Сборник задач и упражнений по химии. 8 — 9 классы. Рябов М.А.

В пособии приводится около 2600 вопросов, задач и тестов по химии для учащихся 8-9 классов, охватывающих содержание всего курса основной школы. По каждой теме приводятся вопросы, упражнения и задачи, в том числе и тестовые задания. Наличие тестовых заданий в пособии позволяет с самого начала изучения химии вырабатывать навыки их выполнения и подготовиться к ЕГЭ. В конце книги приведен раздел Решения типовых расчетных задач.  Даны краткие ответы на задачи, требующие количественного расчета и на все тестовые задания. Пособие предназначено для учителей химии и учащихся 8-9 классов.

Сборник задач и упражнений по химии. 8 — 9 классы. Рябов М.А.

 

Описание учебника

8 КЛАСС
ГЛАВА I
Первоначальные химические понятия
1. Предмет химии. Вещества и их свойства
1.1. Дайте определение химии как науке.
1.2. Какие из перечисленных понятий относятся к физическим телам, а какие — к веществам:
а) стакан, б) серебро, в) сера,
г) ножницы, д) сахар, е) монета,
ж) железо?
1.3. Приведите по три примера физических тел, состоящих:
а) из железа,
б) из стекла,
в) из алюминия.
1.4. Приведите примеры трех любых физических тел. Из каких веществ они состоят?
1.5. Приведите примеры трех любых веществ. Перечислите физические свойства этих веществ.
1.9. Прилагательное относится только к телам
1) мягкий 2) растворимый
3) жидкий 4) круглый
1.10. Прилагательное относится только к телам 1) твердый 2) короткий
3) хрупкий 4) прозрачный
2. Чистые вещества и смеси
1.11. Как можно разделить:
а) смесь сахарного песка и порошка мела,
б) смесь растительного масла и воды,
в) смесь древесных и железных опилок,
г) смесь железных и медных опилок?
1.12. Как можно очистить поваренную соль от примесей других солей?
1.13. Как можно очистить воду:
а) от речного песка,
б) от растворенных в ней солей?
1.14. Как очистить поваренную соль от морского песка и воды?
1.15. Приведите по одному примеру использования для разделения или очистки веществ следующих методов:
а) фильтрование, б) отстаивание,
в) выпаривание, г) кристаллизация,
д) дистилляция, е) действие магнитом.
Тестовые задания
1.16. Для разделения железных и древесных опилок можно использовать
1) фильтрование
2) отстаивание смеси в воде
3) дистилляцию
4) выпаривание и кристаллизацию
1.17. Для разделения смеси молока и сливок можно использовать
1) фильтрование
2) дистилляцию
3) центрифугирование
4) выпаривание и кристаллизацию
1.18. Для отделения поваренной соли от песка можно использовать
1) фильтрование
2) отстаивание смеси в воде
3) дистилляцию
4) выпаривание и кристаллизацию
1.19. Для отделения спирта от воды можно использовать
1) фильтрование
2) дистилляцию
3) отстаивание
4) выпаривание и кристаллизацию
1.20. Для выделения поваренной соли из ее раствора в воде можно использовать
1) фильтрование
2) отстаивание смеси в воде
3) дистилляцию
4) выпаривание и кристаллизацию
3. Физические и химические явления. Химические реакции
1.21. Какие явления являются физическими, а какие — химическими?
1.22. Перечислите пять признаков химических реакций. Приведите примеры соответствующих реакций.
1.23. Перечислите условия возникновения и протекания химических реакций. Приведите примеры соответствующих реакций.
1.24. Укажите, какие из перечисленных явлений являются физическими, а какие — химическими:
а) кипение воды,
б) горение природного газа,
в) протекание электрического тока через металлический проводник,
г) ржавление железа,
д) плавление льда.
1.25. Укажите, на каких явлениях физических или химических основаны известные методы разделения и очистки веществ:
а) фильтрование, б) отстаивание,
в) дистилляция, г) выпаривание,
д) кристаллизация.
Тестовые задания
1.26. Химическое явление
1) плавление льда
2) испарение воды
3) растворение сахара в воде
4) горение лучины
1.27. Физическое явление
1) ржавление железа
2) почернение меди при нагревании
3) плавление металла
4) скисание молока
1.28. Химическое явление
1) образование инея 2) гниение мусора 3) ковка металла 4) кипячение воды
1.29. Физическое явление
1) перегонка нефти
2) синтез аммиака
3) разложение перманганата калия
4) горение угля
15
1.30. Химическое явление
1) вытягивание проволоки
2) возгонка иода
3) растворение соли в воде
4) электролиз раствора соли
4. Молекулы и атомы
1.31. Укажите, какое строение — молекулярное или немолекулярное — имеют следующие вещества:
а) вода, б) поваренная соль,
в) водород, г) железо,
д) сульфид железа, е) кислород,
ж) сера.
1.32. Как отличаются температуры плавления и кипения для веществ с молекулярным и немолекулярным строением?
1.33. Дайте определение понятия «молекула».
1.34. Выберите, какие характеристики можно использовать при описании молекул: масса, плотность, цвет, химические свойства, температура плавления.
1.35. Дайте определение понятия «атом».
1.36. Можно ли разрушить атом химическим путем?
1.37. Что произойдет, если колбу наполнить углекислым газом, который более тяжелый, чем воздух, и оставить открытой?
1.38. Что произойдет, если блюдце с водой оставить в комнате на некоторое время? Как это связано с молекулярным строением воды?
1.39. Какой эксперимент может доказать, что молекула воды состоит из атомов водорода и кислорода? Является ли разложение воды химическим явлением?
1.40. Как можно доказать, что газы, образующиеся при разложении воды, являются соответственно водородом и кислородом?
Тестовые задания
1.41. Вещество немолекулярного строения
1) вода 2) белый фосфор
3) красный фосфор 4) кислород
1.42. Вещество молекулярного строения
1) железо 2) белый фосфор
3) красный фосфор 4) сульфид железа
1.43. Вещество немолекулярного строения
1) железо 2) водород
3) вода 4) азот
1.44. Вещество молекулярного строения
1) железо 2) сульфид железа
3) красный фосфор 4) кислород
1.45. Вещество немолекулярного строения
1) эфир 2) кислород
3) белый фосфор 4) сульфид железа
5. Простые и сложные вещества
1.46. Какие вещества называют простыми веществами? Приведите три примера простых веществ.
1.47. Какие вещества называют сложными веществами? Приведите три примера сложных веществ.
1.48. Как можно доказать, что вода является сложным веществом?
1.49. Как можно доказать, что сульфид железа является сложным веществом?
1.50. Могут ли простые вещества разлагаться в химических реакциях с образованием нескольких других веществ?
1.51. Могут ли простые вещества образовываться в химических реакциях из других веществ?
1.52. Могут ли сложные вещества разлагаться в химических реакциях с образованием нескольких других веществ? На какие вещества может разлагаться вода?
17
1.53. Могут ли сложные вещества образовываться в химических реакциях из других веществ? Из каких веществ образуется сульфид железа?
1.54. Чем смеси отличаются от химических соединений? Сравните их состав, химические свойства, способы разделения смесей и разложения химических соединений, признаки процессов при получении смесей и образовании химических соединений.
1.55. Поясните, чем смесь железа и серы отличается от сульфида железа.
Тестовые задания
1.56. Сложное вещество
1) железо 2) кислород
3) графит 4) вода
1.57. Простое вещество
1) вода 2) сахар
3) водород 4) поваренная соль
1.58. Сложное вещество
1) кислород 2) мел
3) графит 4) сера
1.59. Простое вещество
1) сера 2) вода
3) мел 4) хлорид натрия
1.60. Сложное вещество
1) графит 2) кислород
3) сера 4) сульфид железа
6. Химические элементы
1.61. Что такое химический элемент? Приведите примеры химических элементов.
1.62. Из атомов каких элементов состоит:
а) молекула воды,
б) сульфид железа?
1.63. Сохраняют ли железо и сера свои свойства:
а) в смеси этих двух простых веществ,
б) в соединении сульфида железа?
1.64. Почему сульфид железа, состоящий из атомов железа и серы, не имеет свойств железа и серы?
1.65. Кислород — это название химического элемента и название простого вещества. Какое из значений мы имеем в виду, когда говорим:
а) молекула воды состоит из атомов водорода и кислорода,
б) рыбы дышат растворенным в воде кислородом?
Тестовые задания
1.66. Говорится о железе как об элементе
1) железный гвоздь
2) железо ржавеет
3) железо реагирует с кислотами
4) железо входит в состав ржавчины
1.67. Говорится о кислороде как о простом веществе
1) кислород поддерживает горение
2) кислород входит в состав углекислого газа
3) кислород расположен в периодической таблице рядом с азотом
4) атом кислорода
1.68. Говорится о меди как о простом веществе
1) атомы меди входят в состав медного купороса
2) медь хорошо проводит электрический ток
3) атом меди тяжелее, чем атом железа
4) медь расположена в периодической таблице рядом с цинком
1.69. Говорится о водороде как об элементе
1) водород горит
2) водород — самый легкий газ
3) водород входит в состав воды
4) водород мало растворим в воде
1.70. Говорится о сере как о простом веществе
1) атом серы
2) порошок серы желтого цвета
3) сера — один из элементов
4) сера входит в состав сульфида железа
7. Относительная атомная масса химических элементов
1.71. В каких единицах выражают массу атомов химических элементов?
1.72. Дайте определение понятию относительная атомная масса элемента. Что означает индекс «г» в обозначении относительной молярной массы А/?
1.73. В каких единицах выражается относительная атомная масса? Чем относительная масса атома отличается от массы атома, выраженной в а.е.м.?
1.74. Укажите значения массы атома и относительной массы атома для следующих элементов:
а) сера, б) кислород,
в) водород, г) железо,
д) кислород.
1.75. Во сколько раз масса атома железа больше, чем масса атома кислорода?
Тестовые задания
1.76. Сколько атомов кислорода имеют такую же массу, как и четыре атома углерода?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
1.77. Сколько атомов углерода имеют такую же массу, как и три атома серы?
1) 8 2) 9 3) 6 4) 7
1.78. Сколько атомов серы имеют такую же массу, как и шестнадцать атомов углерода?
1) 5 2) 7 3) 6 4) 8
20
1.79. Сколько атомов серы имеют такую же массу, как и четыре атома кислорода?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
1.80. Сколько атомов железа имеют такую же массу, как и четырнадцать атомов серы?
1) 10 2) 6 3) 12 4) 8
8. Знаки химических элементов
1.81. Какими символами обозначаются следующие химические элементы:
а) железо, б) медь, в) сера,
г) кислород, д) водород?
Определите относительные атомные массы этих элементов.
1.82. Какие элементы обозначают химическими символами: а) А1, б) К, в) Р,
г) Si, д) Са?
Определите относительные атомные массы этих элементов.
1.83. Какой смысл имеет коэффициент, стоящий перед символом элемента? Что означают следующие выражения: а) 5Н, б) 3Fe, в) 40,
г) бСа, д) 2S?
1.84. Укажите относительные атомные массы следующих элементов:
а) калий, б) магний, в) кальций,
г) железо, д) марганец.

Сборник задач и упражнений по химии. 8 — 9 классы.