Химия. Дидактический материал. 8 — 9 классы. Радецкий А.М.

Пособие известного автора переработано и включено в линию учебно-методических комплектов по химии Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана. Сборник может также использоваться с любыми учебниками химии для основной школы.

Химия. Дидактический материал. 8 — 9 классы. Радецкий А.М.

 

Описание учебника

Цель данного пособия — помочь учителю проверить степень усвоения программного материала учащимися в процессе изучения химии в 8—9 классах.
По всем темам курса автор предлагает несколько работ, каждая из которых дает учителю возможность проверить знания учащихся по отдельному фрагменту данной темы. Все работы содержат четыре варианта заданий. Отличаются задания по своим дидактическим целям: одни из них требуют простого воспроизведения материала, другие заставляют сравнивать и анализировать, третьи требуют творческого осмысления и применения знаний в новых ситуациях. Использование таких заданий во фронтальной работе позволяет организовать одновременную работу всех учащихся класса и обеспечить условия для работы каждого в отдельности. Каждую тему завершает итоговая работа, позволяющая проверить знания учащихся по всей теме.
Разнообразные дополнительные задания предоставляют учителю возможность индивидуализировать обучение. Их можно использовать при повторении и закреплении изученного материала, для организации самостоятельной работы учащихся на уроке или дома, а также для составления дополнительных вариантов работ.
Тема I. Первоначальные химические понятия
Работа 1
Физические и химические явления. Химические элементы. Простые и сложные вещества
Вариант 1
1. Какие из перечисленных явлений относят к химическим и почему?
а) Замерзание воды;
б) плавление свинца;
в) горение газа;
г) поднятие дрожжевого теста;
д) помутнение микстуры при длительном хранении.
2. Укажите, в каких предложениях речь идет о простом веществе, а в каких — о химическом элементе.
а) Все живые существа на Земле дышат кислородом.
б) В состав ржавчины входят железо и кислород.
в) На долю кислорода в воде приходится 89%.
г) Железо притягивается магнитом.
3. Укажите, какие из перечисленных веществ являются простыми, а какие — сложными. Поясните свой выбор.
а) Вода Н20; в) иод 12;
б) алюминий А1; г) мел СаС03.
Вариант 2
1. Какие из перечисленных явлений относят к физическим и почему?
а) Таяние льда;
б) ржавление железного гвоздя;
в) плавление алюминия;
г) кипение воды;
д) прогоркание масла при длительном хранении;
е) плавление воска.
2. Укажите, в каких предложениях речь идет о простом веществе, а в каких — о химическом элементе.
а) Водород входит в состав ядовитого газа сероводорода.
Первоначальные химические понятия
б) Водород — самый легкий газ.
в) На долю водорода в воде приходится 11%.
г) Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.
3. Укажите, какие из перечисленных веществ являются простыми, а какие — сложными. Поясните свой выбор.
а) Серебро Ag; в) поваренная соль NaCl;
б) углекислый газ С02; г) кислород 02.
Вариант 3
1. Какие из перечисленных явлений относят к химическим и почему?
а) Таяние снега;
б) прокисание молока;
в) ржавление железа;
г) плавление меди;
д) позеленение бронзового памятника;
е) воспламенение спички.
2. Укажите, в каких предложениях речь идет о простом веществе, а в каких — о химическом элементе.
а) В воздухе содержится 78% азота (по объему).
б) Азот входит в состав аммиака.
в) При фотосинтезе зеленые растения выделяют кислород.
г) Кислород малорастворим в воде.
3. Укажите, какие из перечисленных веществ являются простыми, а какие — сложными. Поясните свой выбор.
а) Сода Na2C03; б) метан СН4; в) медь Си; г) водород Н2.
Вариант 4
1. Какие из перечисленных явлений относят к физическим и почему?
а) Появление приятного свежего запаха после грозы;
б) горение дров;
в) испарение спирта;
г) замерзание воды;
д) сжижение кислорода;
е) плавление стекла.
2. Укажите, в каких предложениях речь идет о простом веществе, а в каких — о химическом элементе.
а) В состав сульфида железа входят железо и сера.
б) Медицинские термометры наполняют ртутью.
в) Азот — малоактивный газ.
г) Азот вносят в почву в составе минеральных удобрений.
8 класс
3. Укажите, какие из перечисленных веществ являются простыми, а какие — сложными. Поясните свой выбор.
а) Аммиак NH3; б) азот N2; в) золото Аи; г) спирт С2Н60.
Работа 2 Химические формулы. Относительная молекулярная масса
Вариант 1
1. Вычислите относительные молекулярные массы веществ:
С3Н8, Cu2S, NH3, MgO.
2. Рассчитайте массовую долю каждого элемента в Cu2S и MgO.
3. Какую информацию о веществе несет его химическая формула — HN03 (азотная кислота)?
Вариант 2
1. Вычислите относительные молекулярные массы веществ:
С02, S03, Fe203, Н20.
2. Рассчитайте массовую долю каждого элемента в Fe203 и
so3.
3. Какую информацию о веществе несет его химическая формула — СаСОэ (карбонат кальция)?
Вариант 3
1. Вычислите относительные молекулярные массы веществ:
HCi, СН4, СиО, AI2O3.
2. Рассчитайте массовую долю каждого элемента в СН4 и СиО.
3. Какую информацию о веществе несет его химическая формула — СиС12 (хлорид меди)?
Вариант 4
1. Вычислите относительные молекулярные массы веществ:
so2, РН3, С2Н6, к2о.
2. Рассчитайте массовую долю каждого элемента в S02 и С2Н6.
3. Какую информацию о веществе несет его химическая формула — H2S04 (серная кислота)?
1. Перепишите приведенные ниже схемы реакций, расставьте в них коэффициенты и укажите, к какому типу относится каждая из реакций.
3. Из приведенных схем реакций выпишите только те, которые относятся к реакциям замещения. Вместо знаков вопроса напишите формулы соответствующих веществ и расставьте коэффициенты.
Вариант 4
1. Какое количество вещества соответствует 490 г серной кислоты H2S04?
2. Рассчитайте массу 3,5 моль оксида цинка ZnO.
3. Сколько атомов содержится в 112 г железа?
4. Сколько граммов кислорода 02 необходимо взять, чтобы там содержалось столько молекул, сколько их содержится в 10 г водорода Н2?
В каком из этих оксидов массовая доля серы больше?
3. Перепишите приведенные ниже схемы реакций, расставьте в них коэффициенты и укажите, к какому типу относится каждая из реакций.
1. Чему равна масса 3 моль сульфида железа FeS?
2. Рассчитайте массовую долю каждого элемента в оксиде магния и в оксиде меди(П). В каком из этих оксидов массовая доля кислорода меньше?
3. Перепишите приведенные ниже схемы реакций, расставьте в них коэффициенты и укажите, к какому типу относится каждая из реакций.
2. Рассчитайте массовую долю каждого элемента в метане СН4 и этане С2Н6. В каком из этих веществ массовая доля углерода больше?
3. Перепишите приведенные ниже схемы реакций, расставьте в них коэффициенты и укажите, к какому типу относится каждая из реакций.
20. Почему оксид меди СиО относят к сложным веществам, а газ водород Н2 — к простым?
21. Используя слово «кислород», составьте и напишите два предложения, в одном из которых речь шла бы о кислороде как о простом веществе, а в другом — как о химическом элементе.
223. Выпишите предложения, в которых речь идет о химическом элементе, а не о простом веществе.
а) Медь входит в состав малахита.
б) Пластинка изготовлена из меди.
в) Азот входит в состав белка куриного яйца.
г) Азот содержится в воздухе.
д) Кислород входит в состав углекислого газа.
е) Железо содержится в гемоглобине крови человека.
ж) Сера легко плавится.
з) Сера входит в состав сульфида железа.
Получение и свойства кислорода Вариант 1
1. Напишите уравнения реакций горения в кислороде: а) серы; б) алюминия; в) метана (углерод в образующемся оксиде четырехвалентен). Назовите продукты реакций.
2. В каком виде элемент кислород встречается на Земле?
3. Рассчитайте количество вещества и массу кислорода, образующегося при разложении 9 г воды.
1. Напишите уравнения реакций горения в кислороде: а) угля; б) лития; в) сероводорода H2S (сера в образующемся оксиде четырехвалентна). Назовите продукты реакций.
2. Какими способами можно собирать кислород в пробирку? На каких свойствах кислорода основаны эти способы?
Вариант 3
1. Напишите уравнения реакций горения в кислороде: а) фосфора; б) магния; в) этилена С2Н4 (углерод в образующемся оксиде четырехвалентен). Назовите продукты реакций.
2. Перечислите известные вам области применения кислорода. Укажите, на каких свойствах кислорода они основаны.
Вариант 4
1. Напишите уравнения реакций горения в кислороде: а) железа; б) кремния; в) сероуглерода CS2 (углерод и сера в образующихся оксидах четырехвалентны). Назовите продукты реакций.
2. Каковы физические свойства кислорода и его роль в живой природе?
3. Рассчитайте количество вещества и массу кислорода, образующегося при разложении 17 г пероксида водорода.
Работа 2 Состав воздуха. Горение веществ на воздухе
Вариант 1
1. Какие простые и сложные вещества содержатся в воздухе?
2. Какие виды топлива вам известны? Приведите примеры.
3. Рассчитайте массу воздуха, необходимого для сжигания 16 г серы.
Вариант 2
1. Охарактеризуйте применение основных составных частей воздуха.
2. Какие условия необходимы, чтобы вещество загорелось и продолжало гореть?
3. Рассчитайте массу воздуха, необходимого для сжигания 8 г магния.
Вариант 3
1. Перечислите главные составные части воздуха. Кратко опишите ход опыта, при помощи которого можно определить их содержание в воздухе.
2. Что такое температура воспламенения? Как прекратить горение вещества?
3. Рассчитайте массу воздуха, необходимого для сжигания 31 г фосфора.
Вариант 4
1. Чем отличается горение веществ в кислороде от горения на воздухе? Почему?
2. Почему уголь и мазут все чаще заменяют природным газом?
Кислород. Горение
3. Рассчитайте массу воздуха, необходимого для сжигания 20 г кальция.
Итоговая работа по теме II
Вариант 1
1. Перечислите области практического применения кислорода.
2. Рассчитайте массу меди, входящей в состав 160 г оксида меди(Н).
4. Рассчитайте количество вещества и массу фосфора, необходимого для получения 71 г оксида фосфора(У).
Вариант 4
1. Какие простые и сложные вещества содержатся в воздухе? Укажите их содержание в воздухе (в процентах) по объему.
2. Рассчитайте массу кальция, входящего в состав 28 г оксида кальция.
3. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие превращения: HgO 02 -> А1203. Укажите тип реакции 7.
4. Рассчитайте количество вещества и массу кислорода, необходимого для получения 88 г углекислого газа С02 при горении угля.
Дополнительные задания
1. Напишите уравнения реакций горения в кислороде следующих веществ: а) кальция; б) хрома (в образующемся оксиде хром трехвалентен); в) вольфрама (в образующемся оксиде вольфрам шестивалентен); г) цинка; д) пропана С3Н8; е) бутена С4Н8.
2. По приведенным схемам составьте уравнения химических реакций, заменив знаки вопроса формулами образующихся веществ. Укажите названия образующихся оксидов.
а) РН3 + 02 — ? + ?
б) С3Н4 + 02 — ? + ?
в) SiH4 + 02 — ? + ?
3. Рассчитайте количество вещества и массу кислорода, образующегося при разложении:
а) 0,8 моль перманганата калия.
Уравнение реакции: 2КМп04 = К2Мп04 + Мп02 + 02
б) 10 моль нитрата натрия.
Уравнение реакции: 2NaN03 = 2NaN02 + 02
в) 2 моль оксида хрома(УТ).
Уравнение реакции: 4СЮ3 = 2Сг203 + 302
4. Что представляет собой воздух — смесь или химическое соединение? Дайте обоснованный ответ.
5. Из перечня формул веществ: Na20, NH3, S03, Cu2S, A1203, C2H6, FeO — выпишите формулы оксидов и назовите их. Определите, в каком из этих оксидов массовая доля кислорода наибольшая.
Кислород. Горение
6. Почему выражение «молекула воздуха» не имеет смысла?
7. При прокаливании оксида меди(Н) выделяется кислород и образуется оксид меди(1). Составьте уравнение этой реакции и рассчитайте массу прореагировавшего оксида ме-ди(П), если выделилось 16 г кислорода.
8. Рассчитайте, какая масса воздуха необходима для полного сгорания: а) 60 г угля; б) 5,4 г алюминия; в) 8 г метана СН4; г) 7 г кремния Si.
9. Для сжигания 80 г серы израсходовали 285 г воздуха, обогащенного кислородом. Вычислите массовую долю кислорода в этом воздухе.
10. Рассчитайте массу кислорода, входящего в состав: а) 54 г воды; б) 8,8 г оксида углерода(ГУ); в) 53 г соды Na2C03; г) 90 г глюкозы С6Н1206.
11. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие превращения:
а) Ag20 — 02 — ZnO в) Р — Р205 — РН3
б) HgO — 02 А12Оэ г) Au203 — 02 СиО
12. Рассчитайте, хватит ли кислорода, выделившегося при разложении 86,8 г оксида ртути(Н), для полного сжигания:
а) 3,2 г серы; б) 2 г метана СН4; в) 5,4 г алюминия; г) 31 г фосфора.
13. При прокаливании оксида марганца(1У) образуется оксид состава Мп304 и выделяется кислород. Вычислите массу оксида марганца(ГУ), который нужно прокалить, чтобы получить 0,5 моль кислорода.
14. Вычислите: а) объем кислорода (р = 1,43 г/л), который выделится при разложении 49 г хлората калия;
б) в каком объеме воды (при 20 °С) можно растворить полученный кислород, если известно, что в 100 объемах воды растворяется 3,1 объема кислорода.
15. В трех банках, закрытых пробками, содержатся: кислород, воздух, углекислый газ. Как экспериментально определить, какой газ содержится в каждой из банок?
16. Рассчитайте массу углекислого газа, образующегося при горении: а) 32 г метана СН4; б) 38 г сероуглерода CS2;
в) 15 г этана С2Н6; г) 56 г этилена С2Н4.
* 21

Химия. Дидактический материал. 8 — 9 классы.