Физика. Контроль знаний, умений и навыков учащихся. 10-11 классы. Заботин В.А., Комиссаров В.Н.

Сборник содержит контрольные и самостоятельные работы как базового, так и профильного уровней и нацелен на контроль знаний, умений и навыков учащихся при изучении курса физики по учебно-методическому комплекту «Классический курс».
Может использоваться при преподавании по любым параллельным курсам физики.
Пособие предназначено для учителей физики.

Физика. Контроль знаний, умений и навыков учащихся. 10-11 классы. Заботин В.А., Комиссаров В.Н.

 

Описание учебника

Содержание
Введение 3
Часть 1. Физика. 10 класс 4
Механика —
Контрольная работа 1. Кинематика —
Контрольная работа 2. Динамика. Силы в природе 5
Контрольная работа 3. Законы сохранения 7
Контрольная работа 4. Механические колебания и волны 8
Молекулярная физика 10
Контрольная работа 1. Молекулярно-кинетическая теория газов —
Самостоятельная работа. Жидкость и твердое тело 11
Контрольная работа 2. Основы термодинамики 12
Электродинамика 14
Контрольная работа 1. Электростатика —
Контрольная работа 2. Постоянный электрический ток … 16
Контрольная работа 3. Электрический ток в различных средах 17
Часть 2. Физика. 11 класс 20
Электродинамика (продолжение) —
Контрольная работа 1. Магнитное поле —
Контрольная работа 2. Электромагнитная индукция 21
Контрольная работа 3. Электромагнитные колебания и волны 23
Контрольная работа 4. Световые волны 25
Самостоятельная работа. Элементы теории относительности 26
Квантовая физика 28
Контрольная работа 1. Световые кванты —
Контрольная работа 2. Физика атома и атомного ядра … 29
Самостоятельная работа. Физика и методы научного познания 31
Самостоятельная работа. Строение Вселенной 32
Ответы и решения 34
Сборник, содержащий контрольные и самостоятельные работы, нацелен на контроль знаний, умений и навыков учащихся при изучении курса физики в 10—11 классах по классическому курсу физики авторов Г. Я. Мякишева и др. Контрольные работы включают расчетные, качественные и графические задачи, определенные стандартом среднего (полного) общего образования по физике (базовый и профильный уровни), примерной программой среднего (полного) общего образования по физике (базовый и профильный уровни).
Все работы даны в двух вариантах с решениями.
Для дифференцированного подхода к контролю знаний, умений и навыков учащихся задания систематизированы по уровню сложности: каждое задание содержит три вопроса соответственно первого, второго и третьего уровней, вытекающие один из другого. Оценка за каждое задание определяется достижением учащимися соответствующего уровня.
Рекомендуется использовать данные контрольные и самостоятельные работы в классах, где физика изучается как на базовом, так и на профильном уровне. Учитель может корректировать нормы оценки при использовании предлагаемого материала в классах различного профиля.
Физика
МЕХАНИКА
Контрольная Кинематика работа 1
рариант 1
1. Два лыжника, находясь друг от друга на расстоянии 140 м, движутся навстречу друг другу. Один из них, имея начальную скорость 5 м/с, поднимается в гору равнозамедлен-но с ускорением 0,1 м/с2. Другой, имея начальную скорость 1 м/с, спускается с горы с ускорением 0,2 м/с2.
а) Через какое время скорости лыжников станут равными?
б) С какой скоростью движется второй лыжник относительно первого в этот момент времени?
в) Определите время и место встречи лыжников.
2. С вертолета, летящего горизонтально на высоте 320 м со скоростью 50 м/с, сброшен груз.
а) Сколько времени будет падать груз? (Сопротивлением воздуха пренебречь.)
б) Какое расстояние пролетит груз по горизонтали за время падения?
в) С какой скоростью груз упадет на землю?
3. На станке сверлят отверстие диаметром 20 мм при скорости внешних точек сверла 0,4 м/с.
а) Определите центростремительное ускорение внешних точек сверла и укажите направления векторов мгновенной скорости и центростремительного ускорения.
б) Определите угловую скорость вращения сверла.
в) Сколько времени потребуется, чтобы просверлить отверстие глубиной 150 мм при подаче 0,5 мм на один оборот сверла?
|Вариант 2|
1. Два автомобиля вышли со стоянки одновременно с ускорениями 0,8 и 0,6 м/с2 в противоположных направлениях.
а) Чему равны скорости автомобилей через 20 с после начала движения?
б) С какой скоростью движется первый автомобиль относительно второго в этот момент времени?
в) Через какое время после выхода со стоянки первый
4
автомобиль пройдет расстояние, на 250 м большее, чем второй?
2. Из пушки произведен выстрел под углом 45° к горизонту. Начальная скорость снаряда 400 м/с.
а) Через какое время снаряд будет находиться в наивысшей точке полета? (Сопротивлением воздуха пренебречь.)
б) На какую максимальную высоту поднимется снаряд при полете? Чему равна дальность полета снаряда?
в) Как изменится дальность полета снаряда, если выстрел произвести под углом 60° к горизонту?
3. Лебедка, радиус барабана которой 8 см, поднимает груз со скоростью 40 см/с.
а) Определите центростремительное ускорение внешних точек барабана и укажите направления векторов мгновенной скорости и центростремительного ускорения.
б) С какой угловой скоростью вращается барабан?
в) Сколько оборотов сделает барабан лебедки при подъеме груза на высоту 16 м?
Контрольная Динамика. Силы в природе
работа 2
1. Брусок соскальзывает вниз по наклонной плоскости с углом наклона плоскости к горизонту 30°. Коэффициент трения бруска о наклонную плоскость 0,3.
а) Изобразите силы, действующие на брусок.
б) С каким ускорением скользит брусок по наклонной плоскости?
в) Какую силу, направленную вдоль наклонной плоскости, необходимо приложить к бруску, чтобы он двигался вверх по наклонной плоскости с тем же ускорением? Масса бруска 10 кг.
2, Подвешенный на нити шарик массой 100 г отклонили от положения равновесия на угол 60° и отпустили.
а) Чему равна сила натяжения нити в этот момент времени?
б) С какой скоростью шарик пройдет положение равновесия, если сила натяжения нити при этом будет равна 1,25 Н? Длина нити 1,6 м.
в) На какой угол от вертикали отклонится нить, если шарик вращать с такой же скоростью в горизонтальной плоскости? 3- Космический корабль массой Ют движется по круговой орбите искусственного спутника Земли на высоте, равной 0,1 радиуса Земли.
а) С какой силой корабль притягивается к Земле? (Массу Земли принять равной 6-1024 кг, а ее радиус — равным 6400 км.)
б) Чему равна скорость движения космического корабля?
в) Сколько оборотов вокруг Земли совершит космический корабль за сутки?
Вариант 2
1. Брусок равномерно скользит вниз по наклонной плоскости с углом наклона плоскости к горизонту 30°(gr ~ 10 м/с2).
а) Изобразите силы, действующие на брусок.
б) Определите коэффициент трения бруска о плоскость.
в) С каким ускорением стал бы двигаться брусок при увеличении угла наклона плоскости к горизонту до 45°?
2. На диске, который вращается вокруг вертикальной оси, проходящей через его центр, лежит маленькая шайба массой 50 г. Шайба прикреплена к горизонтальной пружине длиной 25 см, закрепленной в центре диска. Коэффициент трения шайбы о диск 0,2.
а) При какой максимальной линейной скорости движения шайбы пружина еще будет в нерастянутом состоянии?
б) С какой угловой скоростью должен вращаться диск, чтобы пружина удлинилась на 5 см? Жесткость пружины 100 Н/м.
в) Чему равен диаметр диска, если шайба слетает с него при угловой скорости 20 рад/с?
3- Планета Марс, масса которой равна 0,11 массы Земли, удалена от Солнца на расстояние, в 1,52 раза большее, чем Земля.
а) Во сколько раз сила притяжения Марса к Солнцу меньше, чем сила притяжения Земли к Солнцу?
б) С какой средней скоростью движется Марс по орбите вокруг Солнца? (Среднюю скорость движения Земли по орбите вокруг Солнца принять равной 30 км/с.)
в) Сколько земных лет составляет один год на Марсе?
Контрольная Законы сохранения работа 3
Вариант 1
1. Пуля массой 10 г, летящая горизонтально со скоростью 347 м/с, попадает в свободно подвешенный на нити небольшой ящик с песком массой 2 кг и застревает в нем.
а) Определите скорость ящика в момент попадания в него пули.
б) Какую энергию приобрела система ящик с песком — пуля после взаимодействия пули с ящиком?
в) На какой максимальный угол от первоначального положения отклонится нить, на которой подвешен ящик, после попадания в него пули? Длина нити 1 м.
2. Подъемный кран равномерно поднимает груз массой 2 т на высоту 15 м.
а) Какую работу против силы тяжести совершает кран?
б) Чему равен КПД крана, если время подъема груза 1 мин, а мощность электродвигателя 6,25 кВт?
в) При какой мощности электродвигателя крана возможен равноускоренный подъем того же груза из состояния покоя на высоту 20 м за то же время?(КПД крана считать неизменным.)
3. Труба массой 2,1 т и длиной 16 м лежит на двух опорах, расположенных на расстояниях 4 и 2 м от ее концов.
а) Изобразите силы, действующие на трубу, определите плечи этих сил относительно точки касания трубы с правой опорой и запишите условия равновесия трубы.
б) Чему равна сила давления трубы на левую опору?
в) Какую силу необходимо приложить к правому концу трубы, чтобы приподнять его?
Вариант 2
1. Пуля массой 10 г, летящая горизонтально со скоростью 500 м/с, попадает в ящик с песком массой .у,, 2,49 кг, лежащий на горизонтальной «7777777777777777777,
поверхности, и застревает в нем.
а) Чему равна скорость ящика в момент попадания в него пули?
б) Ящик скреплен пружиной с вертикальной стенкой.
Чему равна жесткость пружины, если она сжалась на 5 см после попадания в ящик пули? (Трением между ящиком и поверхностью пренебречь.)
в) На сколько сжалась бы пружина, если бы коэффициент трения между ящиком и поверхностью был равен 0,3? 2. Мощность двигателя подъемного крана 4,4 кВт.
а) Определите полезную работу, которую совершает двигатель крана за 0,5 мин, если КПД крана 80%.
б) Определите массу груза, который можно равномерно поднять на высоту 12 м за это же время.
в) При каком КПД крана возможен равноускоренный подъем груза массой 1 т из состояния покоя на ту же высоту за то же время? (Мощность двигателя крана считать неизменной.)
3- К балке массой 200 кг и длиной 5 м подвешен груз массой 250 кг на расстоянии 3 м от левого конца. Балка своими концами лежит на опорах.
а) Изобразите силы, действующие на балку, определите плечи этих сил относительно точки касания балки с левой опорой и запишите условия равновесия балки.
б) Определите силу реакции правой опоры.
в) Какую силу необходимо приложить к левому концу балки, чтобы приподнять его?

Физика. Контроль знаний, умений и навыков учащихся. 10-11 классы.