Рабочая тетрадь по химии. 9 класс. К учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. — Боровских Т.А.

Рабочая тетрадь является необходимым дополнением к школьному учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 9 класс» (издательства «АСТ: Астрель» и «Просвещение»), рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации и включенному в Федеральный перечень учебников. C помощью этой тетради ученики смогут лучше усвоить материал учебника и применить полученные знания на практике. В тетрадь также включены задания для подготовки к практическим и контрольным работам. Последние приводятся с ответами.

Рабочая тетрадь по химии. 9 класс. К учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.

 

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. Электролитическая диссоциация 7
Урок 1. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах 7
Урок 2. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей, солей 9
Урок 3. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации 12
Уроки 4-5. Реакция ионного обмена и условия их протекания 14
Уроки 6-7. Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление 24
Урок 8. Гидролиз солей* 29
Урок 9. Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» (задания для подготовки) 31
Урок 10. Проверь свои знания по теме «Электролитическая диссоциация». Подготовка к контрольной работе 35
ТЕМА 2. Кислород и сера 38
Урок 11. Положение кислорода и серы в Периодической системе химических элементов, строение их атомов. Озон — аллотропная модификация кислорода 38
Урок 12. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение 39
Урок 13. Сероводород. Сульфиды 43
Урок 14. Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли 46
Урок 15. Оксид серы(У1). Серная кислота и ее соли 49
Урок 16. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты 54
Урок 17. Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» (задания для подготовки) 57
Урок 18. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. * Химическое равновесие* 60
Урок 19. Вычисления по химическим уравнениям 65
ТЕМА 3. Азот и фосфор 67
Урок 20. Положение азота и фосфора в Периодической системе химических элементов, строение атомов. Азот. Свойства, применение 67
Урок 21. Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение 70
Урок 22. Практическая работа. Получение аммиака и изучение его свойств (вопросы для подготовки) 73
Урок 23. Соли аммония 75
Урок 24. Оксид азота(И) и оксид азота(1У) 77
Урок 25. Азотная кислота и ее соли 79
Урок 26. Окислительные свойства азотной кислоты 82
Урок 27. Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора 84
Урок 28. Оксид фосфора(У). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения* 86
Урок 29. Практическая работа. Определение минеральных удобрений (вопросы для подготовки) 89
ТЕМА 4. Углерод и кремний 91
Урок 30. Положение углерода и кремния в Периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия углерода 91
Урок 31. Химические свойства углерода. Адсорбция 93
Урок 32. Угарный газ, свойства, физиологическое действие 95
Урок 33. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли 97
Урок 34. Практическая работа. Получение оксида углерода(1У) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов (задания для подготовки) 101
Урок 35. Кремний и его соединения. Стекло*. Цемент* 104
Урок 36. Проверьте свои знания по темам «Кислород и сера», «Азот и фосфор», «Углерод и кремний» 108
ТЕМА 5. Общие свойства металлов ill
Урок 37. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов 111
Урок 38. Химические свойства металлов. Ряд напряжений— 113
Урок 39. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды 115
Урок 40. Сплавы 117
Урок 41. Щелочные металлы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение 119
Уроки 42-43. Щелочноземельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и ее устранение 123
Уроки 44-45. Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия. Амотерность оксида и гидроксида алюминия 127
Урок 46. Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Элементы I—III групп Периодической системы Д.И. Менделеева» (задания для подготовки) 130
Уроки 47-48. Железо. Железо в природе. Свойства железа. Оксиды и гидроксиды железа. Соли железа(П) и железа(Ш) 132
Урок 49. Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения» (задания для подготовки) 135
Урок 50. Проверь свои знания по теме «Общие свойства металлов». Подготовка к контрольной работе 137
ТЕМА 6. Первоначальные представления об органических веществах 140
Уроки 51-52. Первоначальные представления о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений A.M. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная
классификация органических веществ 140
ТЕМА 7. Углеводороды 142
Уроки 53-56. Предельные углеводороды. Непредельные углеводороды. Ацетилен. Диеновые углеводороды. Природные источники углеводородов 142
ТЕМЫ 8, 9, 10, 11. Спирты. Карбоновые кислоты. Жиры. Углеводы. Белки. Полимеры 145
Уроки 57-66.Одноатомные спирты. Многоатомные спирты. Муравьиная и уксусная кислоты. Жиры. Глюкоза и сахароза. Крахмал и целлюлоза. Белки. Состав белков.
Роль белков в питании. Полимеры 145
Урок 67. Проверь свои знания по органической химии. Подготовка к контрольной работе 148
Ключи к тестам «Проверь свои знания» 151
Электролитическая диссоциация 151
Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний 153
Общие свойства металлов 155
Органическая химия 157
ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ
Урок 1. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах
1. Рассмотрите в учебнике рисунок «Механизм растворения хлорида натрия в воде». Опишите механизм процесса диссоциации ионных соединений в воде.
Изобразите схематично механизм растворения в воде и диссоциации вещества с ковалентной полярной связью
2. Прочитайте в § 1 (§ 2) «Растворение как физико-химический процесс». Обоснуйте это утверждение, т.е. выпишите из текста (и приведите свои) факты, подтверждающие то, что растворение физический процесс.1
ВНИМАНИЕ! По всей тетради ссылки на номера параграфов в скобках относятся к учебнику «Химия. 9» Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана издательства «ACT. Астрель».
Выпишите из текста (и приведите свои) факты, подтверждающие то, что растворение химический процесс. _
3. Как доказать, что медный купорос — это кристаллогидрат? Приведите описание эксперимента, доказывающего этот факт.
4. Составьте уравнения разложения железного купороса, гипса, кристаллической соды.
5. Прочитайте основные положения теории электролитической диссоциации. Докончите предложения.
1. Электролиты — это_
2. Ионы — это
электронная формула атома серы_
электронная формула иона серы (2-) _
электронная формула атома лития _
электронная формула иона лития (1+) _
4. Ионы отличаются от атомов по свойствам, например, атомы натрия _.
электронная формула атома натрия электронная формула иона натрия электронная формула атома хлора
Урок 2. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей, солей
1. Подчеркните те из перечисленных ниже жидкостей, которые обладают заметной электрической проводимостью:
а) спирт; б) раствор сахара; в) раствор поваренной соли; г) 100%-ная серная кислота; д) 5%-ная серная кислота.
2. Почему раствор хлороводорода в органическом растворителе бензоле не проводит электрического тока?
3. Лампочка прибора для испытания электрической проводимости веществ загорится в случае погружения электродов в: а) раствор гидроксида натрия; б) дистиллированную воду; в) раствор глюкозы; г) раствор азотной кислоты; д) расплав гидроксида калия. (Подчеркните правильные ответы.)
4. Лампочка прибора для испытания электрической проводимости веществ не загорится в случае погружения электродов в: а) поваренную соль (тв.); б) раствор поваренной соли; в) расплав поваренной соли; г) водный раствор сахара; д) раствор медного купороса. (Подчеркните правильные ответы.)
5. Что такое ион гидроксония?_
Запишите схему образования иона гидроксония
6*. Изобразите схему образования ковалентной связи в ионе гидроксония по донорно-акцепторному механизму.
7*. Запишите схему диссоциации азотной кислоты с учетом гидратации и упрощенно.
2. Как объяснить тот факт, что при контакте электродов прибора для проверки электрической проводимости (см. рис. в § 1 учебника) с раствором хлорида натрия лампочка светится ярко, а с концентрированным раствором уксусной кислоты — тускло?
3. Почему при добавлении воды к концентрированному раствору уксусной кислоты лампочка прибора для проверки электрической проводимости начинает светиться ярче, а при разбавлении водой раствора хлорида натрия яркость свечения не изменяется?
4. Что такое степень электролитической диссоциации?
Запишите формулу для вычисления степени диссоциации. В каких единицах измеряют степень диссоциации?
Уроки 4-5. Реакция ионного обмена и условия их протекания
Реакции между растворами электролитов, сопровождающиеся выпадением осадка
Пример 1: Составить уравнения реакции между растворами гидроксида натрия и хлорида меди(П) в молекулярной и ионной формах.
Способ 1 (подходит тому, кто не очень хорошо выучил свойства неорганических веществ).
1. Запишем левую часть молекулярного уравнения реакции
2. С учетом диссоциации электролитов запишем левую часть сокращенного ионного уравнения
3. Определим по таблице растворимости ионы, при взаимодействии которых образуется нерастворимое вещество (осадок) и составим сокращенное ионное уравнение
4. Допишем формулу продукта реакции (осадка) в полное ионное и молекулярное уравнения.6. Дополним полное ионное уравнение формулами частиц, не принимающими участие в реакции, а для молекулярного уравнения из этих частиц составим формулу вещества.
Способ 2 (подходит тому, кто знает свойства неорганических веществ и умеет составлять молекулярные уравнения реакций).
2. Запишем формулы веществ, участвующих в реакции с учетом диссоциации и коэффициентов (полное ионное уравнение).
3. Подчеркнем формулы ионов, при взаимодействии которых образуется осадок.
4. Запишем подчеркнутые формулы отдельной строкой (сокращенное ионное уравнение).
Составьте молекулярные, сокращенные и полные ионные уравнения реакций, которые будут происходить при смешивании растворов следующих электролитов:
Молекулярное уравнение
Ионные уравнения
Пример 2. Составить уравнения реакции между раствором карбоната натрия и соляной кислотой в молекулярной и ионной формах.
Реакция между ионами, сопровождающиеся образованием воды или другого слабого электролита
Пример 3. Составьте уравнение реакции между соляной кислотой и раствором гидроксида натрия в ионной и молекулярной форме.
Способ 1
1. Запишем левую часть молекулярного уравнения реакции.
2. С учетом диссоциации электролитов запишем левую часть полного ионного уравнения.
3. Определим, какие ионы способны образовать воду. Составим сокращенное ионное уравнение. 4. Допишем формулу продукта реакции (вода) в полное ионное и молекулярное уравнения. 5. Дополним полное ионное уравнение формулами частиц, не принимающими участие в реакции, а для молекулярного уравнения из этих частиц составим формулу вещества
Способ 2
1. Составим молекулярное уравнение реакции между веществами.
2. Запишем формулы веществ, участвующих в реакции с учетом диссоциации и коэффициентов (полное ионное уравнение).
Формулы нерастворимых оснований и слабых кислот в ионных уравнениях записывают в молекулярной форме

Рабочая тетрадь по химии. 9 класс.