Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Еремина В.В. и др. — Еремин В.В.

Пособие является частью УМК, основа которого учебник В. В. Еремина, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздова, В. В. Лунина «Химия. 9 класс». Рабочая тетрадь содержит большое количество заданий, ориентированных как на достижение предметных образовательных результатов, так и на формирование ключевых компетенций.

Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Еремина В.В. и др.

 

Описание учебника

9 класс — время для раздумий в отношении своей образовательной перспективы, и в частности в отношении предмета химии. Для кого-то химия уже стала любимым школьным предметом, и, возможно, вы будете изучать её на углублённом уровне в 10—11 классах. Кому-то химия даётся не так легко, и в старшей школе изучение предмета ограничится базовым курсом. Кто-то завершит своё химическое образование в школе, другие его продолжат. Но независимо от этого химия будет сопровождать вас на всём жизненном пути… «Связь химии с профессиональными задачами имеет очень большое значение, и это — уже достаточное основание для её изучения. Тем не менее существует ещё более важная причина. Будучи фундаментальной наукой, тесно связанной почти с любым проявлением наших контактов с материальным миром, химия представляет собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры»1.
Продолжать изучение химии вы будете, используя учебник «Химия. 9 класс» для общеобразовательных учреждений авторов В. В. Еремина, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздова, В. В. Лунина (М.: Дрофа) и рабочую тетрадь, которую вы держите.
В рабочей тетради приведены задания различных типов: одни требуют от вас знания программного материала, другие побуждают сравнивать и анализировать, третьи расширяют границы школьного учебника и направлены на развитие ваших интеллектуальных способностей. Некоторые задания отмечены условными значками:
задания с выбором одного правильного ответа. В этих заданиях необходимо обвести (подчеркнуть) букву правильного ответа;
— задания с выбором нескольких правильных ответов. В этих заданиях необходимо обвести буквы правильных ответов, а затем записать их в алфавитном порядке в строку «Ответ»;
задания предполагают работу с приведённым текстом;
задания, для выполнения которых нужен опыт наблюдения за химическими превращениями;
* — задания на сообразительность или требующие знания материала, выходящего за рамки учебника.
В конце каждого параграфа есть значок [Т] — «Обратите внимание». Здесь рекомендуется записывать то, на чём акцентировал внимание учитель на уроке, домашнее задание к следующему уроку, тему сообщения и т. д.
В конце каждой главы приведены тренировочные варианты контрольных измерительных материалов для подготовки к контрольным работам. Варианты к главам 2—4 приведены в формате государственной итоговой аттестации (ГИА).
Авторы искренне желают вам успешной учёбы и надеются, что данная рабочая тетрадь поможет вам.
Стехиометрия. Количественные
отношения в химии
АДоль — единица количества вещества
1. Заполните схемы 1 и 2.
Количество вещества
Схема 1
единицы величины
Схема 2
Число (постоянная) Авогадро
Сколько атомов ртути находится в медицинском термометре, если её количество составляет 0,05 моль?
Посчитано, что в воздушном пространстве над столицей России в среднем на каждого москвича приходится 9,03 • 1025 молекул озона 03. Рассчитайте количество вещества озона (в молях), приходящегося в среднем на каждого жителя Москвы.
Рассчитайте количество вещества аммиака NH3, если известно, что количество атомов водорода в нём составляет: а) 0,12 моль; б) 54 моль.
Сколько молей протонов содержится в одном моле: а) магния; б) кислорода; в) оксида углерода(1У)?
Молярная масса
Такие драгоценные камни, как рубин и аметист, содержат в своём составе в качестве главного компонента оксид четырёхвалентного элемента. Определите формулу этого соединения, если известно, что его молярная масса равна 60 г/моль.
Рассчитайте количество вещества: а) в 3,15 г азотной кислоты; б) в 185 г гидроксида кальция; в) в 48 г сульфата меди(Н).
Рассчитайте массу: а) 3,5 моль фосфорной кислоты; б) 2 моль гидроксида железа(Ш).
5. Не пересолен ли куриный бульон, если в него добавлено 0,25 моль поваренной соли, а по рецепту необходимо добавить половину столовой ложки соли? Масса соли в столовой ложке составляет 25 г.
6. Масса образца сероводорода H2S равна 1,7 г. Вычислите число молекул сероводорода в данном образце.
7. В организме взрослого человека содержится около 5 г железа, причём почти 2/3 этого количества входит в состав гемоглобина. Рассчитайте, сколько атомов железа находится: а) в гемоглобине; б) в человеческом организме в целом.
8. Образец вещества массой 66 г содержит 9,03 • 1023 молекул. Определите молярную массу этого вещества.
9. Заполните таблицу 1.
Таблица 1
Расчёты по химическим формулам
5. Одним из семи исторических камней Алмазного фонда является ярко-алая шпинель массой почти 400 каратов, вставленная в Большую императорскую корону. Корона изготовлена для коронации императрицы Екатерины II в 1762 г. Большой императорской короной после Екатерины II короновались в России все императоры. Выведите брутто-формулу шпинели, если известно, что массовая доля магния равна 16,9%, массовая доля алюминия — 38%, массовая доля кислорода — 45,1’/о .
6. Среди продуктов гниения белков было обнаружено соединение путресцин, содержащее 58,82% углерода, а массовая доля азота в нём в два раза больше массовой доли водорода. Других элементов в этом веществе нет. Выведите формулу данного соединения.
§4
1. Какое количество вещества кислорода необходимо для сгорания 0,25 моль сероводорода H2S?
2. Какова масса осадка, образующегося при сливании раствора, содержащего 0,6 моль гидроксида натрия, с раствором хлорида меди(И)?
3. Вычислите массу алюминия, которая потребуется для получения 1,5 моль водорода при реакции с соляной кислотой.
Определите массу карбоната калия, образовавшегося после пропускания углекислого газа через раствор, содержащий 28 г гидроксида калия.
Определите массу осадка, полученного при сливании 74 г 30%-го раствора хлорида кальция и избытка раствора нитрата серебра.
5. В последние годы в практике дерматологов и косметологов всё большее применение находит жидкий азот. Например, с помощью жидкого азота можно удалять различные доброкачественные новообразования: бородавки, папилломы. Для хранения и транспортировки жидкого азота применяют специальные резервуары — сосуды Дьюара. Самый маленький сосуд вмещает 5,25 кг жидкого азота. Какой объём займёт азот при нормальных условиях?
Относительная плотность газов
2. Какую плотность (г/л) имеет при нормальных условиях: а) хлор; б) сероводород H2S?
1 Параграф, включающий дополнительный материал, необязательный для изучения.
19
3. При нормальных условиях газ, являющийся простым веществом, имеет плотность 2,143 г/л. Какой это газ?
4. Найдите относительную плотность: а) оксида серы(1У) по воздуху; б) воздуха по оксиду серы(1У).
5. Относительная плотность некоторого газа по водороду равна 14. Чему равна относительная плотность этого газа по воздуху?
В соединении атомов водорода в два раза больше, чем атомов углерода; его относительная плотность по гелию 10,5. Установите формулу вещества.
7. Может ли существовать соединение хлора, относительная плотность которого меньше воздуха? Дайте обоснованный ответ.

Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Еремина В.В. и др.