Текущий и итоговый контроль по курсу «Химия. 9 класс» Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

В заданиях отражено содержание основного общего образования по курсу химии 9 класса. Включённый в пособие дидактический материал предназначен для организации текущего и итогового контроля знаний учащихся, их подготовки к Государственной итоговой аттестации. Материалы сборника могут быть использованы при учебной нагрузке как два, так и три часа в неделю. Пособие предназначено для учащихся общеобразовательных учреждений: школ, гимназий и лицеев.

Текущий и итоговый контроль по курсу «Химия. 9 класс» Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

 

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
ПОУРОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 4
I. Окислительно-восстановительные реакции 5
II. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений 9
III. Водород и его важнейшие соединения 13
IV. Галогены 19
V. Скорость химических реакций и их классификация 25
VI. Подгруппа кислорода 29
VII. Подгруппа азота 37
VIII. Подгруппа углерода 44
IX. Металлы и их соединения 49
X. Органические соединения 61
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ 65
Работа I. Окислительно-восстановительные реакции. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Водород и его важнейшие соединения 66
Работа II. Галогены. Скорость химических реакций и их классификация. Подгруппа кислорода. 79
Работа III. Подгруппа азота. Подгруппа углерода 92
Работа IV. Металлы и их соединения 107
ПОДГОТОВКА К ГИА 120
ОТВЕТЫ 176
Основная цель данного методического пособия — помочь учителю организовать одновременную деятельность всех учащихся класса и обеспечить условия для самостоятельной работы каждого. Благодаря большому разнообразию заданий, включённых в сборник, его можно использовать для организации самостоятельной работы учащихся дома, на уроках разных типов на всех этапах учебного процесса: при изучении нового материала, закреплении и повторении изученного, контроле знаний, подготовке к Государственной итоговой аттестации (ГИА).
В пособии наряду с заданиями традиционной формы содержатся тесты (выбор одного или нескольких правильных ответов, установление соответствия). Это позволяет закрепить у учащихся специфические навыки выполнения тестовых заданий.
Включение дополнительных заданий (в текстах они выделены звёздочкой *) позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению и даёт возможность использовать материалы сборника при учебной нагрузке как два, так и три часа в неделю. Эти задания можно также адресовать любознательным школьникам.
В первый раздел пособия, который называется «Поурочные задания», включены задания, относящиеся к определённым параграфам учебника* (как правило, по 10 заданий). Задания по органической химии даны единым блоком.
Во втором разделе — «Контрольные работы» — упражнения и задачи сгруппированы по темам. Это даёт учителю возможность проводить рубежный контроль знаний, умений и навыков. Каждая работа содержит 10 вариантов по 10 заданий.
Третий раздел — «Подготовка к ГИА» — содержит задания различного типа (с выбором ответа, кратким ответом, полным (развёрнутым) ответом), направленные на проверку усвоения элементов содержания важнейших тем курса, выявление навыков практического использования химических знаний, умений проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций. Ко всем этим заданиям даны ответы.
I. ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
§ 1. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях
1. Степень окисления —3 атом азота проявляет в каждом из двух веществ, формулы которых:
а) N2H4 и HN02; в) HN03 и Na3N;
б) NH3 и Ca3N2; г) N203 и Mg3N2.
2. Формулы соединений, в которых атомы проявляют степени окисления соответственно +2 и —2, записаны в ряду:
а) MgCl2, K2S, 03, N02; в) NO, MgS, СО, SO;
б) СаО, С120, ВаС12, N205; г) SC12, С1207, Na3P, MgO.
3. Степень окисления +2 атом кислорода имеет в соединении: а) Н20; б) Р206; в) OF2; г) N0.
4. Определите степени окисления атомов элементов и укажите, какая из реакций, схемы которых приведены ниже, является окислительно-восстановительной:
а) 02 + СО —► С02; б) С02 + КОН К2С03 + Н20.
10. Определите массу воды, в которой нужно растворить 2 г селитры, чтобы получить раствор с массовой долей селитры 0,1% для полива комнатных растений.
§ 3. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций
1. Определите степени окисления атомов элементов и укажите, какая из реакций, схемы которых приведены ниже, является окислительно-восстановительной:
а) А1203 + HN03 -» A1(N03)3 + Н20; б) А1 + 02 -+ А1203.
Для окислительно-восстановительной реакции составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления и расставьте коэффициенты.
2. Определите степени окисления атомов элементов и укажите, какая из реакций, схемы которых приведены ниже, является окислительно-восстановительной:
a) S03 + Н20 -» H2S04; б) S02 + 02 S03.
Для окислительно-восстановительной реакции составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления и расставьте коэффициенты.
3. Определите степени окисления атомов элементов и укажите, какая из реакций, схемы которых приведены ниже, является окислительно-восстановительной:
a) FeO + НС1 -» FeCl2 + Н20; б) FeO + СО —» Fe + С02.
Для окислительно-восстановительной реакции составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления и расставьте коэффициенты.
4. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса: N0 + Н2 —> N2 + Н20.
Сумма коэффициентов в уравнении равна: а) 5; б) 7; в) 10; г) 12.
II. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА -ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕДСКАЗАНИЯ СВОЙСТВ ЭЛЕМЕНТОВ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ
§ 4. Периодический закон
1. Закончите современную формулировку периодического закона. Свойства простых веществ, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от:
а) величины атомной массы элемента;
б) заряда ядра атома;
в) числа нейтронов в ядре атома;
г) числа энергетических уровней в атоме.
2. Число занятых электронами энергетических уровней атома элемента определяется:
а) атомным номером элемента; в) номером ряда;
б) номером группы; г) номером периода.
3. В Периодической системе химических элементов номер группы соответствует числу:
а) уровней, по которым распределены электроны в атоме;
б) валентных электронов в атоме;
в) электронов на внешнем уровне атома;
г) всех электронов в атоме.
4. Общая формула высшего оксида, образованного элементом IV группы, имеет вид:
а) Э02; б) Э20; в) Э205; г) Э03.
5. Общая формула гидроксида, образованного элементом VI группы, имеет вид:
а) Э(ОН)3; б) Н2Э04; в) НЭ03; г) Н2Э03.
6. Периодическое изменение свойств химических элементов и их соединений при увеличении заряда ядра атома объясняется тем, что периодически повторяется:
а) строение внешнего электронного слоя атомов;
б) строение электронной оболочки атомов;
в) валентность атомов элементов в оксидах;
г) строение ядер атомов.
7. Элемент стронций сходен с кальцием. Напишите формулы высших оксидов и гидроксидов этих элементов, назовите их и укажите свойства (основные, кислотные или амфотерные).
8. Элемент селен сходен с серой. Напишите формулы высших оксидов и гидроксидов этих элементов, назовите их и укажите свойства (основные, кислотные или амфотерные).
§ 5. Положение химических элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов
1. Вещество с наиболее выраженными восстановительными свойствами:
а) магний; б) кремний; в) алюминий; г) натрий. Составьте электронную схему атома элемента, образующего это простое вещество, формулы высших оксида и гидроксида этого элемента, назовите их и укажите свойства.
2. Вещество с наиболее выраженными окислительными свойствами:
а) сера; б) углерод; в) фосфор, г) кремний.
Составьте электронную схему атома элемента, образующего это простое вещество, формулы высших оксида и гидроксида этого элемента, назовите их и укажите свойства.
3. Определите элементы, атомам которых соответствуют электронные схемы 2е 5е~ и 2е~ 8е~ 5е~. Составьте формулы высших оксидов и гидроксидов этих элементов, назовите их. Формулы гидроксидов расположите в порядке усиления кислотных свойств.
4. Определите элементы, атомам которых соответствуют электронные схемы 2е~ 8е~ 4е~ и 2е~ 8е бе». Составьте формулы
10
высших оксидов и гидроксидов этих элементов, назовите их. Формулы гидроксидов расположите в порядке усиления кислотных свойств.
5. Определите элементы, атомам которых соответствуют электронные схемы 2е~ 2е~ и 2е 8е~ \е~. Составьте формулы высших оксидов и гидроксидов этих элементов, назовите их. Формулы гидроксидов расположите в порядке усиления основных свойств.
6. Определите элементы, атомам которых соответствуют электронные схемы 8е~ 8е~ 2е~ и 2е~ 8е 2е~. Составьте формулы высших оксидов и гидроксидов этих элементов, назовите их. Формулы гидроксидов расположите в порядке усиления основных свойств.
7. Кислотные свойства наиболее выражены у высшего оксида, образованного:
а) кремнием; в) азотом;
б) фосфором; г) углеродом.
10. Суточная потребность человека в воде составляет 36—40 г на 1 кг массы тела. Определите, сколько воды потребляет за год человек массой 70 кг.
§ 6, 7. Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в Периодической системе и строения атома. Значение периодического закона
1. Вещество с наиболее выраженными неметаллическими свойствами:
а) бор; б) алюминий; в) кремний; г) углерод. Составьте электронную схему атома элемента, образующего это простое вещество. Сравните характеристики атомов этого элемента и его высших оксида и гидроксида с характеристиками атомов соседних (по периоду) элементов и их оксидов и гидроксидов.
2. Вещество с наиболее выраженными металлическими свойствами:
а) алюминий; б) кальций; в) кремний; г) магний. Составьте электронную схему атома элемента, образующего это простое вещество. Сравните характеристики атомов этого элемента и его высшего гидроксида с характеристиками атомов соседних (по периоду и подгруппе) элементов и их гидроксидов.
3. Охарактеризуйте химические элементы с атомными номерами б, 13, 17, 19 по плану:
— положение в Периодической системе;
— электронная схема его атома;
— свойства простого вещества, образуемого им (металл или неметалл; окислитель, восстановитель или проявляет окислительно-восстановительную двойственность);
— низшая и высшая степени окисления;
— состав и свойства (основные, кислотные или амфотерные) высших оксида и гидроксида.
Сравните характеристики атомов элементов и их соединений с характеристиками атомов соседних (по периоду и подгруппе) элементов и их соединений.
Составьте уравнения реакций, подтверждающих ответ.
4. К 250 см3 раствора с массовой долей гидроксида натрия 10% и плотностью 1,12 г/см3 прилили раствор сульфата железа(П). Вычислите количество вещества и массу образовавшегося гидроксида железа(П).
III. ВОДОРОД И ЕГО ВАЖНЕЙШИЕ СОЕДИНЕНИЯ
§ 8. Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение
1. Самый распространённый газ во Вселенной:
а) кислород; в) углекислый газ;
б) водород; г) озон.
2. В виде простого вещества водород содержится в:
а) космосе; в) метане;
б) атмосфере; г) дистиллированной воде.
3. О водороде как о химическом элементе говорится в предложении:
а) водород реагирует с кислородом с образованием воды;
б) водород — самый лёгкий газ, он в 14,5 раза легче воздуха;
в) водород входит в состав всех растений и животных;
г) в будущем, возможно, водород будет использоваться в качестве топлива.
8. Промышленный способ получения водорода:
а) разделение воздуха; в) переработка природного газа;
б) разложение воды; г) действие металлов на кислоты.
9. Алюминий массой 1 г и цинк массой 1 г прореагировали с соляной кислотой. Одинаковое ли количество вещества водорода было получено? Ответ подтвердите расчётом.
10. Водород, полученный из природного газа, для очистки от оксида углерода(1У) пропускают через раствор гидроксида натрия. Вычислите массу оксида углерода(1У), который вступит в реакцию с пятью молями гидроксида натрия.
§ 9. Свойства и применение водорода
1. На каком свойстве водорода основано заполнение им сосуда способом вытеснения воды?
2. Каким опытом можно доказать, что водород легче воздуха?
3. Можно ли водород использовать в газовых плитах вместо природного газа? Аргументируйте свой ответ.
4. Водород как окислитель реагирует с каждым из пары веществ, формулы которых:
а) Na и СаО; в) С12 и РЬО;
б) Н3Р04 и Fe; г) К и Са.
§ 12. Вычисления по уравнениям химических реакций с использованием физической величины «молярный объём газа». Объёмные отношения газов в реакциях
1. Соотношение объёмов водорода и азота в реакции синтеза аммиака правильно показано на диаграмме:
2. При разложении воды электрическим током выделилось 3,36 л (н. у.) водорода. Вычислите объём и число молекул образовавшегося кислорода.
3. Водород объёмом 16,8 л (н. у.) пропустили при нагревании над оксидом меди(П). Определите количество вещества и массу образовавшейся воды.
4. При пропускании нагретой смеси метана с водяным паром над катализатором получили 5,6 л (н. у.) водорода. Определите объём метана, вступившего в реакцию.
5. При взаимодействии натрия с водой образовалось 560 см3 (н. у.) водорода. Рассчитайте массу натрия.
6. Вычислите объём (н. у.) кислорода, который потребуется для сжигания 1 м3 водорода.
7. Рассчитайте объём водорода (н. у.), который выделяется при растворении 4,8 г магния в соляной кислоте.
8. При взаимодействии водорода с хлором образовалось 4,48 л хлороводорода (н. у.). Определите массы веществ, вступивших в реакцию.
9. Рассчитайте массу калия, необходимого для вытеснения из воды такого же объёма водорода (н. у.), какой вытесняют 9,2 г натрия.
10. Вычислите объём водорода (н. у.), образующегося при взаимодействии алюминия с 18,1 см3 раствора (р = 1,05 г/см3) с массовой долей хлороводорода 10%.

Текущий и итоговый контроль по курсу «Химия. 9 класс»

Предложения интернет-магазинов