранулы цинка, прилили соответственно 10%-ный, 20%-ный и 30%-ный раствор соляной кислоты. В какой пробирке скорость реакции будет: а) максимальной; б) минимальной? Ответ поясните.
4. Если к смеси йода и алюминия добавить воду, то практически сразу наблюдается выделение фиолетовых паров, а затем появляется пламя. Какую роль в этом процессе играет вода?
3. В две пробирки поместили гранулы Mg и Zn и прилили в каждую пробирку 10%-ный раствор плавиковой кислоты. В две другие пробирки поместили такие же гранулы Mg и Zn и прилили 10%-ный раствор соляной кислоты. В какой пробирке скорость реакции будет: а) максимальной; б) минимальной. Ответ поясните.
4. Почему стиральные порошки, содержащие энзимы, не способствуют выведению пятен при кипячении? К какому виду катализаторов они скорее всего относятся?
Химические свойства металлов
ВАРИАНТ 1
1. Почему элемент натрий проявляет ярко выраженные восстановительные свойства? Почему простое вещество натрий относят к щелочным металлам? Как вы считаете, к тяжелым или легким металлам относится натрий? Мотивируйте ваш ответ.
1. Почему элемент кальций проявляет ярко выраженные восстановительные свойства? Почему простое вещество кальций относят к щелочноземельным металлам? Как вы думаете, может ли оксид кальция встречаться в природе?
1. Почему простое вещество свинец проявляет металлические свойства? Какие еще элементы этой же группы проявляют металлические свойства? К легким или тяжелым металлам относится свинец?
Коррозия металлов
ВАРИАНТ 1
1. Для защиты железа от коррозии используют никелевое покрытие. На каком свойстве никеля основана эта защита? Можно ли с этой целью использовать кальций? Почему?
2. Можно ли для защиты железных изделий использовать; а) магний; б) цинк; в) никель? Почему? Какой из металлов будет более надежно защищать железные изделия?
ВАРИАНТ 2
1. Для защиты железных изделий от коррозии используют покраску изделий. Почему краска защищает металл от коррозии? Какие еще покрытия можно использовать для защиты металлов от коррозии?
2. Два соседа решили украсить железные крыши на своих дачах. Один использовал орнамент, сделанный из меди, второй — из магния. У какого соседа раньше начнется коррозия крыши? Почему?
ВАРИАНТ 3
1. Два друга решили провести отдых на своих яхтах. Оба использовали для защиты днища яхт пластины цинка. Один из друзей путешествовал по морю, а второй по реке. Днище какой яхты окажется в лучшем состоянии по возвращении из путешествия? Почему?
2. В три пробирки, заполненный водой, насыщенной кислородом, ученик поместил железные гвозди, к которым были присоединены проволоки из цинка, свинца и меди. В какой из пробирок коррозия пройдет быстрее всего, в какой коррозировать будет проволока?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 7 _
Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы
Ответьте на вопросы:
1) Как с увеличением порядкового номера элементов изменяется радиус атомов щелочных металлов? Объясните причину такого изменения.
2) К легкоплавким или тугоплавким металлам относятся щелочные металлы?
3) Какие щелочные металлы легче воды?
2. Какие химические реакции будут протекать, если натрий:
а) бросить в воду;
б) бросить в 10% -ный раствор соляной кислоты;
в) поместить в колбу с азотом?
Приведите уравнения реакций. Для одной из реакций приведите электронно-ионный баланс. Требуют ли какие-либо реакции нагревания?
Ответьте на вопросы:
1) Как с увеличением порядкового номера элементов изменяется способность атомов щелочных металлов отдавать электроны? Объясните причину такого изменения.
2) Если ампулы со щелочными металлами поместить в кипящую воду, какие из металлов расплавятся?
3) К тяжелым или легким металлам относятся щелочные металлы?
2. Какие химические реакции будут протекать, если литий:
а) бросить в воду;
б) бросить в 10% -ный раствор серной кислоты;
в) поместить в колбу с кислородом?
Ответьте на вопросы:
1) Как с увеличением порядкового номера элементов изменяется электроотрицательность атомов щелочных металлов? Объясните причину такого изменения.
2) Установите зависимость физических свойств щелочных металлов от их порядкового номера.
3) К мягким или твердым металлам относятся щелочные металлы?
2. Какие химические реакции будут протекать, если калий:
а) бросить в воду;
б) бросить в 10%-ный раствор бромоводородной кислоты;
в) нагреть с фосфором?
Приведите уравнения реакций. Для одной из реакций приведите электронно-ионный баланс.

Контрольные и самостоятельные работы по химии. 9 класс: к учебнику Габриеляна О.С.