Физика. 10 класс. Базовый уровень. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.

Учебный материал содержит информацию, расширяющую кругозор учащегося; темы докладов на семинарах, интернет-конференциях; ключевые слова, несущие главную смысловую нагрузку по изложенной теме; образцы заданий ЕГЭ. Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и реализует базовый уровень образования учащихся 10 классов.

Физика. 10 класс. Базовый уровень. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.

 

Описание учебника

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 5
МЕХАНИКА
КИНЕМАТИКА
Глава 1. Кинематика точки и твёрдого тела 11
§ 1. Механическое движение. Система отсчёта —
§ 2.* Способы описания движения 15
§ 3. Траектория. Путь. Перемещение 18
§ 4. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения 20
§ 5.* Примеры решения задач по теме «Равномерное прямолинейное движение» 24
§ 6.* Сложение скоростей 27
§ 7.* Примеры решения задач по теме «Сложение скоростей» 29
§ 8. Мгновенная и средняя скорости 31
§ 9. Ускорение 34
§ 10. Движение с постоянным ускорением 37
§ 11.* Определение кинематических характеристик движения с помощью графиков 42
§ 12.» Примеры решения задач по теме «Движение с постоянным ускорением» 47
§ 13.» Движение с постоянным ускорением свободного падения 49
§ 14.* Примеры решения задач по теме «Движение с постоянным ускорением свободного падения» 52
§ 15. Равномерное движение точки по окружности 55
§ 16. Кинематика абсолютно твёрдого тела 57
§ 17.* Примеры решения задач по теме «Кинематика твёрдого тела» 62
ДИНАМИКА
Глава 2. Законы механики Ньютона 64
§ 18. Основное утверждение механики —
§ 19. Сила. Масса. Единица массы 67
§ 20. Первый закон Ньютона 71
§ 21. Второй закон Ньютона 74
§ 22.- Принцип суперпозиции сил 77
§ 23.-‘ Примеры решения задач по теме «Второй закон Ньютона» 80
§ 24. Третий закон Ньютона 83
§ 25. Геоцентрическая система отсчёта 85
§ 26.* Принцип относительности Галилея. Инвариантные и относительные величины 87
Глава 3. Силы в механике 89
§ 27. Силы в природе —
Гравитационные силы 91
§ 28. Сила тяжести и сила всемирного тяготения —
§ 29.’- Сила тяжести на других планетах 96
§ 30.» Примеры решения задач по теме «Закон всемирного тяготения» 98
§ 31.* Первая космическая скорость 100
§ 32.* Примеры решения задач по теме «Первая космическая скорость» 102
§ 33. Вес. Невесомость 105
Силы упругости 107
§ 34. Деформация и силы упругости. Закон Гука
§ 35.* Примеры решения задач по теме «Силы упругости. Закон Гука» 110
Силы трения 113
§ 36. Силы трения —
§ 37.* Примеры решения задач по теме «Силы трения» 118
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ
Глава 4. Закон сохранения импульса 123
§ 38. Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса —
§ 39.» Примеры решения задач по теме «Закон сохранения импульса» 128
Глава 5. Закон сохранения энергии 131
§ 40. Механическая работа и мощность силы —
§ 41. Энергия. Кинетическая энергия 135
§ 42.* Примеры решения задач по теме «Кинетическая энергия и её изменение» 137
§ 43. Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы 140
§ 44. Потенциальная энергия 143
§ 45. Закон сохранения энергии в механике 146
§ 46.* Работа силы тяготения. Потенциальная энергия в поле тяготения 149
§ 47.* Примеры решения задач по теме «Закон сохранения механической энергии» 152
Глава 6. Динамика вращательного движения абсолютно твёрдого тела 155
§ 48.* Основное уравнение динамики вращательного движения —
§ 49.* Закон сохранения момента импульса. Кинетическая энергия абсолютно твёрдого тела, вращающегося относительно неподвижной оси 159
§ 50.* Примеры решения задач по теме «Динамика вращательного движения абсолютно твёрдого тела» 162
СТАТИКА
Глава 7. Равновесие абсолютно твёрдых тел 165
§ 51. Равновесие тел —
§ 52.* Примеры решения задач по теме «Равновесие твёрдых тел» 170
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Почему тепловые явления изучаются в молекулярной физике 173
Глава 8. Основы молекулярно-кинетической теории 176
§ 53. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул —
§ 54.* Примеры решения задач по теме «Основные положения МКТ» 180
§ 55. Броуновское движение 182
§ 56. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел 185
Глава 9. Молекулярно-кинетическая теория идеального газа 188
§ 57. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов —
§ 58.* Примеры решения задач по теме «Основное уравнение молекулярно-кинетической теории» 193
§ 59. Температура и тепловое равновесие 195
§ 60. Определение температуры. Энергия теплового движения молекул 198
§ 61.* Измерение скоростей молекул газа 204
§ 62.* Примеры решения задач по теме «Энергия теплового движения молекул» 207
Глава 10. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы 209
§ 63. Уравнение состояния идеального газа —
§ 64.* Примеры решения задач по теме «Уравнение состояния идеального газа» 212
§ 65. Газовые законы 214
§ 66.* Примеры решения задач по теме «Газовые законы» 219
§ 67.* Примеры решения задач по теме «Определение параметров газа по графикам изопроцессов» 221
Глава 11. Взаимные превращения жидкостей и газов 225
§ 68. Насыщенный пар
§ 69. Давление насыщенного пара 228
§ 70. Влажность воздуха 232
§ 71.* Примеры решения задач по теме «Насыщенный пар. Влажность воздуха» 235
Глава 12. Твёрдые тела 238
§ 72. Кристаллические и аморфные тела —
Глава 13. Основы термодинамики 243
§ 73. Внутренняя энергия
§ 74. Работа в термодинамике 246
§ 75.* Примеры решения задач по теме «Внутренняя энергия. Работа» 249
§ 76. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса 251
§ 77.-» Примеры решения задач по теме: «Количество теплоты. Уравнение теплового баланса» 254
§ 78. Первый закон термодинамики 257
§ 79.* Применение первого закона термодинамики к различным процессам 260
§ 80.* Примеры решения задач по теме: «Первый закон термодинамики» 263
§ 81. Второй закон термодинамики 265
§ 82. Принцип действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия (КПД) тепловых двигателей 269
§ 83.» Примеры решения задач по теме: «КПД тепловых двигателей» 274
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ
Что такое электродинамика 276
Глава 14. Электростатика 277
§ 84. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения заряда
§ 85. Закон Кулона. Единица электрического заряда 282
§ 86.- Примеры решения задач по теме «Закон Кулона» 286
§ 87. ‘ Близкодействие и действие на расстоянии 290
§ 88. Электрическое поле 292
§ 89. Напряжённость электрического поля. Силовые линии 295
§ 90. Поле точечного заряда и заряженного шара. Принцип суперпозиции полей 298
§ 91.:’ Примеры решения задач по теме «Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей» 300
§ 92.* Проводники и диэлектрики в электростатическом поле 303
§ 93. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле 308
§ 94. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов 311
§ 95. Связь между напряжённостью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности 314
§ 96.- Примеры решения задач по теме «Потенциальная энергия электростатического поля. Разность потенциалов» 317
§ 97. Электроёмкость. Единицы электроёмкости. Конденсатор 321
§ 98. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов 325
§ 99.-‘ Примеры решения задач по теме «Электроёмкость. Энергия заряженного конденсатора» 327
Глава 15. Законы постоянного тока 331
§ 100. Электрический ток. Сила тока —
§ 101. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление 335
§ 102. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников 338
§ 103.- Примеры решения задач по теме «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединения проводников» 341
§ 104. Работа и мощность постоянного тока 343
§ 105. Электродвижущая сила 346
§ 106. Закон Ома для полной цепи 348
§ 107.* Примеры решения задач по теме «Работа и мощность постоянного тока. Закон Ома для полной цепи» 351
Глава 16. Электрический ток в различных средах 355
§ 108. Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов —
§ 109. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость 358
§ 110. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости 362
§ 111.* Электрический ток через контакт полупроводников с разным типом проводимости. Транзисторы 366
§ 112. Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка 372
§ 113. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза 376
§ 114. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды 380
§ 115.* Плазма 384
§ 116.* Примеры решения задач по теме «Электрический ток в различных средах» 386
Лабораторные работы 390
Ответы к задачам для самостоятельного решения 405
Ответы к образцам заданий ЕГЭ 407
Предметно-именной указатель 410
ФИЗИКА И ПОЗНАНИЕ МИРА
С самого рождения мы привыкаем к вещам и явлениям, окружающим нас. Так, мы узнаём, что предмет всегда падает вниз, что есть твёрдые предметы, о которые можно удариться, что огонь может обжечь и т. д.
Однако как ни важны подобные знания, они ещё не образуют науку.
Человек всегда задаёт вопросы: почему что-то происходит? В чём причина наблюдаемого явления? Поиск ответов на эти вопросы и есть предмет научной деятельности.
Физика и другие науки. Именно развитие наук о природе дало в руки человека современную технику и привело к преобразованию окружающего нас мира. Основную роль сыграла физика — важнейшая наука, изучающая самые глубокие законы природы. Физика составляет фундамент главнейших направлений техники. Так, открытие транзистора, сделанное в лаборатории физики твёрдого тела, определило современное развитие электроники, радиотехники и вычислительной техники. Создание лазера позволило осуществить связь на большие расстояния, получить высококачественные объёмные изображения (голография), предложить один из способов удержания высокотемпературной плазмы, создать уникальные технологии операций на глазах и многое другое.
Открывая законы природы, спрятанные под покровом бесконечно многообразного мира явлений, человек научился применять их для своих целей, создавать устройства, без которых немыслима современная комфортная жизнь. Учёные продолжают исследования Вселенной, создают уникальные материалы, ведут поиск новых источников энергии.
Физика — это наука, занимающаяся изучением основополагающих и вместе с тем наиболее общих свойств окружающего нас материального мира.
Поэтому понятия физики и её законы лежат в основе естествознания.
Физика очень тесно связана с астрономией, геологией, химией, биологией и другими естественными науками. Например, открытие двойной спирали ДНК, «главной молекулы», было сделано в физической лаборатории. Это открытие определило пути развития молекулярной биологии, призванной ответить на вопрос, что такое жизнь. Квантовая теория позволила химикам объяснить химическое строение вещества, законы распространения звука помогают геологам изучать земные недра.
Физика способствовала развитию многих областей математики. Английский физик Дж. Максвелл говорил: «Точные науки стремятся к тому, чтобы свести загадки природы к определению некоторых величин путём операций с числами». Английский учёный И. Ньютон создал дифференциальное и интегральное исчисления, пытаясь написать уравнения движения тел. Стремление к простоте математического описания позволило австрийскому физику Э. Шредингеру записать уравнение, которое описывает мир атомов.
Физическими методами исследования пользуются учёные практически всех областей науки.
Научный метод. Какими же путями добывается научная истина? Несколько сотен лет назад были выработаны основы физического метода исследования. Он состоит в следующем: опираясь на опыт, делая предположения о сути того или иного явления, отыскивают сначала качественные, а затем количественные (формулируемые математически) законы природы; открытые законы проверяются практикой. Таким образом, схема научного познания выглядит так:
наблюдение — гипотеза — теория — эксперимент.
Именно эксперимент является критерием правильности теории.
«К физике относится только то, что может быть измерено» — это высказывание принадлежит американскому физику П. Бриджмену (1882—1961) и точно отражает особенность физики. Главным судьёй, который призван утвердить или отбросить данную теорию, является эксперимент. Физика имеет дело с воспроизводимыми ситуациями. Повторяя эксперимент при различных условиях, мы можем оценить влияние этих условий на данное физическое явление.
Модели в физике. Одним из мощных методов исследования в физике является метод моделирования.
Моделирование — это процесс замены реального объекта, процесса или явления другим, называемым моделью.
Модель — это идеализация реального объекта или явления при сохранении основных свойств, определяющих данный объект или явление.
Подчеркнём, что модель должна сохранять те свойства реального объекта, которые определяют его поведение. Модели бывают теоретическими и лабораторными, в последнее время широко используются компьютерные модели.
При создании теоретической модели используются результаты наблюдений и экспериментов. Очевидно, что проблема становится более понятной с помощью конкретных образов, именно поэтому модель чаще всего бывает механической. Например, движение молекул газа наглядно можно представить как движение упругих шариков, строение атома сначала предполагалось аналогичным строению Солнечной системы.
Одна из первых моделей, которой мы будем пользоваться, — это материальная точка, т. е. тело, размерами и формой которого можно пренебречь в условиях данной задачи. Последние слова являются ключевыми: именно условия конкретной задачи позволяют применить данную модель.
Сначала, когда данных мало, модель, как правило, получается грубой, но по мере накопления экспериментальных фактов она уточняется, однако для ответов на некоторые важные вопросы можно остановиться и на примитивной модели.
В лаборатории моделируются, как правило, явления, изучение которых в природных условиях представляет значительные трудности. Например, течение реки, изменение её русла моделируются в гидравлических лотках, испытание моделей самолётов проводится в аэродинамической трубе. При этом должны выполняться разные условия подобия — геометрическое, кинематическое и т. д.
Теоретическое решение любой физической задачи сводится к математическому моделированию, т. е. написанию уравнений. Часто эти уравнения получаются достаточно сложными, и их решения делаются с помощью компьютеров.
Научные гипотезы.
Научная гипотеза — высказанное суждение, недоказанное утверждение, предположение, объясняющие наблюдаемые явления или результаты лабораторных экспериментов.
Научная гипотеза всегда выдвигается для решения конкретной проблемы, чтобы объяснить полученные экспериментальные данные или устранить разногласия между теоретическими и экспериментальными результатами, полученными в ходе проверки ранее выдвинутых гипотез. Например, немецкий физик-теоретик, основоположник квантовой теории, М. П л а н к, разрабатывая квантовую гипотезу, опирался как на выводы, полученные в рамках классической теории излучения, так и на отрицательные результаты проверки предыдущих гипотез.
Слова русского учёного Д. И. Менделеева подтверждают важность научных гипотез в процессе научного познания: «Они (гипотезы. — Авт.) науке и особенно её изучению необходимы. Они дают стройность и простоту, каких без их допущения достичь трудно. Вся история наук это показывает. А потому можно смело сказать: лучше держаться такой гипотезы, которая может оказаться со временем неверною, чем никакой. Гипотезы облегчают и делают правильною научную работу — отыскание истины, как плуг земледельца облегчает выращивание полезных растений».
Физические величины и их измерение. Для того чтобы понять и описать эксперименты, учёные вводят целый ряд физических величин, таких, как скорость, сила, давление, температура, электрический заряд и многие другие. Каждой величине надо дать точное определение, ввести её наименование в определённой системе единиц, указать, как эту величину можно измерить, как провести необходимый для такого измерения опыт.
Чаще всего в определениях физических величин просто уточняют и придают количественную форму тому, что непосредственно воспринимается нашими органами чувств. Так вводят понятия силы, температуры и т. д. Есть, конечно, величины, которые не воспринимаются непосредственно нашими органами чувств (например, электрический заряд). Но они выражаются через другие величины, на которые органы чувств человека реагируют. Так, электрический заряд определяется по силам взаимодействия между заряженными телами.
Для измерения физической величины необходим эталон, стандарт, т. е. некоторое средство измерения, позволяющее хранить единицу, передавать и повторять её размер. Эталоны, такие, например, как эталоны метра, килограмма и многих других величин, хранятся в Международном бюро мер и весов в Севре (Франция). Точные копии эталона разосланы в разные лаборатории мира.
А существует ли вообще точное значение физической величины? Мы знаем, что любое тело состоит из атомов. При увеличении точности измерения мы приходим к необходимости измерения объектов очень малых размеров, таких, как атомы и молекулы. Одним из существенных выводов квантовой механики был вывод о том, что бессмысленно даже ставить вопрос о точном значении физической величины, причём неопределённость лежит в основе самих законов природы, а не в несовершенстве приборов.
Теория. Изучая количественные связи между отдельными величинами, можно выявить частные закономерности. На основе таких закономерностей развивают теорию явлений. Теория должна объяснять частные закономерности с общей точки зрения. Теория позволяет не только объяснять уже наблюдавшиеся явления, но и предсказывать новые. Так, например Д. И. Менделеев на основе открытого им периодического закона предсказал существование нескольких химических элементов, которые в то время не были известны, а английский физик Дж. Максвелл предсказал существование электромагнитных волн.
Если между теорией и экспериментом появляется несоответствие, то теорию надо изменить, чтобы можно было объяснить все новые полученные данные, т. е. теорию надо усовершенствовать. Практически всякая известная теория является результатом последовательных уточнений.
Физический закон. Чтобы из наблюдений за физическими явлениями сделать общие выводы, найти причины этих явлений, следует установить количественные зависимости между различными физическими величинами. Проводя физический эксперимент, стремятся проследить зависимость данной величины от характера изменения каждого из условий в отдельности, Например, давление газа зависит от его массы, объёма и температуры. Чтобы исследовать эту зависимость, надо сначала изучить, как влияет на давление изменение объёма, когда температура и масса остаются неизменными. Затем нужно проследить, как давление зависит от температуры при постоянном объёме, и т. д. Таким образом, в процессе исследований учёные получают научные факты.
Научными фактами называют утверждения, которые можно всегда проверить и подтвердить при выполнении заданных условий.
Физический закон — основанная на научных фактах устойчивая связь между повторяющимися явлениями, процессами и состояниями тел и других материальных объектов в окружающем мире.
Физические законы обычно выражаются в виде короткого словесного утверждения или компактной математической формулы, связывающей между собой определённые физические величины. Английский физик-теоретик П. Д и -рак сказал: «Физический закон должен обладать математической красотой».
Границы применимости физических законов. Теория, проверенная и подтверждённая многочисленными экспериментами, может рассматриваться как физический закон. Однако у каждого закона есть границы применимости. Эти границы прежде всего определяются той теоретической моделью, в рамках которой мы рассматриваем данный закон. Все законы, которым подчиняется реальный газ, выведенные на основе модели идеального газа, справедливы только для тех условий, при которых свойства реального газа приближены к свойствам идеального газа.
Так, мы уже знаем закон Ома: сила тока на участке цепи прямо пропорциональна приложенному к нему напряжению и обратно пропорциональна
сопротивлению этого участка: 1 = 4:. Однако этот закон справедлив не для
всех проводников. Например, он неприменим для ионизованного газа. Кроме того, им можно пользоваться только в определённом интервале значений силы тока, в котором можно считать сопротивление постоянным. На самом деле при прохождении тока проводник нагревается, сопротивление проводника увеличивается, и сила тока будет отличаться от расчётной.
Открытия в физике. Физика продолжает бурно развиваться. Каждый новый эксперимент позволяет усовершенствовать теорию. Между теорией и экспериментом существует неразрывная связь, непрерывное взаимодействие.
Необходимо помнить, что любая физическая теория основывается на определённой модели объектов и явлений. В процессе добывания новых научных фактов любая физическая модель совершенствуется и усложняется. Однако очевидно, что окружающий нас мир гораздо сложнее, многообразней и совершенней любой самой сложной, созданной человеческим умом модели. Поэтому завершённость какой-либо физической теории отнюдь не означает полного познания законов природы.
В настоящее время учёные получают в лабораториях новые материалы и исследуют их свойства. Так, в 2010 году была присуждена Нобелевская премия по физике А. Гейму и К. Новосёлову за открытие графена, который обладает сверхпрочными свойствами и наибольшей электропроводностью из существующих материалов. Учёные решают глобальные вопросы: открытие новых элементарных частиц, новых физических законов, новых видов энергии. Разрабатывают теории, подтверждение которых требует создания очень сложных установок, таких, как, например, Большой адронный коллайдер в ЦЕРНе. Длина его основного кольца около 27 км. Создание таких установок требует огромных затрат и сложной подготовки.
Однако часто случается так, что теории долго не находят экспериментального подтверждения. Так, например, ещё не обнаружены кварки, хотя считается, что все элементарные частицы состоят из них, и создана стройная теория кварков. Так что сегодня нет никаких оснований считать, что раскрыты почти все законы природы и мы находимся у границ познания. Поле для деятельности будущих учёных практически не имеет границ.
Физика. Законы природы. Теория. Эксперимент. Научный факт
«Что мы знаем о физике»
1. Известные нам физические величины.
2. Физические явления — примеры и попытки объяснения.
3. Физические модели. Компьютерное моделирование физических явлений.
4. Использование моделей в других науках, например в биологии, химии и географии.
5. Истории открытий некоторых физических законов.
МЕХАНИКА
Механика — это наука о причинах и общих законах механического дви-
жения тел.
Законы механики были сформулированы великим английским учёным И. Ньютоном. На могильной плите в Вестминстерском аббатстве в Лондоне высечены знаменательные слова:
Здесь покоится Сэр Исаак Ньютон,
Который почти божественной силой своего ума Впервые объяснил
С помощью своего математического метода Движения и формы планет, Пути комет, приливы и отливы океана. Он первый исследовал разнообразие световых лучей И проистекающие отсюда особенности цветов, Которых до того времени никто даже не подозревал. Прилежный, проницательный и верный истолкователь Природы, древностей и Священного Писания. Он прославил в своём учении всемогущего Творца. Требуемую Евангелием простоту он доказал своей жизнью. Пусть смертные радуются, что в их среде Жило такое украшение человеческого рода. Родился 25 декабря 1642 г. Умер 20 марта 1727 г.
На протяжении многих лет учёные были уверены, что единственными основными (фундаментальными) законами природы являются законы механики Ньютона. Однако оказалось, что не все явления можно объяснить на основе механической картины мира, например у электромагнитных явлений иная физическая природа, и они не подчиняются законам Ньютона.
Было выяснено также, что законы Ньютона, как и любые другие законы природы, не являются абсолютно точными. При движениях со скоростями, близкими к скорости света, тела обнаруживают свойства, о существовании которых Ньютон не подозревал.
Механика изучает движение тел. В физике пользуются абстрактным понятием «физическое тело» или просто «тело». Под телом мы понимаем любой объект, это может быть бегущая собака, человек, автомобиль, Земля, обращающаяся вокруг Солнца, и т. д. Изучив законы движения физического тела, мы можем ответить на практические вопросы, например, о скорости движения поезда, ракеты, человека и т. д.
Движение окружающих нас тел можно объяснить на основе законов Ньютона, область применения которых очень обширна.
Механика, основанная на законах Ньютона, называется классической механикой.

Физика. 10 класс. Базовый уровень.