Сборник задач и упражнений по химии. 8-9 классы. К учебникам Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. — Рябов М.А.

В пособии приводятся вопросы, задачи и тесты по химии для учащихся 8-9 классов. Содержание пособия соответствует учебникам Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс» и «Химия. 9 класс». По каждому параграфу учебников в пособии приводятся вопросы, задания и задачи по химии, при этом нумерация разделов пособия совпадает с нумерацией параграфов учебника. В каждом разделе приводятся задания в тестовой форме с одним ответом. Расчетные задачи даны, как правило, в виде двух или более вариантов. Некоторые задачи (задачи на избыток и др.) могут не предлагаться учащимся 8-9 классов, а использоваться учащимися более старших классов при подготовке к сдаче ЕГЭ по химии.

Сборник задач и упражнений по химии. 8-9 классы. К учебникам Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

 

Описание учебника

ОГЛАВЛЕНИЕ
8 КЛАСС
ГЛАВА I. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
1. Предмет химии. Вещества и их свойства 8
2. Методы познания в химии 9
3. Практическая работа I. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени 10
4. Чистые вещества и смеси 11
5. Практическая работа 2. Очистка загрязненной поваренной соли 13
6. Физические и химические явления. Химические реакции 14
7. Атомы, молекулы и ионы 16
8. Вещества молекулярного и немолекулярного состава 17
9. Простые и сложные вещества 19
10. Химические элементы 20
11. Относительная атомная масса химических элементов 21
12. Знаки химических элементов 23
13. Закон постоянства состава вещества 24
14. Химические формулы. Относительная молекулярная масса 25
15. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля элемента в соединении 27
16. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений 29
17. Составление химических формул по валентности 31
18. Атомно-молекулярное учение 33
19. Закон сохранения массы вещества 35
20. Химические уравнения 36
21. Типы химических реакций 37
ГЛАВА II. КИСЛОРОД. ГОРЕНИЕ
22. Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение 40
23. Свойства кислорода 43
24. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе 46
25. Практическая работа 3. Получение и свойства кислорода 49
26. Озон. Аллотропия кислорода 50
27. Воздух и его состав 51
ГЛАВА III. ВОДОРОД
28. Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение 54
29. Свойства и применение водорода 57
30. Практическая работа 4. Получение водорода и исследование его свойств 60
ГЛАВА IV. РАСТВОРЫ. ВОДА
31. Вода 62
32. Химические свойства и применение воды 63
33. Вода — растворитель. Растворы 65
34. Массовая доля растворенного вещества 68
35. Практическая работа 5. Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества (соли) 73
ГЛАВА V. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ХИМИИ
36. Количество вещества. Моль. Молярная масса 75
37. Вычисления с использованием понятий «количество вещества» и «молярная масса» 77
38. Закон Авогадро 81
39. Объемные отношения газов при химических реакциях 85
ГЛАВА VI. ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
40. Оксиды 88
41. Гидроксиды. Основания 92
42. Химические свойства оснований 95
43. Амфотерные оксиды и гидроксиды 99
44. Кислоты 101
45. Химические свойства кислот 104
46. Соли 109
47. Химические свойства солей 113
48. Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» 117
ГЛАВА VII. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И СТРОЕНИЕ АТОМА
49. Классификация химических элементов 119
50. Периодический закон Д.И. Менделеева 122
51. Периодическая система химических элементов 123
52. Строение атома 125
53. Распределение электронов по энергетическим уровням 128
54. Значение Периодического закона 133
ГЛАВА VIII. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ
55. Электроотрицательность химических элементов 135
56. Основные виды химической связи 138
57. Степень окисления 141
9 КЛАСС
ГЛАВА I. КЛАССИФИКАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
1. Окислительно-восстановительные реакции 146
2. Тепловые эффекты химических реакций 150
3. Скорость химических реакций 153
4. Практическая работа 1. Изучение влияния условий проведения химических реакций на ее скорость 155
5. Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии 157
ГЛАВА II. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ В ВОДНЫХ РАСТВОРАХ
6. Сущность процесса электролитической диссоциации 161
7. Диссоциация кислот, оснований и солей 163
8. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации 166
9. Реакции ионного обмена 169
10. Гидролиз солей 172
11. Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме: «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов» 176
ГЛАВА III. ГАЛОГЕНЫ
12. Характеристика галогенов 178
13. Хлор 182
14. Хлороводород 186
15. Соляная кислота и ее соли 189
16. Практическая работа 3. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств 193
ГЛАВА IV. КИСЛОРОД И СЕРА
17. Характеристика кислорода и серы 195
18. Свойства и применение серы 199
19. Сероводород. Сульфиды 203
20. Оксид серы(1У). Сернистая кислота 206
21. Оксид серы(У1). Серная кислота 210
22. Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по теме: «Кислород и сера» 217
ГЛАВА V. АЗОТ И ФОСФОР
23. Характеристика азота и фосфора. Физические и химические свойства азота 220
24. Аммиак 226
25. Практическая работа 5. Получение аммиака и изучение его свойств 228
26. Соли аммония 230
27. Азотная кислота 233
28. Соли азотной кислоты 237
29. Фосфор t 241
30. Оксид фосфора(У). Фосфорная кислота и ее соли 244
ГЛАВА VI. УГЛЕРОД И КРЕМНИЙ
31. Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода 251
32. Химические свойства углерода. Адсорбция 254
33. Оксид углерода(П) — угарный газ 257
34. Оксид углерода(ГУ) — углекислый газ 260
35. Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе 263
36. Практическая работа 6. Получение оксида углерода(1У) и изучение его свойств 269
37. Кремний. Оксид кремния(1У) 271
38. Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент 274
ГЛАВА VII. МЕТАЛЛЫ
39. Характеристика металлов 280
40. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения 285
41. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов 287
42. Сплавы 291
43. Щелочные металлы 293
44. Магний. Щелочноземельные металлы 298
45. Важнейшие соединения кальция. Жесткость воды 300
46. Алюминий 306
47. Важнейшие соединения алюминия 310
48. Железо 313
49. Соединения железа 317
50. Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы» 322
ОТВЕТЫ НА РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
8 класс
Глава I. Первоначальные химические понятия 324
Глава II. Кислород. Горение 325
Глава III. Водород 325
Глава IV. Вода. Растворы 326
Глава V. Количественные отношения в химии .326
Глава VI. Важнейшие классы неорганических соединений 327
Глава VII. Периодический закон и строение атома 328
Глава VIII. Строение вещества. Химическая связь 329
9 класс
Глава I. Классификация химических реакций 329
Глава II. Химические реакции в водных растворах 330
Глава III. Галогены 330
Глава IV. Кислород и сера 331
Глава V. Азот и фосфор 332
Глава VI. Углерод и кремний 333
Глава VII. Металлы 334
8 класс
Глава I. Первоначальные химические понятия 1. Предмет химии. Вещества и их свойства
1.1. Дайте определение химии как науке.
1.2. Какие из перечисленньЬс понятий относятся к физическим телам, а какие — к веществам:
а) стакан, б) серебро, в) сера,
г) ножницы, д) сахар, е) монета,
ж) железо?
1.3. Приведите по три примера физических тел, состоящих: а) из железа, б) из стекла, в) из алюминия.
1.4. Приведите примеры трех любых физических тел. Из каких веществ они состоят?
1.5. Приведите примеры трех любых веществ. Перечислите физические свойства этих веществ.
1.6. Укажите тело
1) карандаш 2) древесина
з) графит 4) алюминий
1.7. Укажите вещество
1) спичка 2) скрепка
3) глина 4) ножницы
1.8. Укажите тело
1) древесина 2) скрепка
3) графит 4) мел
1.9. Прилагательное относится только к телам
1) мягкий 2) растворимый
3) жидкий 4) круглый
1.10. Прилагательное относится только к телам 1) твердый 2) короткий 3) хрупкий 4) прозрачный
2. Методы познания в химии
1.11. Дайте определение понятию «метод». Какие методы непосредственно используют для изучения веществ и химических явлений?
1.12. Чем химический эксперимент отличается от наблюдения? Как и где следует проводить химический эксперимент?
1.13. Перечислите основные качественные характеристики веществ, которые наблюдаются и описываются в ходе химического эксперимента.
1.14. Перечислите физические величины, которые измеряются в ходе химического эксперимента и служат для количественных характеристик веществ и процессов.
1.15. Перечислите правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
1.16. Желтое твердое вещество, которое не проводит электрический ток, — это
1) золото 2) железо
3) серебро 4) сера
1.17. Желтое твердое вещество с металлическим блеском, которое проводит электрический ток, — это
1) сера 2) медь
3) золото 4) железо
1.18. Серебристо-белое вещество, которое проводит электрический ток и имеет температуру плавления 600 °С, — это
1) бром 2) алюминий
3) платина 4) железо
1.19. Верны ли следующие суждения? А. Вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус. Б. В лаборатории нельзя нюхать незнакомые вещества.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
1.20. Верны ли следующие суждения? А. При попадании кислоты или щелочи на руки следует немедленно смыть ее большим количеством воды. Б. При разбавлении кислоты следует осторожно при перемешивании наливать кислоту в воду, а не наоборот.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3. Практическая работа 1. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени
1.21. Расскажите об устройстве лабораторного штатива. Что называют подставкой, стержнем, зажимом, кольцом, сеткой, лапкой? Как можно закрепить в штативе пробирку, установить стакан или фарфоровую чашку?
1.22. Расскажите об устройстве спиртовки. Что называют резервуаром, фитилем, колпачком? Как следует зажигать спиртовку? Как следует гасить спиртовку?
1.23. Расскажите о строении пламени спиртовки. Какие процессы идут а) в нижней части пламени, б) в средней части пламени, в) в верхней части пламени? Какая часть пламени является наиболее яркой? Какая часть пламени имеет наиболее высокую температуру?
1.24. Почему не следует наливать или перемешивать реактивы вблизи лица? Почему при нагревании не следует направлять отверстие пробирки на себя или соседей? Как следует знакомиться с запахом неизвестного вещества?
1.25. В ходе реакции концентрированной серной кислоты с водой выделяется большое количество теплоты. При этом кислота почти в два раза тяжелее воды. Почему при прибавлении кислоты к воде кислота опускается на дно сосуда, и теплота выделяется во всем объеме раствора? Почему при прибавлении воды к кислоте вода растекается по поверхности кислоты, теплота выделяется в небольшом объеме верхнего слоя, нагре-
вая его выше температуры кипения? Почему попадание паров воды с частицами концентрированной серной кислоты опасно?
1.26. Пробирку в лапке штатива следует закреплять
1) за самый низ пробирки 2) за нижнюю часть пробирки 3) у отверстия пробирки 4) за середину пробирки
1.27. Верны ли следующие суждения? А. Пробирка должна быть зажата в лапке штатива так крепко, чтобы ее нельзя было передвигать. Б. Спиртовку можно зажигать от другой горящей спиртовки.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
1.28. Наиболее яркой и наиболее горячей частью пламени спиртовки являются соответственно следующие части пламени
1) нижняя и верхняя 2) средняя и верхняя 3) нижняя и средняя 4) верхняя и средняя
1.29. Верны ли следующие суждения? А. Спиртовку следует гасить, закрывая ее колпачком. Б. Нагреваемый предмет должен находиться в верхней трети пламени спиртовки.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
1.30. При разбавлении концентрированной серной кислоты водой следует
1) быстро наливать воду в кислоту
2) осторожно при перемешивании наливать воду в кислоту
3) осторожно при перемешивании наливать кислоту в воду
4) быстро наливать кислоту в воду
4. Чистые вещества и смеси
1.31. Как можно разделить:
а) смесь сахарного песка и порошка мела,
б) смесь растительного масла и воды,
в) смесь древесных и железных опилок,
г) смесь железных и медных опилок?
1.32. Как можно очистить поваренную соль от примесей других солей?
1.33. Как можно очистить воду:
а) от речного песка,
б) от растворенных в ней солей?
1.34. Как очистить поваренную соль от морского песка и воды?
1.35. Приведите по одному примеру использования для разделения или очистки веществ следующих методов:
а) фильтрование, б) отстаивание,
в) выпаривание, г) кристаллизация,
д) дистилляция, е) действие магнитом.
1.36. Для разделения железных и древесных опилок можно использовать
1) фильтрование
2) отстаивание смеси в воде
3) дистилляцию
4) выпаривание и кристаллизацию
1.37. Для разделения смеси молока и сливок можно использовать
1) фильтрование
2) дистилляцию
3) центрифугирование
4) выпаривание и кристаллизацию
1.38. Для отделения поваренной соли от песка можно использовать
1) фильтрование
2) отстаивание смеси в воде
3) дистилляцию
4) выпаривание и кристаллизацию
1.39. Для отделения спирта от воды можно использовать
1) фильтрование
2) дистилляцию
3) отстаивание
4) выпаривание и кристаллизацию
1.40. Для выделения поваренной соли из ее раствора в воде можно использовать
1) фильтрование
2) отстаивание смеси в воде
3) дистилляцию
4) выпаривание и кристаллизацию
5. Практическая работа 2. Очистка загрязненной поваренной соли
1.41. Почему для загрязнения поваренной соли использовали песок? Какое из этих веществ растворяется в воде, а какое — не растворяется? Как можно отделить друг от друга два вещества, одно из которых растворяется в воде, а другое — не растворяется?
1.42. Как можно отделить нерастворимое вещество от раствора? Как изготовить фильтр? Как закрепить воронку на штативе? Как отделить раствор от осадка с помощью фильтрования? Что называют фильтратом?
1.43. Почему для выпаривания соли используют тонкую, а не толстую фарфоровую чашку? Как закрепить чашку на штативе? Как проводить выпаривание? Когда выпаривание можно считать законченным?
1.44. Как растворимость газов в воде зависит от температуры? Как можно очистить воду от растворенных в ней газов? Почему нельзя добавлять в аквариум дистиллированную или кипяченую воду?
1.45. Расскажите об использовании фильтров: а) при очистке питьевой воды; б) при очистке воздуха.
1.46. Центрифугирование можно использовать для разделения смеси
1) железных и деревянных опилок
2) молока и сливок
3) спирта и воды
4) поваренной соли и воды
1.47. Делительную воронку можно использовать для разделения смеси
1) подсолнечного масла и воды
2) спирта и воды
3) молока и сливок
4) песка и воды
1.48. Выпаривание можно использовать для разделения смеси 1) бензина и воды 2) молока и сливок
3) спирта и воды • 4) поваренной соли и воды
1.49. Для отделения соли от песка необходимо использовать
1) растворение
2) растворение, фильтрование
3) растворение, фильтрование, выпаривание
4) растворение, выпаривание
1.50. Программа из пакета Microsoft Office, которая обычно используется для создания презентаций
1) Word 2) Access
3) Excel 4) PowerPoint
6. Физические и химические явления. Химические реакции
1.51. Какие явления являются физическими, а какие — химическими?
1.52. Перечислите пять признаков химических реакций. Приведите примеры соответствующих реакций.
1.53. Перечислите условия возникновения и протекания химических реакций. Приведите примеры соответствующих реакций.
1.54. Укажите, какие из перечисленных явлений являются физическими, а какие — химическими:
а) кипение воды,
б) горение природного газа,
в) протекание электрического тока через металлический проводник,
г) ржавление железа,
д) плавление льда.
1.55. Укажите, на каких явлениях — физических или химических — основаны известные методы разделения и очистки веществ:
а) фильтрование,
б) отстаивание,
в) дистилляция,
г) выпаривание,
д) кристаллизация.
1.56. Химическое явление
1) плавление льда
2) испарение воды
3) растворение сахара в воде
4) горение лучины
1.57. Физическое явление
1) ржавление железа
2) почернение меди при нагревании
3) плавление металла
4) скисание молока
1.58. Химическое явление
1) образование инея
2) гниение мусора
3) ковка металла
4) кипячение воды
1.59. Физическое явление
1) перегонка нефти
2) синтез аммиака
3) разложение перманганата калия
4) горение угля
1.60. Химическое явление
1) вытягивание проволоки
2) возгонка иода
3) растворение соли в воде
4) электролиз раствора соли
7. Атомы, молекулы и ионы
1.61. Дайте определение понятию «молекула». Укажите, какие характеристики можно использовать при описании молекул: масса, плотность, цвет, химические свойства, состав, температура плавления.
1.62. Что произойдет, если блюдце с водой оставить в комнате на некоторое время? Как это связано с молекулярным строением воды?
1.63. Распадаются ли молекулы в ходе химических реакций? Какой эксперимент может доказать, что молекула воды состоит из атомов водорода и кислорода? Является ли разложение воды химическим явлением?
1.64. Как можно доказать, что газы, образующиеся при разложении воды, являются соответственно водородом и кислородом?
1.65. Дайте определение понятию «атом». Распадаются ли атомы в ходе химических реакций? Может ли вещество состоять из отдельных атомов?
1.66. Сколько молекул водорода и кислорода образуется из двух молекул воды? Из скольких атомов состоит: а) молекула воды,
б) молекула водорода, в) молекула кислорода?
1.67. Как называют положительную частицу, расположенную в центре атома? Как называют отрицательные частицы в составе атома?
1.68. Какие элементарные частицы входят в состав ядра атома? Какой электрический заряд имеют а) электроны, б) протоны,
в) нейтроны?
1.69. Укажите число протонов, электронов и нейтронов в атоме:
а) водорода, б) гелия, в) лития. Почему в атоме число протонов равно числу нейтронов? Какой заряд имеет атом?
1.70. Какие ионы образуются, если атом: а) отдает электроны,
б) присоединяет электроны? Каких частиц, протонов или электронов, больше: а) в положительно заряженном ионе, б) в отрицательно заряженном ионе?
1.71. Верны ли следующие суждения? А. Молекула является химически неделимой частицей. Б. Атом является химически неделимой частицей.

Сборник задач и упражнений по химии. 8-9 классы.