Физика. 10-11 классы. Поурочное планирование к учебнику Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б. и др. Шилов В.Ф.

Поурочное планирование подготовлено к учебнику «Физика» для 10 класса авторов Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, Н. Н. Сотского и к учебнику «Физика» для 11 класса авторов Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, М. В Чаругин. В виде таблиц в пособии представлено примерное распределение учебных часов курса физики за 10 и 11 классы при изучении предмета по 2 ч в неделю, 3 и 5 ч в неделю.

Физика. 10-11 классы. Поурочное планирование к учебнику Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б. и др. Шилов В.Ф.

 

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
I. ВВЕДЕНИЕ 5
§ 1. Об учебниках Г. Я. Мякишева и др. «Физика. 10 класс», «Физика. 11 класс»
§ 2. О задачах, предлагаемых в учебниках физики Г. Я. Мякишева и др 7
§ 3. О необходимости проведения учебного эксперимента 8
§ 4. Примерное распределение учебных часов для разных учебных планов 9
Раздел А. Поурочное планирование. 10 класс
II. МЕХАНИКА 13
§ 1. Кинематика —
§ 2. Динамика 20
§ 3. Законы сохранения в механике 26
§ 4. Статика 28
§ 5. Новые демонстрационные приборы по механике 29
III. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ 31
§ 6. Основы молекулярно-кинетической теории —
§ 7. Температура. Энергия теплового движения молекул 35
§ 8. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы 36
§ 9. Взаимные превращения жидкостей и газов 38
§ 10. Твердые тела 39
§ 11. Основы термодинамики 40
§ 12. Новые демонстрационные приборы по МКТ 44
IV. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ 46
§ 13. Электростатика —
§ 14. Законы постоянного тока 52
§ 15. Электрический ток в различных средах 56
§ 16. Новые демонстрационные приборы по электродинамике 61
Раздел Б. Поурочное планирование. 11 класс
V. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) 64
§ 1. Магнитное поле —
§ 2. Электромагнитная индукция 67
§ 3. Новые демонстрационные приборы по магнетизму 71
VI. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ 76
§ 4. Механические колебания —
§ 5. Электромагнитные колебания 80
§ 6. Производство, передача и использование электрической энергии 86
§ 7. Механические волны —
§ 8. Электромагнитные волны 87
§ 9. Новые демонстрационные приборы по колебаниям и волнам 90
VII. ОПТИКА 96
§ 10. Световые волны —
§ 11. Элементы теории относительности 102
§ 12. Излучение и спектры 104
§ 13. Новые демонстрационные приборы по оптике 106
VIII. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА Ю8
§ 14. Световые кванты —
§ 15. Атомная физика НО
§ 16. Физика атомного ядра ИЗ
§ 17. Элементарные частицы 120
§ 18. Значение физики для объяснения картины мира и развития производительных сил общества 121
Данная книга написана в помощь учителю для подготовки и проведения уроков по физике в 10—11 классах.
Предлагаемая система уроков является определенной технологией построения учебного процесса, которая хорошо согласуется со стандартом физического образования при использовании учебников «Физика» для 10 класса авторов Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, Н. Н. Сотского и «Физика» для 11 класса авторов Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, В. М. Чаругина.
Построение учебного процесса в виде системы уроков состоит из общих рекомендаций по темам и рекомендаций по построению урока в целом, а также из конкретных методических средств по организации учебной деятельности учащихся, что представлено планом урока с выделением его структуры.
В виде таблиц в пособии дается примерное распределение учебных часов курса физики за 10—11 классы при изучении предмета по 2 ч в неделю, 3 и 5 ч в неделю.
Весь материал пособия представлен как пример поурочного планирования на 3 ч в неделю, где даны основные этапы каждого урока с использованием демонстрационных опытов и таблиц.
Почти все темы в планировании заканчиваются параграфами, где автор показывает новые демонстрационные приборы для кабинета физики. Их можно приобрести как в магазине учебно-наглядных пособий, так и на рынке товаров.
Практически к каждому уроку предлагается определенное число задач для закрепления и отработки нового материала. Их уровень сложности соответствует материалу учебника, а также требованиям к уровню подготовки выпускников средней школы к ЕГЭ.
В пособии имеются ссылки на необходимую методическую литературу, поэтому ниже приведены следующие условные обозначения:
Ф-10: МякишевГ. Я. Физика: 10 кл./Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. — М.: Просвещение, 2013. Ф-11: Мякишев Г. Я. Физика: 11 кл./Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин. — М.: Просвещение, 2013. ФЭ-1: Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: механика. Молекулярная физика. Электродинамика/Н. М. Шахмаев, В. Ф. Шилов. — М.: Просвещение, 1989.
ФЭ-2: Шилов В. Ф. Физический эксперимент по курсу «Физика и астрономия»: 7—9 кл. — М.: Просвещение, 2000. ТЛР-10: Парфентьев а Н. А. Тетрадь для лабораторных работ по физике: 10 кл. — М.: Просвещение, 2012. ТЛР-11: Парфентьев а Н. А. Тетрадь для лабораторных работ по физике: 11 кл. — М.: Просвещение, 2012. С.: П а р ф е н т ь е в а Н. А. Сборник задач по физике: 10—11 кл. — М.: Просвещение, 2013.
ЕГЭ-1: Единый государственный экзамен. 2004—2005. Физика: контрольные измерительные материалы. — М.: Просвещение, 2005.
ЕГЭ-2: Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. — М.: Интеллект-Центр, 2005.
I. ВВЕДЕНИЕ
§ 1. Об учебниках Г. Я. Мякишева и др. «Физика. 10 класс», «Физика. 11 класс»
Яркая характеристика этих учебников дана в статье Е. А. Самойлова «Сравнительный анализ учебников физики для средней (полной) школы» в журнале «Физика в школе» за 2005 г.: «По этим учебникам учились и родители современных школьников. Они соответствуют требованиям стандарта, по отношению к другим учебникам имеют меньший объем и большое количество параграфов. Поэтому размеры параграфов невелики, обозримы, и это создает психологически комфортные условия для концентрации внимания, усвоения знаний и теми учащимися, которые не склонны к интенсивной умственной деятельности в области физики.
Материал изложен ясно, лаконично с использованием необходимого математического аппарата. Авторам удалось найти удачное сочетание простоты, научности и доступности текста.
Эти учебники способствуют развитию познавательного интереса к учебному предмету не только основной информацией, но и дополнительной (рисунками, содержанием таблиц), имеются в них и средства для индивидуальной учебной деятельности школьников: вопросы, упражнения, лабораторные работы. Хорошее полиграфическое исполнение книг, использование двух цветов, выделение в тексте основных элементов, наличие резюме в конце глав делают учебники эстетически привлекательными и удобными для познавательной деятельности.
Несомненные достоинства, многолетняя апробация и перманентное усовершенствование этих учебников объясняют их популярность и востребованность в массовой школе для изучения физики на общеобразовательном уровне».
Методический аппарат этих учебников, состоящий из рисунков, фотографий, таблиц, вопросов для самопроверки к каждому параграфу, качественных задач в упражнениях, шрифтовых выделений, справочных таблиц, лабораторных работ, а также многолетняя практика работы учителей по этим учебникам позволяют строить разного типа уроки, которые нашли отражение в настоящем планировании. Этот методический аппарат обеспечивает планирование по логически завершенным частям, т. е. один или два параграфа на один урок; проведение уроков разными методами, например, такими, как объяснение учителя, самостоятельная работа учащихся по учебнику, решение задач, постановка учебного эксперимента и др.; резерв времени для изучения многочасовых тем, а также для обобщающего повторения и систематизации знаний; формирование умений учащихся путем выполнения заданий нарастающей сложности; проведение комбинированных уроков, на которых одновременно изучается новый материал, формируются экспериментальные умения, разбираются разные упражнения для закрепления знаний, которые сразу проверяются.
Кроме того, учебники этих авторов очень удобны при изучении их материала. В них имеются вопросы, упражнения, краткие итоги каждой главы, множество иллюстраций, которые являются не только дополнением к тексту, но и важным звеном в осмыслении учебного материала с помощью концентрированных символов.
Весь методический аппарат учебников способствует организации самостоятельной деятельности учащихся на многих этапах усвоения и применения знаний. Этим обеспечивается рациональное использование сил и времени учащихся и учителя.
В предлагаемом тематическом планировании особое внимание сосредоточено на работе с текстом учебника, а именно на извлечении наиболее значимой информации, выделении главного и фиксировании его в определенной логической структуре, что и отражено в пункте «Основной материал».
Известно, что в основе усвоения текстового материала лежат следующие процессы: понимание текста, выделение в нем значимых элементов, их последующее объединение в единое целое, отражающее смысловую структуру изучаемого вопроса. Этой работе хорошо способствуют конспекты, которые учащиеся составляют сами.
§ 2. О задачах, предлагаемых в учебниках физики Г. Я. Мякишева и др.
Содержание расчетных, качественных, графических и экспериментальных задач, а также и методика их решения в данных учебниках позволяют научить учащихся уточнять физический смысл разных определений и правил, понятий и законов; обобщать и применять теоретические знания для анализа объектов и явлений ближайшего природного и технического окружения; выдвигать гипотезы и находить новые сведения по разным вопросам физики.
В планировании обозначены дидактические цели решения следующих физических задач.
Простые (тренировочные) задачи служат для понимания и закрепления определений, понятий, законов, формул и для нахождения по этим формулам тех или иных физических величин.
Задачи, требующие анализа определенной физической ситуации, даны для понимания того, какие физические закономерности характеризуют явления, описанные в них. Учащиеся должны пользоваться ранее изученным материалом для анализа явления и объекта, предлагаемых в задаче.
Задачи, где необходим перенос знаний из известной ситуации в измененную или из одной предметной области в другую.
Задачи, углубляющие и конкретизирующие знания, а также дающие качественному описанию явления количественную характеристику.
Задачи исследовательские и конструкторские. Первые отвечают на вопрос «почему?», а вторые — на вопрос «как сделать?».
§ 3. О необходимости проведения учебного эксперимента
Изложение нового физического материала опирается на обобщенный жизненный опыт. Например, в § 19 «Равномерное движение точки по окружности» (см. Ф-10) объяснение начинается со следующего обобщения: «Движение тела по окружности или дуге окружности довольно часто встречается в природе и технике. Приблизительно по окружности движется Луна вокруг Земли, каждая точка земной поверхности движется по окружности вокруг земной оси, дуги окружности описывают точки самолета во время виража, автомобиля при повороте, поезда при закруглении дороги и т. д. Поэтому знакомство с этим движением имеет большое значение». Эти примеры, большинство из которых мы не можем наблюдать, нуждаются в конкретных образах, т. е. в демонстрациях явлений и измерениях физических величин, характеризующих эти явления. Так, если необходимо показать, что линейная скорость направлена по касательной, то демонстрацию проводят с помощью вращающегося диска (рис. 1).
Таким образом, любое понятие, вводимое в учебник физики, получает конкретный смысл лишь при условии, что с ним связывается определенный метод наблюдения или измерения, без которого это понятие не может найти никакого применения в исследовании реальных физических явлений и процессов.
Учитывая данную концепцию и то, что школьники изучают физику не только для сдачи ЕГЭ, можно отметить, что эксперимент в процессе преподавания физики не потерял своей актуальности.
Поэтому в данном планировании практически для каждого урока обозначены демонстрации. Кроме того, приведены краткие описания новых приборов, имеющихся на рынке товаров.
Кроме эксперимента, в планировании представлены лабораторные работы, содержательная часть которых изложена в тетрадях для лабораторных работ (10—11 классы), где экспериментальные умения и навыки объединены в логическую цепочку, состоящую из подготовительного, основного и развивающего (контрольного) этапов.
§ 4. Примерное распределение учебных часов для разных учебных планов
В практике преподавания школьного курса физики сложилась парадоксальная ситуация: единые требования к знаниям выпускников школы, сформулированные в форме ЕГЭ, и разное число недельных часов (от 2 до 5) в учебных планах.
Массовая практика учителей, которые обучают физике 4—5 ч в неделю и готовят учащихся к аттестации по материалам ЕГЭ, вполне приемлема. Она приемлема и при обучении физике по 3 ч в неделю, если преподавание этого курса в 10—11 классах осуществлять с целенаправленным использованием знаний учащихся за курс основной школы и с учетом кодификатора элементов содержания по физике. Но если изучать физику в средней школе по 2 ч в неделю, то необходимо выделить еще один час из территориального или школьного компонента либо организовать факультативный курс для тех учащихся, которые готовятся к аттестации по ЕГЭ. На этот факультативный курс (1 ч) учитель выносит наиболее сложные параграфы и задачи из курса физики.
В контрольных измерительных материалах ЕГЭ приведены три группы заданий. Первая группа — это задания с выбором ответа. Вторая группа заданий предлагает самостоятельно получить численный ответ, а третья группа требует дать развернутый ответ при решении комбинированных задач.
Если сравнить аттестацию учащихся по материалам ЕГЭ с традиционной аттестацией по билетам, в которых содержатся теоретические вопросы, лабораторные работы и задачи, то первый вид аттестации явно проигрывает традиционному из-за отсутствия теории и эксперимента. Поэтому учащихся, мотивированных на физику, можно подготовить к ЕГЭ за три недельных часа как в 10, так и 11 классе.

Физика. 10-11 классы. Поурочное планирование