Учимся читать. Читаем тексты. Мисаренко Г.Г., Войченко Н.Г.

Книга «Читаем тексты» завершает серию «Учимся читать». В предыдущих книгах «Здравствуйте, буквы!» и «Читаем слова и предложения» дети знакомились с буквами русского алфавита, овладевали техническими навыками чтения, которые обеспечивают правильное прочитывание слов различной слоговой структуры и понимание их смысла. Теперь дети приступают к чтению небольших текстов.
Каждый текст сопровождается иллюстрацией. Желательно начинать работу с небольшой беседы по ней. Цель беседы — помочь ребёнку понять содержание будущего текста и тем самым облегчить чтение.

Учимся читать. Читаем тексты. Мисаренко Г.Г., Войченко Н.Г.

 

Описание учебника

Отгадай загадку.
Чёрные, кривые, От рождения немые, Встанут в ряд — Враз заговорят.
Допиши буквы.
Назови все буквы.
Вспомни, как называются буквы, собранные вместе по порядку.
С какой буквы начинается русский алфавит? Какой буквой он заканчивается?
Отметь слоги, которые могут быть словами.
Прочитай загадку, отгадай её.
Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам. На одном таком листе Много разных новостей.
Как ты понимаешь поговорки?
Что написано пером, не вырубишь топором. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
Соедини подходящие слова между собой.
Назови предметы, нарисованные на картинках, выдели в каждом слове букву, обозначающую первый звук, и впиши эти буквы в первые две клеточки.
Отметь слова, которые обозначают действия. Каким словом назван лентяй? Составь предложение с двумя словами второго столбика.
Соедини предложения с подходящими картинками.
Любимая собака заболела. Голубика растёт на болоте. У бабы Бабарйхи шуба из соболя.
Прочитай сочетания слов, а затем текст.
лесовики в буреломе заметали бородами пути-дороги собирали голубику да ежевику боровики да рыжики
В буреломе у болота жили лесовики. Они бегали по лесу и заметали бородами пути-дороги. Лесовики собирали голубику да ежевику, боровики да рыжики.
О каком времени года говорится в тексте?
Из чего лесовики варили суп, а из чего — варенье?
Найди среди слов названия птиц.
Прочитай сочетания слов и предложения.
Уговор дороже денег. Бык кивал рогатой головой. Гоша Иванов вйдел в лесу гадюку. Водолаз Воронов вылез из воды.
Какое предложение подходит к картинке?
За поворотом показалась река Волога. На её берегах сидели рыболовы. В этот вечер у них богатый улов. Егор Олегович Гарин — самый хороший рыбак. Он ловит рыбу на этих берегах уже 20 лет. Его сын Игорёк говорит тихо, шёпотом.
Почему рыбаки всегда говорят едва слышно?
Что общего между словами рыболов, улов, рыбак, рыба?
Кого называют самым хорошим рыбаком и почему?
Прочитай сочетания слов, а затем текст.
показалась за поворотом река Волога сидели рыболовы самый хороший рыбак говорйт шёпотом
Элементы книги. Автор и название.
В старину книги переписывали от руки. Это был очень большой труд, поэтому книги были очень дорогие. Их старались сделать как можно красивее и наряднее. Часто обложку украшали серебром, золотом и драгоценными камнями.
Первую букву на странице украшали причудливыми завитушками, фигурками волшебных зверей, она была гораздо крупнее других букв и называлась буквица.
Сейчас книги печатают в типографиях. Посмотри, как называются элементы книги.
Рассмотри изображение обложек нескольких книг. Подумай, что обычно пишут на обложке.
Вспомни названия любимых книг. Знаешь ли ты, кто их написал?
Как называется человек, который пишет книги? Объясни, чем учебник отличается от книг, изображённых на картинке.
Прочитай сочетания слов и предложения.
иВ тёмные зимние вечера дед Семён делает корзины.
Кенгуру носит детёнышей в сумке на животе.
Какое предложение взято из книжки, изображённой на картинке?
Какое сочетание слов напоминает о зиме?
Прочитай сочетания слов, а затем текст.
как-то вечером откуда-то выскочил бодливый козёл перегородйл дорогу наклонил рога козёл оторопел
Как-то вечером Дймка шёл домой. И тут откуда-то выскочил бодливый козёл тётки Матрёны. Козёл перегородйл дорогу и наклонил рога. Дймка был весёлым малым. Он упал на колени, замотал головой и заблеял: «Бе-е! Бе-е!» Козёл оторопел, а Дймка пошёл себе дальше.
Придумай заглавие для текста.
Прочитай слова.
Найди во втором столбике лишнее слово. На какой вопрос оно отвечает?
Прочитай сочетания слов и предложения.
жилет и пиджак держит чертёж журналы на этажерке жареный пирожок пожилой дирижёр живут дружно дежурный по этажу
В пакете лежала жёлтая пижама. На дорожке стояла тележка с саженцами. Ёжик бежал по лужайке.
К какому сочетанию слов подходят по смыслу слова школа, завод, магазин?
В каком предложении действие происходит в лесу?
Прочитай сочетания слов, а затем текст.
Жил-был один художник. Он любил рисовать жуков, ужей и прочую живность. По вечерам его рисунки оживали. Как-то раз жук-жужелица упал в чёрную лужицу и стал чёрным.
Утром художник удивился: «Откуда тут этот ужасный жук с чёрным брюшком?» Он мазнул по спинке жука оранжевой краской, и стала жужелица жуком-пожарником.
Как ты думаешь, почему жук называется жужелицей?
Какое слово в последнем столбике лишнее, почему?
Прочитай сочетания слов и предложения.
развязать завязки зелёная указка закрыла на замок значок на безрукавке засмотрелся на звёзды
В зимнем морозном воздухе звенели сосульки. Из зёрен кукурузы делают кукурузное масло. Глубоко в земле залежи алмазов и золота.
Какое сочетание слов подходит к рисунку?
Библиотека
Слово «библия» обозначает «книга». Слово «тека» значит «собрание».
Попробуй объяснить значение слов «библиотека», «видеотека», «дискотека».
Как называется работник библиотеки?
Покажи на рисунке стеллажи, полки.
Подумай, почему в библиотеке все стараются говорить тихо.
Представь, что ты входишь в библиотеку. Расскажи, как ты будешь себя вести. Подумай, какие слова и выражения тебе там понадобятся.
А как ты обращаешься с книгами?
Чтобы прочитать зашифрованную надпись, надо сначала прочитать буквы на корешках больших книг, а затем — на корешках маленьких.
Какие слова во втором столбике имеют отношение к школе?
Прочитай сочетания слов и предложения.
способный ученик болельщик на трибуне кружевной воротник играют в волейбол вйден издалека игрйвый лисёнок
Не имей сто рублей, а имей сто друзей! В чайнике заварен душйстый чай. Протяжный гудок нарушил ночной покой.
Составь предложение с четвёртым сочетанием слов. Про какое предложение можно сказать, что это послови ца? Какие ещё пословицы и поговорки ты можешь вспом нить?
Прочитай сочетания слов, а затем текст. Винтик и Шпунтик сделали автомобиль работал на газированной воде решйл покататься потянул какой-то рычаг поскакала зайцем доктор Пилюлькин смазал царапины йодом
Винтик и Шпунтик сделали автомобиль, который работал на газированной воде. Незнайка решйл на нём покататься. Он потянул какой-то рычаг, и машина зайцем поскакала по двору, сбила синий домик. Незнайка выпал из машины. Доктор Пилюлькин отнёс его домой и смазал царапины.
Прочитай пословицы.
Кто смел, тот наперёд поспел. Не зная броду, не суйся в воду.
Какая из них подходит к прочитанному тексту?
Какие слова последней группы похожи по смыслу?
Прочитай сочетания слов и предложения.
купить линолеум читальный зал маленький стульчик баллончик с лаком нажал на клавиши правильный результат
Сестрёнка украсила омлет оливками. Катя написала слова без единой ошибки. У зеркала лежала мамина расчёска.
В каком сочетании слов говорится о пианисте? Какое предложение напоминает о школе?
Прочитай сочетания слов и текст.
кулёк с абрикосами раскатились по комнате наступил на абрикос
Костя принёс домой кулёк с абрикосами. Он выложил их на тарелку и вышёл на балкон. Котёнок Клёпа стал катать абрикосы по столу. Они упали на ковёр и раскатились по комнате. Вошёл Костя. Он наступил на абрикос, поскользнулся и упал. Клёпа испугался. Но Костя не стал ругать Клёпу.
Как ты думаешь, виноват ли котёнок?
Книги бывают разные:
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
СПРАВОЧНЫЕ
НАУЧНЫЕ
УЧЕБНЫЕ
Посмотри на картинки и скажи, всё ли на них нарисовано правильно.
Подумай, можно ли сказать, что одни книги важнее других.
Прочитай (послушай) названия книг. Определи, кому какая книга принадлежит.
Догадайся, из каких книг эти строки:
«Дедушка и бабушка живут в деревне на берегу реки возле соснового бора…»
«Нужно взять шишку, мухомор и поганку, бросить в котёл с болотной тиной и варить два дня и две ночи…»
«Чтобы вёдра сами пошли за водой…»
«Волшебный ковёр ткут из солнечных нитей…»

Учимся читать. Читаем тексты.