Тетрадь для практических работ по химии. 9 класс. К учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. — Микитюк А.Д.

Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится практическая работа. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Практический материал, представленный в пособии, поможет учителю перестроить свою работу согласно новым задачам и требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Тетрадь для практических работ по химии. 9 класс. К учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

 

Описание учебника

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 4
Практическая работа 1 5
Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость 5
Практическая работа 2 11
Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов» 11
Практическая работа 3 24
Получение соляной кислоты и изучение ее свойств 24
Практическая работа 4 29
Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» 29
Практическая работа 5 44
Получение аммиака и изучение его свойств 44
Практическая работа 6 53
Получение оксида углерода(1У) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов 53
Практическая работа 7 62
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» 62
Практическая работа 7* 77
Решение экспериментальных задач.
Распознавание солей разных металлов: хлоридов, карбонатов, сульфатов, сульфидов, нитратов 77
Практическая работа 8 87
Моделирование углеродных цепей и молекул углеводородов (гомологов и изомеров) 87
Ответы на вопросы и задания для подготовки дома 95
Практическая работа 1
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ НА ЕЕ СКОРОСТЬ
Вопросы и задания для подготовки дома
1. Дайте определение скорости химической реакции.
2. В чем состоит правило Вант-Гоффа?
3* Какие реакции называют гомогенными, а какие — гетерогенными? Приведите примеры таких реакций.
4. Масса 2 л сернистого газа S02 равна 12,8 г (под давлением). Вычислите его концентрацию в моль/л.
5. От каких факторов зависит скорость химической реакции?
Концентрация газа при 5 атм равна 0,18 моль/л. Какой она станет при:
а) увеличении давления до 50 атм;
б) уменьшении давления до 1 атм?
Концентрации исходных веществ до начала реакции: NH3 + 02 —> —» N0 + Н20 — были равны 0,035 и 0,040 моль/л соответственно. Расставьте коэффициенты в схеме реакции и определите, какое вещество останется неизрасходованным. (Подсказка. Коэффициенты в уравнении реакции пропорциональны мольному содержанию реагентов в смеси.)
На сколько градусов надо повысить температуру, чтобы скорость реакции увеличилась в 81 раз, если температурный коэффициент реакции у = 3? (Подсказка. Температурный коэффициент Вант-Гоффа — число, показывающее, во сколько раз возрастает скорость реакции при повышении температуры на 10 °С.)
Что такое энергия активации и как она влияет на скорость химической реакции?
Тесты
Обведите цифру правильного ответа. В задании на соответствие ответ дайте по типу 1—А
1. Выберите название процесса, выражаемого уравнением реакции S03 + Н20 = H2S04.
1) гидратация оксида серы(У1)
2) гидролиз оксида серы(У1)
3) реакция нейтрализации
4) реакция ионного обмена
2. Установите соответствие между
ем об этой реакции.
Условие, влияющее
на скорость реакции
1) природа реагирующих веществ
2) концентрация реагирующих веществ (для растворов и газов)
3) поверхность соприкосновения твердых реагентов
4) влияние температуры
5) действие катализаторов
условием реакции и высказывани-
Утверждение
A) натрий реагирует с водой даже при О °С, а железо — только при 600-800 °С
Б) гарантийный срок хранения Н202 — 1 год, а при добавлении Мп02 пероксид Н202 разлагается мгновенно
B) угли костра чуть тлеют, но при вдувании кислорода вновь разгораются
Г) при растирании пестиком в ступке натрия с серой реакция идет быстро, без растирания — медленно
Д) в жарких странах железные изделия ржавеют (реакция с 02 воздуха) быстрее, чем в холодных
3. Как называют вещества, замедляющие химические реакции?
1) индикаторы
2) ингибиторы
3) катализаторы
4) изотопы
4. Используя закон действующих масс, определите, как изменяется скорость реакции 2NO + С12 = 2NOC1, если концентрацию обоих реагентов (оксида азота(И) N0 и хлора С12) повысить вдвое. (Подсказка. Закон действующих масс. Скорость химической реакции v пропорциональна произведению молярных концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных коэффициентам перед формулами этих веществ в уравнении реакции.
выделения газа и растворения металла в кислоте, изменение окраски раствора) наблюдать влияние на скорость реакции различных факторов.
2. Овладеть универсальными учебными действиями — наблюдение, учебное исследование, выделение причинно-следственных связей.
3. Описывать проводимые опыты. Делать выводы из наблюдений.
Выполнение работы
в две пробирки положите по кусочку цинка. В 1-ю пробирку налейте 2 мл 10% -ной соляной кислоты, во 2-ю пробирку — 2 мл 10% -ной уксусной кислоты. Обратите внимание: 1) сколько времени пройдет от смешивания веществ до проявления признаков реакции? 2) в какой кислоте выделение газа происходит более бурно?
2. в одну пробирку насыпьте ложечку порошка железа, а в другую — столько же железных стружек. В обе пробирки добавьте по 2 мл 10%-ной соляной кислоты. Заметно ли различие в скорости протекания реакции в одной и другой пробирке? Укажите цвет раствора.
3. Приготовьте 5%-ный раствор серной кислоты. Для этого налейте в мензурку 3 мл воды и 3 мл 10% -ной H2S04. В две пробирки положите по кусочку цинка. В 1-ю пробирку налейте 2 мл 10%-ной серной кислоты, а во 2-ю пробирку — 2 мл 5%-ной серной кислоты. Заметно ли различие в скорости протекания реакции?
4. в две пробирки положите по кусочку цинка. В обе пробирки налейте по 2 мл 5% -ной серной кислоты. Одну пробирку немного подогрейте в пламени спиртовки, а другую оставьте для сравнения. Опишите различия в характере протекания реакции.
5. Прочитайте описание опыта о влиянии катализатора на скорость реакции в учебнике и проделайте его.
Задания
1, Перечислите факторы, влияющие на скорость реакции металла с кислотой в опытах 1-4.
2. В каком опыте о скорости реакции можно судить по интенсивности возникающей окраски?
3. Наблюдалось ли разогревание реакционной массы в каком-либо из опытов?
4. Почему в лабораторных опытах с цинком и железом не используют концентрированную 90% -ную H2S04?
5. Напишите пять уравнений проведенных реакций. Сделайте вывод, перечислив влияние условий проведения реакций на скорость.
Практическая работа 2
РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ
«СВОЙСТВА КИСЛОТ, ОСНОВАНИЙ И СОЛЕЙ КАК ЭЛЕКТРОЛИТОВ»
Вопросы и задания для подготовки дома
1. По химическим формулам соединений — NaCl, NaOH, HN03, CaO, C02, K2C03, H2S04, Cu(OH)2, Fe203, S03 — определите их принадлежность к классам веществ и впишите формулы в таблицу 1.
2. По названиям соединений составьте химические формулы и впишите их в таблицу 2.
Таблица 2. Названия и формулы веществ
Название соединения Формула
1. Гидроксид магния
2. Карбонат кальция
3. Сульфид калия
4. Серная кислота
5. Сероводородная кислота
6. Гидроксид меди(И)
7. Хлорид алюминия
8. Нитрат натрия
Почему окислительно-восстановительные реакции никогда не бывают одновременно и реакциями ионного обмена?
Напишите по одному уравнению реакций соединения, разложения и замещения, относящихся к окислительно-восстановительным реакциям.
Назовите по два способа обнаружения в растворе: 1) кислоты; 2) щелочи.
Напишите по два уравнения реакций, подтверждающих состав соединения по катиону и аниону: 1) гидроксида кальция; 2) сульфата магния. (Подсказка. Это качественные реакции на ионы с образованием осадков.)
Предложите две разные схемы распознавания трех порошков в пробирках без подписей: 1) мрамора; 2) медного купороса; 3) сульфита натрия.
Назовите три случая протекания реакций ионного обмена до конца.
Окислительно-восстановительные реакции тоже бывают качественными реакциями. Например: а) растворение металлов в растворах кислот с выделением водорода; б) обесцвечивание розового раствора «марганцовки» КМп04 в кислой среде под действием сульфита натрия; в) возникновение бурой окраски иода в реакции сульфата меди(Н) с иодидом калия (также образуются сульфат калия и иодид меди(1)). Приведите по одному уравнению реакций таких типов.
Тесты
Обведите цифру правильного ответа. В задании на соответствие ответ дайте по типу 1—А
1. Какой ученый предложил теорию электролитической диссоциации?
1) С.А. Аррениус
2) Д.И. Менделеев
3) И.А. Каблуков
4) В.А. Кистяковский
2. Как называют процесс, в котором при растворении в воде вещества переходят в раствор в виде ионов — катионов и анионов?
1) электризация
2) гидратация
3) электролитическая диссоциация
4) электрификация
3. Соотнесите химическую формулу соединения с его названием.
Формула Название соединения
A) HN03 1) Гидроксид натрия Б) NaCl 2) Карбонат натрия
B) Na2S04 3) Сульфид натрия Г) NaOH 4) Азотная кислота
5) Силикат натрия
6) Сульфат натрия
7) Хлорид натрия
8) Нитрат натрия
4. В каких реакциях попарно следующих веществ: 1) карбонат натрия; 2) сульфид железа(П); 3) соляная кислота; 4) хлорид бария, где хоть один из реагентов находится в растворе, — наблюдаются следующие признаки: а) выделение газа; б) выделение газа и образование воды; в) выпадение осадка; г) растворение осадка? Ответ дайте по типу: 1, 2-а; …
5. Соотнесите катион и анион, взаимодействие которых в водных растворах называют качественной реакцией на эти ионы. Подберите пары так, чтобы каждому катиону соответствовал свой анион.
Цели учащихся: 1. Продемонстрировать знание каче-
ственных реакций на ионы и умение применять их на практике.
2. Наблюдать и описывать проводимые опыты, используя молекулярные и ионные уравнения реакций.
3. Развивать внимательность. Наблюдать, логически осмысливать учебный материал.
ОЯо/гцуование и/гешониЗы: Вариант I. Штатив с пробирками, мензурка или мерный цилиндр на 10 мл, концентрированная (60%-ная) серная кислота, гранулы цинка, 5%-ные растворы кислот — серной,азотной и соляной, 5%-ные растворы солей — хлорида магния, сульфата калия, карбоната калия, сульфида натрия, хлорида цинка, 5%-ный раствор гидроксида натрия, стакан с водой.
Вариант II. Штатив с пробирками, мензурка или мерный цилиндр на 10 мл, гранулы цинка и алюминия, 5%-ные растворы кислот — соляной и серной, 5%—ный раствор гидроксида натрия, 5%-ные растворы солей — хлорида магния, нитрата цинка, фосфата калия, сульфида натрия, сульфата меди(Н), иодида калия, пузырьки с сероводородной и хлорной водой, стакан с водой.
Вариант III. Штатив с пробирками, мензурка или мерный цилиндр на 10 мл, гранулы алюминия, 5%-ные растворы кислот — серной, азотной и соляной, 5%-ные растворы солей — хлорида кальция, карбоната натрия, сульфита натрия, сульфата меди(Н), сульфида натрия, хлорида железа(Ш) и хлорида магния, 5%-ный раствор гидроксида натрия, стакан с водой.
Выполнение работы
Работу проводят в трех вариантах (по заданию учителя).
Вариант I
1. Налейте в пробирку 1 мл концентрированной серной кислоты и опустите в нее кусочек цинка. (Опыт проводить под тягой.) Наблюдайте за изменениями в пробирке в течение 5 мин. Если реакция станет слишком энергичной, добавьте в пробирку воды до половины ее объема.
Задания
1. Опишите характер этой реакции: 1) быстро или медленно она начинается; 2) укажите три признака данной реакции; 3) заметно ли выделение теплоты.
3. Составьте уравнение реакции концентрированной серной кислоты с цинком в предположении, что образуется один продукт восстановления элемента серы — S02.
4. Укажите вещество-окислитель и элемент-окислитель в реакции из задания 3.
2. в три пробирки налейте по 1 мл раствора хлорида магния. В каждую из пробирок прилейте по 1 мл одного из следующих растворов: а) гидроксида натрия; б) сульфата калия; в) карбоната натрия.
Задания
1. В чем сходство двух реакций, осуществленных в этом опыте?
2. Составьте молекулярные уравнения реакций, идущих до конца.
3 • Для каждой из этих реакций составьте краткие ионные уравнения.
4. Для опыта, в котором не наблюдается признаков химической реакции (ни выпадения осадка, ни выделения газа), составьте схему процесса в полном ионном виде. Отметьте, что все исходные ионы присутствуют в конечной смеси. (В таких случаях говорят, что реакция ионного обмена не протекает до конца, а получается смесь веществ.)
3. Даны растворы: а) карбоната калия и соляной кислоты; б) сульфида натрия и серной кислоты; в) хлорида цинка и азотной кислоты. Слейте попарно по 1 мл этих растворов, осторожно понюхайте, соблюдая правило техники безопасности (какое?). Определите, в каких случаях реакции идут до конца и почему?
Задания
1. Укажите общий признак двух реакций, протекающих в этом опыте.
2. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном и кратком ионном виде.
3. Какой газ в опыте 3 образуется напрямую в реакции ионного обмена, а какой — в результате распада промежуточно образующегося неустойчивого соединения?

Тетрадь для практических работ по химии. 9 класс.