Что должен знать ребенок 3-4 лет. Тесты. Синякина С., Синякина Е.

В книге вы найдете много интересных и увлекательных заданий, способствующих всестороннему развитию вашего малыша. Тесты сгруппированы в разделы: Математика. Русский язык. Внимание. Память. Логика. Мышление. Моторика. Физкультура. Художественно-эстетическое развитие. Задания во всех разделах расположены в определенной последовательности, не стоит нарушать их порядок. При этом нужно учитывать настроение малыша.

Что должен знать ребенок 3-4 лет. Тесты. Синякина С., Синякина Е.

 

Описание учебника

Посчитай, сколько шариков у зайчика? Назови их цвета.
Ребёнок должен уметь пересчитывать предметы (до 5), соотносить количество предметов с цифрой, знать основные цвета.
Предложите ребёнку пересчитать различные предметы: стулья, карандаши, книги и т. д. Пересчитав, пусть малыш напишет соответствующую цифру. Если ребёнок не справляется, позанимайтесь с ним дополнительно.
Назови «соседей» числа. Запиши цифры в вагончики.
• Раскрась один вагончик красным карандашом, другой— синим, а третий — зелёным.
Ребёнок должен уметь воспроизвести числовой ряд (до 5), знать «соседей» каждого числа.
Выложите на стол несколько предметов (до Л). Пусть ребёнок посчитает предметы и скажет, сколько будет, если положить ещё один? А если один убрать?
• Это мама-сороконожка. Сосчитай кружочки, из которых она состоит, и раскрась первый кружок (голову) жёлтым карандашом, второй — синим, пятый — зелёным, четвёртый — оранжевым, третий — синим.
• Нарисуй малыша-сороконожку. Он должен быть маленьким, но абсолютно похожим на свою маму. Раскрась его так же, как и маму.
Ребёнок должен уметь пользоваться количественными и порядковыми числительными.
Проследите, чтобы ребёнок употреблял порядковые числительные: первый, второй и т. д. Разложите перед ребёнком 5 цветных карандашей. Спросите, какой по счёту красный, жёлтый и т. д.
• Помоги лягушке добраться до своего домика. Соедини числа по порядку при помощи стрелок.
• На какой по счёту кочке сидит улитка? А божья коровка?
Ребёнок должен знать цифры, расставлять их по порядку, уметь их записывать.
Попросите малыша на листочке написать все цифры по порядку. Если ему трудно, напишите сами, а он пусть обведёт фломастером.
Соедини картинки с соответствующими цифрами.
Ребёнок должен уметь соотносить количество предметов с цифрой.
Поиграйте с ребёнком в «магазин». На игрушки повесьте «ценники» (от 1 до 5), а ему вручите пять кружочков, вырезанных из бумаги, — это монеты. Меняйтесь с ребёнком ролями покупателя и продавца.
Нарисуй на божьей коровке пять кружочков.
На мухоморе нарисуй три
На бабочке нарисуй четыре кружочка.
Ребёнок должен уметь рисовать заданное количество предметов. Если ему трудно, потренируйтесь с предметами на столе. Попросите малыша дать вам 3 карандаша, 2 ручки, 1 книжку и т. д.
кружочка.
• Обведи столько предметов, сколько показывает цифра. Назови фрукты и проведи линии к ёжику. Назови овощи и проведи линии к зайчику.
Возьмите 2 карандаша и попросите ребёнка взять столько же. Повто-I рите с разным количеством предметов. Ребёнок должен уметь из большого количества предметов выбирать их заданное количество.
• Сколько конфет у лисички, а у мишутки? У кого больше? Что надо сделать, чтобы конфет у них стало поровну? У кого больше шариков? Сделай, чтобы было поровну. У кого кубиков меньше? Сделай, чтобы было поровну.
Этот тест поможет вам узнать, умеет ли ребёнок сравнивать и уравнивать количество предметов в группах. На этой странице он должен дорисовать для лисички кубик и шарик, а для мишутки — конфету.
• Перед тобой два весёлых пугала.
У кого из них длинный шарф, а у кого короткий? Раскрась длинный шарф зелёным, а короткий — синим.
У какого пугала высокая шляпа, а у какого низкая? Раскрась высокую шляпу жёлтым, а низкую — оранжевым.
На чьей шляпе широкая лента, а на чьей узкая? Раскрась широкую ленту красным, а узкую — голубым.
У кого большие пуговицы, а у кого маленькие?
Ребёнок должен уметь сравнивать предметы. Отличать большой предмет от маленького, длинный от короткого, широкий от узкого, высокий от низкого.
Обратите внимание ребёнка и на другие качества предметов: тяжёлый — лёгкий, твёрдый — мягкий и т. д.
• Назови геометрические фигуры и проведи линии к предметам, которые похожи на эти фигуры.
• Какие ещё геометрические фигуры ты знаешь?
Ребёнок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), находить в окружающей среде предметы, похожие на эти геометрические фигуры.
Найди на картинке геометрические фигуры.
Нарисуйте на листе бумаги геометрические фигуры. Попросите малыша сказать, на какие предметы они похожи, а затем пусть ребёнок дорисует картинки.
Русский язык
(основы грамоты, развитие речи)
Ребёнок 3-4 лет должен:
• понимать речь взрослого;
• повторять за взрослым звуки, слова и предложения;
• различать гласные и согласные звуки;
• знать буквы алфавита;
• уметь определять первый звук в слове;
• уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного звука;
• уметь правильно употреблять в своей речи предлоги;
• уметь отвечать на вопросы взрослого;
• знать наизусть 2-3 небольших стихотворения;
• знать несколько сказок и уметь их пересказывать;
• уметь согласовывать признак с предметом (зелёное яблоко), предмет с действием (девочка нарисовала);
иметь широкий словарный запас (мебель, транспорт, игрушки, еда и т. д.);
уметь составлять рассказ по картинке или серии картинок.
• Какие буквы написал на доске котик? Назови их. Обведи гласные красным карандашом.
• Помоги щенку — напиши на кубиках любые буквы. Обведи согласные чёрным карандашом.
Ребёнок должен знать буквы алфавита, различать гласные и согласные.
Лучше, если ребёнок сначала будет называть согласные буквы [б], [с], [л], а не [бэ], [эс], [эл]. Это поможет ему при овладении чтением. А правильные названия букв можно выучить позднее.
• Белочка собирает все предметы, названия которых начинаются на букву Б. А мышонок собирает все предметы, названия которых начинаются на букву М. Проведи соединительные линии.
но справ выделяя.
• Догадайся, какая картинка в каждом ряду лишняя. Обрати внимание, с какого звука начинаются слова. Лишнюю картинку зачеркни.
Хорошо, если малыш самостоятельно выполнит это задание. Для тренировки попросите ребёнка называть окружающие предметы, выделяя голосом 1-й звук.
• Рассмотри картинки на полях. Обрати внимание, с каких букв начинаются названия предметов, изображённых на картинках. Вырежи картинки сам, а потом приклей их около нужных букв.
Попросите малыша придумать и нарисовать ещё по одному предмету на каждую букву. Ребёнок должен уметь подбирать слова, начинающиеся с заданной буквы.
• Назови все предметы, которые ты видишь на картинках. Обведи только съедобные.
Ребёнок должен правильно произносить все звуки в словах, иметь широкий словарный запас, свободно употреблять в речи названия нескольких предметов мебели, одежды, посуды, транспорта, овощей, фруктов, птиц и животных и т. д.
Поиграйте с малышом в игру «Съедобное-несъедобное». Вы бросаете ему мяч и говорите слово. Если названный предмет можно съесть, то малыш ловит мяч, если нет — отбрасывает. Затем поменяйтесь ролями.
• Из продуктов, которые ты обвёл на предыдущей полосе, медвежонок сварит компот и борщ. Помоги ему разобраться, что в какую кастрюлю класть. Расскажи, как медвежонок будет готовить, используя слова-подсказки.
помыть
ПОЧИСТИТЬ
ПОРЕЗАТЬ
ДОБАВИТЬ САХАР
ПОСОЛИТЬ
ПОМЕШАТЬ •
Этот тест проверяет способность ребёнка согласовывать слова друг с другом и строить предложения из 2-4 слов.
• Расскажи по картинкам о профессиях.
Кто изображён на картинках? Где работают эти люди? Какие предметы они используют в работе? Видел ли ты когда-нибудь людей этих профессий? Зачем нужны эти профессии?
Кем ты хочешь быть? А какие ещё профессии ты знаешь?
Ребёнок должен уметь рассказывать по картинке, отвечать на вопросы взрослого.
Поговорите с ребёнком и о различных профессиях. Расскажите ему о том, чем вы занимаетесь на работе. А он пусть скажет вам, кем хочет стать и почему?
• Герои каких сказок здесь встретились? Вспомни и расскажи их сказки.
Ребёнок должен знать и уметь пересказывать сказки. Попробуйте придумать свою сказку. Вы начинаете предложение, а ребёнок заканчивает. «Жил был… Однажды он пошёл в… Там он увидел…»
• Вспомни свои любимые мультфильмы. Расскажи о них. Давай «снимать» новые мультики. Посмотри на картинки и придумай историю про мышонка и кота.
Ребёнок должен уметь рассказывать историю по нескольким картинкам.
Посмотрите, как ребёнок справляется с заданием. Обратите внимание на порядок слов в предложениях, длительность размышлений. Это и будут основные критерии при постановке оценки.
• Выучи наизусть и расскажи стихи известных детских поэтов: А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского. Вспомни своё любимое стихотворение и нарисуй к нему картинку.
Ребёнок должен знать наизусть несколько стихотворений. Если малыш знает стихи, но не знает авторов, расскажите ему о них. Покажите портреты, назовите имена, почитайте произведения.
• Расскажи, отвечая на вопросы. Мой друг
Как зовут твоего друга?
Сколько ему лет?
Где он живёт?
Чем он любит заниматься?
Как и где вы с ним играете?
Мой любимец
Какое животное живёт у тебя или у твоих друзей?
Как он (она) выглядит?
Что любит делать?
Что кушает?
Как ты с ним играешь?
Как ты о нём заботишься?
Моя семья
Назови членов твоей семьи?
Как их зовут?
Что любит делать папа?
Какая у тебя мама?
Чем занимаются дедушка и бабушка?
Как ты играешь с сестрой (братом)?
Ребёнок должен уметь рассказывать, отвечая на вопросы взрослого. Поиграйте с ребёнком в игру «Угадай, кто это?». Малыш молча загадывает животное. Взрослый задает вопросы (Он большой? Он живёт в лесу? Он пушистый? Он ползает?), а ребёнок отвечает «да» или «нет». После того как взрослый отгадает, какое животное было задумано, можно поменяться ролями.
Так малыш научится не только отвечать, но и задавать вопросы.
Внимание
Ребёнок 3-4 лет должен:
• выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10 минут;
• уметь находить 5-6 отличий между похожими картинками;
• уметь находить одинаковые предметы из ряда подобных;
• уметь находить фрагменты картинок.
Память
Ребёнок 3-4 лет должен:
• запоминать 5-8 картинок в течение 1-2 минут;
• запоминать и повторять ряд звуков, слов, движений;
• сравнивать 2 картинки по памяти;
• узнавать на ощупь различные предметы;
• узнавать предметы по вкусу и запаху;
• помнить, что делал вчера, сегодня утром, что кушал, какой мультфильм смотрел и т. д.;
• повторять за взрослым строку из стихотворения или фразу;
• знать наизусть несколько небольших стихотворений.
Логика
-^Ребёнок 3-4 лет должен:
• уметь подбирать логические пары предметов (рыба — удочка, ваза — цветы, подушка — одеяло) и объяснять свой выбор;
• уметь подбирать недостающую картинку, построив логическую цепочку;
• уметь находить лишний предмет;
• уметь складывать картинку из 6-9 частей;
уметь определять последовательность событий.
Внимание
Рассмотри картинки и найди не менее 5 отличий.
Если ребёнок выполнил задание до конца самостоятельно и не отвлекался, смело ставьте отличную оценку.
• Рассмотри машинку в рамочке. Найди такую же.
Обратите внимание ребёнка на детали машинки. Малыш должен уметь находить одинаковые предметы из ряда подобных.
Рассмотри картинку.
Найди на картинке эти фрагменты. Какой фрагмент лишний?
Сначала рассмотрите вместе с ребёнком картинку и все предметы на ней. А затем переходите к фрагментам. w Возьмите любую книжку с иллюстрациями и попросите малыша на
I картинке отыскать мелкие детали (бабочку, капельки, птичку и т. д.). Ребёнок должен уметь находить фрагменты на картинке.
• Обведи всех животных жёлтым карандашом, мебель — красным, всю обувь — зелёным.
Повторите ребёнку задание дважды, чтобы он смог его запомнить. Посмотрите, как он выполняет задание. Сначала обвёл всех животных, потом мебель и обувь — отлично, малыш умеет мыслить логически. Если ребёнок двигался от предмета к предмету хаотично, но тем не менее задание выполнил верно, тоже ставьте отличную оценку.
Ребёнок должен уметь распределять свое внимание, выполняя две задачи одновременно.
• Обведи или раскрась все шарики красным, а листики зелёным.
Проследите, чтобы ребёнок двигался не хаотично, а по строчкам. Малыш должен выполнить задание, не пропустив ни одного предмета.
• Найди подходящие заплатки для каждой принцессы. Проведи соединительные линии.
Обратите внимание ребёнка на расцветку каждой юбки, а затем рассмотрите заплатки. После того как ребёнок выберет нужные заплатки, попросите его объяснить, почему не подходят другие варианты.
• Нарисуй в пустых клетках подходящие предметы.
Ребёнок должен уметь подбирать недостающий предмет, выстроив • •#• 1 логическую цепочку и найдя закономерность в чередовании предметов.
Обратите внимание ребёнка на то, что в каждом ряду и в каждом столбике должны быть разные предметы.
• Найди лишний предмет в каждом ряду, зачеркни его. Как одним словом назвать предметы, оставшиеся в каждом ряду?
Ребёнок должен объяснить свой выбор. Попросите малыша назвать ещё 2-3 предмета, которые могли бы составить группу с лишним предметом.
• Вырежи фрагменты картинки, расположенные на полях, собери картинку по образцу.
Если ребёнку сложно выполнить это задание, потренируйтесь на открытках: первую разрежьте на две части, вторую — на три и w т. д. до 9 частей. ^ J Ребёнок должен уметь собирать картинку из 6-9 частей.
• Определи последовательность событий. Впиши в квадратики соответствующие цифры.
Ребёнок должен уметь определять последовательность событий. Очень хорошо, если ребёнок вслух прокомментирует свой выбор.
Память
• Рассмотри картинку. Постарайся запомнить, какие вещи где лежат. Проговори вслух, что где лежит. Назови и постарайся запомнить цвета игрушек.
Это упражнение направлено на развитие зрительной памяти ребёнка. В течение 1-2 минут малыш должен запоминать картинку и расположенные на ней 5-8 объектов. Кроме того, это упражнение направлено на развитие речи. Ребёнок должен знать значение предлогов, правильно употреблять их в речи.
Вспомни, какого цвета были игрушки. Раскрась их.
Если ребёнок затрудняется при выполнении этого задания, позвольте ему ещё раз взглянуть на предыдущую страницу.
• Нарисуй игрушки на картинке, проговаривая, что где лежит.
Ребёнок должен запоминать не только местоположение предметов, но и их цвет, форму, назначение.
• Найди предмет на ощупь.
Положите в мешочек знакомые ребёнку предметы: кубики, мячик, машинку и т. д. Попросите малыша достать конкретный предмет. Подглядывать нельзя. На ощупь малыш должен найти нужный предмет. Это развивает тактильную память.
Подобные игры очень нравятся детям.
• Определи предмет по вкусу и запаху.
Поиграйте с ребёнком в такую игру: завяжите малышу глаза и дайте попробовать кусочки фруктов: яблока, груши, лимона, мандарина и др.
Малыш пробует и определяет на вкус, что это?
А потом попробуйте определить запахи. Для этого используйте предметы с характерными ароматами: духи, мыло, кожуру мандарина, конфеты и т. д. Если ребёнку трудно определять предмет по запаху, поиграйте сначала в эту игру с открытыми глазами.
• Попроси взрослых прочитать эти фразы. Повтори их по памяти.
Мышка. Какой огромный и красивый торт!
Кошка. Наверное, этот торт очень вкусный!
Попугай. Дайте мне побыстр-р-рей самый большой кусок!
Слонёнок. Я разделю торт на равные части. Всем хватит.
Проговорите реплику одного животного, а ребёнок пусть повторит. Потом проговорите фразы всех животных и спросите у малыша: «Что  сказал ёжик?», «Что говорил волк?» и т. д. Ребёнок должен дословно вспомнить фразы, не меняя порядка слов. Это упражнение развивает слуховую память.
Моторика
Ребёнок 3-4 лет должен уметь:
• повторять за взрослым упражнения пальчиковой гимнастики;
• рисовать пальчиком в воздухе;
• резать ножницами (вырезать простейшие фигуры, отрезать полоски по линии);
• лепить из пластилина или глины шарики, колбаски и различные предметы из этих деталей;
• застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, липучки, кнопки;
• продевать шнурок в отверстия, завязывать узлы;
• перебирать мелкие предметы (например, горох отделять от фасоли);
• хлопать в ладоши тихо и громко;
• правильно держать ручку, карандаш и кисточку;
• обводить пунктирные линии;
• рисовать карандашами и кисточкой.

Что должен знать ребенок 3-4 лет. Тесты.