Что должен знать ребенок 3-4 лет. Тесты. Сост. Попова И.

Перед вами книга с тестами для занятий с детьми трёх-четырёх лет. Она поможет вам понять, что ваш малыш знает и умеет хорошо или очень хорошо, а на что, пожалуй, следует обратить больше внимания.
Тесты помогут вам оценить знания вашего ребенка. В книге вы найдете много интересных заданий, упражнений и игр, способствующих всестороннему развитию вашего малыша.

Что должен знать ребенок 3-4 лет. Тесты. Сост. Попова И.

 

Описание учебника

Сколько улиток на картинке? Назови цвет «домика» каждой из улиток.
Обратите внимание на то, как ребёнок выполняет задание. Загибает ли он при этом пальчики на руке или использует счётные палочки. Если ребёнок пересчитал улиток без помощи пальчиков, значит он хорошо умеет считать. Спросите у малыша, какие ещё цвета (кроме тех, в которые раскрашены улитки) он знает. Если ребёнок смог назвать ещё какие-либо цвета (розовый, фиолетовый, белый, серый, чёрный и т. д.), похвалите его.
Соедини линиями божьих коровок и числа, соответствующие количеству пятнышек на их спинках.
Если вы хотите усложнить задание, предложите ребёнку на каждой божьей коровке нарисовать дополнительные пятнышки так, чтобы на всех коровках было по пять пятнышек. При этом каждый раз спрашивайте малыша, сколько пятнышек он должен ещё нарисовать.
Назови геометрические фигуры. Соедини их с предметами соответствующих форм.
После того как ребёнок выполнит задание на странице 4, вы можете предложить ему раскрасить геометрические фигуры на этой странице в цвета пуговиц соответствующих форм.
Обведи столько пуговиц, сколько показывает цифра. Каким геометрическим фигурам соответствуют формы пуговиц?
Попросите ребёнка, также пересчитать пуговицы, которые остались не обведёнными. Подобные упражнения формируют у ребёнка представление о составе числа, способствуют более простому выходу к сложению и вычитанию.
Покажи на картинке большого и маленького паучков. Кто из них расположен выше, а кто — ниже? Раскрась геометрические фигуры на спинке большого паучка. Чего больше: треугольников или квадратов?
Вы можете дать ребёнку дополнительное задание на развитие мелкой моторики — предложите ему обвести нити паутины.
Обведи цифры.
Помоги Насте собрать бусинки на ниточку по порядку.
Если у ребёнка пока не получается писать цифры, заведите с ним специальный блокнот или тетрадку, в которой он будет тренироваться писать цифры. Размер клеток такой тетради должен быть не менее 7×7 мм.
После того как ребёнок выполнит второе задание на этой странице, спросите у него, какая по цвету третья бусинка, вторая, четвёртая и т. д.
Рассмотри картинку. Покажи дерево с толстым и тонким стволом. Нарисуй для ёжика широкую дорожку, ведущую к дереву с толстым стволом, и узкую дорожку — к дереву с тонким стволом. Сосчитай листья на каждом из деревьев, впиши в квадратики соответствующие цифры. На каком дереве больше листьев?
Если ребёнок затрудняется самостоятельно написать цифры, нарисуйте их для него простым карандашом, а малыш пусть обведёт их.
Рассмотри картинку. Покажи высокую и низкую ёлочки. На какой из них больше шариков? Дорисуй шарики так, чтобы на обеих ёлочках было одинаковое количество шаров.
Если вы хотите усложнить задание, спросите у ребёнка, каким еще способом можно уравнять количество шариков на ёлочках (снять с низкой ёлочки три шарика).
Рассмотри картинку. Какие фигуры хочет вышить на скатерти белочка?
Попросите ребёнка раскрасить фигуру, расположенную на скатерти в центре, красным карандашом, в верхнем левом углу — зелёным, в нижнем правом углу — синим, в верхнем правом углу — жёлтым, а в нижнем левом углу — оранжевым.
Нарисуй для этой белочки длинную ниточку. А какая ниточка у белочки на картинке слева? Сколько иголочек у каждой белочки? Дорисуй иголочки так, чтобы у белочек их стало поровну.
Попросите ребёнка раскрасить фигуры на правой картинке точно так же, как на левой. Спросите малыша, чем отличаются белочки справа и слева.
Найди на картинке геометрические фигуры.
Не спешите помогать ребёнку. Он должен найти на картинке: круг — спасательный круг, овал — картинка с корабликом, квадрат — картинка с котом-боцманом, треугольники — паруса кораблика, прямоугольник — карман на кофточке котёнка.
Развитие речи
Ребёнок трёх-четырёх лет должен:
понимать речь взрослого;
учиться владеть речевым дыханием;
учиться управлять темпом речи и силой голоса;
уметь внятно произносить гласные (а, о , у , э, ы, и);
тренироваться в правильном произнесении трудных звуков русского языка (б-п, д-т, г-к, в-ф, з-с-ц, ж-ш);
уметь определять первый звук в слове и подбирать слова, начинающиеся на определенный звук;
Ж уметь правильно употреблять в речи существительные с предлогами (в, на, за, под, над, около, между);
уметь различать части предметов и называть их (у дома: двери, окна, крыльцо, крыша и т. д.; у платья: рукава, воротник, карманы и т. д.);
учиться использовать в речи вежливую форму обращения к взрослым (здравствуйТЕ, посмотриТЕ, проходиТЕ и т. д.);
уметь использовать в речи слова вежливости (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, спокойной ночи);
знать наизусть несколько небольших стихотворений;
знать героев нескольких сказок, учиться пересказывать сказки;
употреблять в речи распространённые предложения — «Вчера я с папой ездил в гости к бабушке», предложения, осложнённые однородными членами — «Бабушка подарила мне машинку, книжку и краски»;
уметь составлять небольшой рассказ по картинке (3-4 предложения);
словарный запас ребёнка должен превышать 1500 слов.
Повтори чистоговорки.
Даня, Дуня, Дина Идут в гости к Диме.
Очень любит киска Вкусные сосиски, Сыр, сметану, масло И на суп согласна…
Обратите внимание на звуки, которые вызывают у ребёнка затруднения. Подберите чистоговорки на эти звуки и почаще проговаривайте их с ребёнком. Если не будет положительной динамики, обратитесь за помощью к логопеду.
Везёт Сенька Саньку на санках.
Бык тупогуб! Тупогубенький бычок!
Филина Феди Боятся медведи.
Связала царица Царю рукавицы.
Попугая просил попугай: — Ты меня, попугай, не пугай!
Варюшка для Ванюшки Испекла ватрушки.
Поздравлял козёл козу, Подарил ей стрекозу. Говорит козлу коза: — А зачем мне стрекоза?
Что нарисовано на картинке? Назови. Определи первый звук в каждом слове.
Предложите ребёнку также проговорить слова: вилка, волк, велосипед. Спросите, какой первый звук в этих словах («В»). Обратите внимание на то, что ребёнок должен называть звук, а не название буквы. Это в дальнейшем поможет ему при обучении чтению. Проделайте такую же работу для слов, начинающихся со звуков «Ф», «Г», «К» и т. д.
Рассмотри картинку. Опиши дерево, домик и машину. Из каких деталей они состоят?
Обращайте внимание ребёнка на детали предметов (дом: окно, крыша, труба, дверь и т. д.; машина: кабина, фары, колёса, кузов: дерево: ствол, ветви, листья). Попросите ребёнка описать его одежду, уделите внимание деталям (карманы, воротник, пуговицы и т. д.)
Придумай небольшие диалоги по каждой картинке, используя слова: здравствуй, до свидания, спасибо, пожалуйста, извини.
Рассмотри картинки. Герои какой сказки здесь изображены? Расскажи сказку по картинкам.
Если ребёнок затрудняется выполнить это задание, прочтите ему сказку «Колобок» ещё раз. Если он и после этого не сможет самостоятельно пересказать сказку, покажите ему, как это сделаете вы. Помогайте ребёнку наводящими вопросами. Учите ребёнка пересказывать сказки по иллюстрациям в художественных книжках, которые есть у вас дома.
Из каких сказок эти персонажи? Вспомни эти сказки.
Чем больше вы читаете ребёнку сказки, чем чаще вы обсуждаете с малышом прочитанное, тем быстрее он научится пересказывать художественный текст.
Вы можете поиграть с малышом в игры: «Продолжи предложение» и «Придумай начало предложения». Эти игры развивают не только речь, но и чувство юмора. Чьё предложение будет самым смешным, ваше или вашего малыша?
Миша спрятался под столом, чтобы…
Когда пошёл дождик,
Расскажи, что ты видишь на картинках.
Обратите внимание на то, как ребёнок описал картинки. Если он составил предложения типа: «Мальчик вырезает», «Девочка рисует», — задайте ему наводящие вопросы, чтобы его рассказ о том, что он видит на картинке, был более содержательным. Учите ребёнка строить распространённые предложения и использовать однородные члены предложения, например: «Мальчик сидит за столом и вырезает», «Девочка нарисовала солнышко, море и кораблик».
Рассмотри картинки, и расскажи, что делает мама.
Попросите ребёнка рассказать о том, что делает его чтобы ребёнок правильно использовал в речи глаголы.
Составь рассказ по картинке.
Если ребёнок затрудняется при выполнении этого задания, помогите ему. Задавайте вопросы, которые помогут ему составить рассказ по картинке. Например: Кто изображен на картинке? Почему мама рас строена? Что сделал мальчик? Как мальчик попросил прощения? Что ответила мама?
Окружающий мир
Ребёнок трёх-четырёх лет должен:
уметь отличать диких и домашних животных, знать животных, которые живут в лесу, иметь представление о том, какую пользу приносят человеку домашние животные;
иметь представление о птицах (летают), рыбах (живут в воде) и насекомых (некоторые из них опасны — могут укусить), уметь называть несколько видов рыб, птиц и насекомых;
знать названия времён года, их последовательность, уметь называть 2-3 признака каждого времени года;
иметь представление о том, как растут фрукты, овощи, грибы и ягоды (что растёт в саду на деревьях, что растёт на кустах, что — на грядках в огороде, а что — в поле или в лесу);
знать названия дней недели, уметь определять время суток (утро, день, вечер, ночь);
знать свои имя и фамилию, имена и фамилии членов семьи, знать название города (села), в котором он живёт;
иметь представление о некоторых профессиях (воспитатель, повар, продавец, шофёр, врач);
знать названия частей тела человека и некоторых животных, уметь их показывать;
понимать, что люди делятся на мальчиков и девочек (на мужчин и женщин), осознавать свою половую принадлежность;
иметь представление о правилах поведения и о режиме дня;
понимать необходимость бережного отношения к природе (нельзя ломать ветки деревьев, вырывать с корнем растения, вытаптывать клумбы, бить животных, мусорить на природе);
понимать необходимость поддержания порядка в помещении, принимать посильное участие в наведении порядка;
знать правила безопасности (нельзя трогать горячее, нельзя далеко отходить от взрослых во время прогулки, нельзя выбегать на дорогу, нельзя брать в рот несъедобные предметы (грязные предметы), нельзя без назначения врача и разрешения мамы кушать таблетки и т. д.);
постоянно расширять свои знания об окружающем мире.
Обведи овощи зелёным карандашом, грибы — жёлтым, а фрукты и ягоды — красным.
Попросите ребёнка назвать все грибы, ягоды, овощи и фрукты, изображённые на странице. Расскажите малышу, что фрукты и овощи очень полезны для человека, так как в них много витаминов. Спросите малыша, какие фрукты и овощи он любит больше всего.
Назови животных, которых ты видишь на картинке. Что они делают? Какую пользу приносят эти животные человеку?
Во время беседы о\том, какую пользу приносят домашние животные, не акцентируйте внимания малыша на том, каким образом к нам на стол попадают мясо, сосиски и колбаса.
Рассмотри картинки, расскажи, что делают дети на картинках, в какое время суток это происходит?
Обратите внимание ребёнка, что кушаем мы несколько раз в день, поэтому мальчик, изображенный на картинке, может кушать утром, днём или вечером. Попросите ребёнка рассказать о том, что он делал вчера или сегодня утром, днём и вечером.
Назови и покажи части тела
У животных малыш должен уметь показывать голову, туловище, лапки, ушки, хвостик; у птиц — голову, туловище, крылья, хвостик, клюв; у рыб — туловище, плавники, хвостик.
Попросите ребёнка назвать 3-4 вида рыб (щука, карась, сом), 3-4 вида птиц (синица, ворона, голубь), 3-4 вида насекомых (жук, бабочка, стрекоза).
Назови профессии людей, изображённых на картинках. Что они делают?
В доступной форме расскажите ребёнку о своей профессии и о профес сиях других членов семьи. Ребёнок должен иметь представление, что для того, чтобы появились на свет многие окружающие его предметы, люди трудятся. Он должен понимать, что продукты питания, одежда, обувь, книги — это результат труда людей.
Из каких материалов сделаны предметы, изображённые на картинках?
Ребёнок должен иметь представление о таких материалах, как ткань, бумага, глина, деревоХи уметь определять, из чего сделан тот или иной предмет.
Назови животных, изображённых на картинках.
Рассказывайте ребёнку о животных, читайте ему сказки и рассказы о животных. Если в вашем городе есть зоопарк, обязательно посетите его. Если ребёнок не смог назвать кого-то из животных, изображённых на картинке, расскажите ему об этом животном поподробнее. Объясните ребёнку, что с животными нельзя обращаться ни как с людьми, ни как с игрушками. Многие животные опасны для человека.
Назови птиц, изображённых на картинках.
Сколько птиц сумел назвать ваш малыш? Если он знает всех птиц, изображённых на этой странице, — это замечательно. Если он знает 3-4 птицы — это хорошо. Если он затруднился с ответом и назвал одну-две птицы, то вам стоит чаще рассказывать малышу о наших пернатых друзьях. Обращайте внимание ребёнка на птиц во время прогулки. Расскажите ребёнку о том, что в холодное время года синички и снегири прилетают поближе к жилью человека. Люди подкармливают птиц, помогая им пережить зимние холода.
Какое время года изображено на каждой из картинок? Расскажи, что делают дети на картинках. Чем занимаются птицы и звери?
Учите ребёнка называть несколько признаков каждого времени года. Сами как можно больше рассказывайте ребёнку о сезонных изменениях, происходящих в природе, что делают люди, что происходит с растениями, как ведут себя животные в разное время года. Общаясь с вами, малыш расширяет свой кругозор.

Что должен знать ребенок 3-4 лет. Тесты.