Что должен знать ребенок 4-5 лет. Тесты. Синякина С., Синякина Е.

Тесты помогут вам оценить уровень развития вашего ребенка в различных областях знаний. В книге вы найдете много интересных и увлекательных заданий, способствующих всестороннему развитию вашего малыша. Тесты сгруппированы в разделы: Математика. Русский язык. Моторика. Окружающий мир. Память. Логика. Внимание. Физкультура. Художественно-эстетическое развитие. Задания во всех разделах расположены в определенной последовательности, не стоит нарушать их порядок. При этом нужно учитывать настроение малыша.

Что должен знать ребенок 4-5 лет. Тесты. Синякина С., Синякина Е.

 

Описание учебника

У собачки сегодня день рождения. Она получила много подарков.
• Сосчитай, сколько предметов лежит в каждой коробке. Проведи соединительные линии от коробок с подарками к соответствующим цифрам.
Это тест позволит выяснить, умеет ли ваш ребёнок пересчитывать предметы и соотносить их количество с цифрами. Если малыш затрудняется при выполнении этого задания, то стоит позаниматься с ним дополнительно.
• Сколько всего коробок с подарками получила собачка? Сосчитай, сколько бантиков на имениннице.
Сделайте вместе с ребёнком картонные карточки с цифрами. Попросите малыша пересчитать какие-нибудь предметы, а затем показать карточку с нужной цифрой.
К тигру на праздник идут гости. • Сосчитай их по порядку, начиная с первого. Кто третий? Кто восьмой? У какого по счёту гостя букет? Какой по счёту гость несёт коробку с подарком? Четвёртому гостю нарисуй воздушный шарик, а десятый гость пусть несёт флажок.
Этот тест поможет оценить, насколько развит у ребёнка навык порядкового счета. Обратите внимание на то, чтобы малыш использовал числительные: «первый», «второй», «третий» и т. д.
• Назови цифры, которые держат зверята. Раскрась такое же количество маленьких картинок.
При выполнении этого задания вы сможете выяснить, умеет ли ваш малыш из большого количества предметов выбирать заданное количество. Если ребенку трудно справиться с этим заданием, потренируйтесь с использованием счётного материала. Предложите малышу взять из коробки с карандашами и дать вам два карандаша, из вазочки с печеньем — три печенья и т. д. Затем вернитесь к выполнению этого задания.
Зверята решили поиграть.
• Сколько кубиков у мишки? А у белочки? У кого больше? Сделай так, чтобы у каждой пары зверюшек стало игрушек поровну — дорисуй недостающие предметы или зачеркни лишние.
Этот тест поможет вам выяснить, умеет ли ребёнок сравнивать количество предметов, уравнивать по количеству группы предметов.
• Подбери каждому из зверят подходящие по размеру колпачки и флажки. Проведи соединительные линии.
Это задание на сравнение предметов по размеру. Если ребёнок затрудняется при выполнении этого задания, поиграйте с ним, используя колечки пирамидки, разные по размеру книги и т. д.
• Какая гусеничка самая длинная? А какая самая короткая? Сравни между собой всех гусениц.
Соедини самую длинную гусеничку с самым большим числом, самую короткую — с самым маленьким числом. Соедини всех оставшихся гусениц с соответствующими им числами.
• Сосчитай квадратики на дорожках. Чей путь самый длинный? Чей путь самый короткий? Раскрась цветы.
Проследите, чтобы ребёнок использовал при выполнении задания слова: «длиннее», «короче», «самый длинный», «самый короткий».
• Помоги червячкам попасть домой. Где самый тонкий червячок? Его домик с самым узким ходом. А самому толстому червячку нужный самый широкий ход. Отведи всех червячков домой. Проведи соединительные линии.
Вырежьте из бумаги полоски разной ширины. Предложите ребёнку сравнить их. Попросите его прокомментировать свой ответ.
• Соедини самое высокое дерево с самым большим числом, а самое низкое — с самым маленьким. Соедини остальные деревья с соответствующими им цифрами.
• Покажи, в каком дупле живёт белка, в каком — дятел, а в каком — сова.
Предложите ребёнку сравнить по высоте стаканы. Попросите его расположить стаканы сначала в порядке возрастания высоты, а затем — в порядке убывания.
Лисичка очень любит порядок. Все свои вещи она сложила в шкаф.
• Что лежит у неё на верхней полке слева? На нижней полке справа? Что лежит на средней полке? На какой полке лежат карандаши?
• Помоги белочке навести порядок (проведи соединительные линии). На правую верхнюю полку положи мячик, на левую нижнюю — кораблик, на среднюю полку — кегли. На какую полку ты поставишь кактус? Какая полка пустует? Нарисуй там что-нибудь.
При выполнении этого задания вы выясните, ориентируется ли ребёнок в пространстве, знает ли он понятия «верхний», «нижний», «правый», «левый» и т. д. Очень полезно поиграть с малышом в такую игру: спрячьте в комнате любую игрушку, а ребёнок, выполняя ваши команды (с использованием слов: «справа», «слева», «сверху», «снизу» и т. д.), пусть отыщет эту игрушку. Затем поменяйтесь с малышом ролями.
• Назови геометрические фигуры, расположенные слева. Соедини линиями предметы, изображённые справа, с геометрическими фигурами, на которые они похожи.
Для закрепления знания геометрических фигур как можно чаще предлагайте малышу отыскивать предметы, похожие на геометрические фигуры, в комнате, во дворе, на картинках в книгах.
Русский язык
(основы грамоты, развитие речи)
Ребёнок 4-5 лет должен:
• правильно произносить все звуки русского языка, внятно говорить;
• повторять за взрослым звуки, слова, предложения;
• различать гласные и согласные звуки;
• знать алфавит;
• понимать разницу между звуком и буквой;
• выделять первый звук в слове и уметь написать первую букву, а также уметь подбирать слова, начинающиеся на заданную букву (звук);
• уметь разбивать слова на буквы и слоги;
• слышать звуки в начале, середине и в конце слова;
• понимать речь взрослого, активно участвовать в диалоге, спрашивать и отвечать на вопросы, строить сложные предложения;
• понимать значение предлогов;
• понимать разницу между словами, обозначающими предметы, признаки предметов и действия;
• уметь согласовывать существительное и прилагательное (предмет и признак) в роде, числе и падеже, употреблять глаголы в нужном времени и лице;
• различать значение многозначных слов;
• уметь подбирать обобщающие слова;
• уметь описывать предметы;
• уметь подбирать к заданным словам слова с противоположным значением;
• знать наизусть несколько стихотворений;
• уметь пересказывать сказки;
• уметь составлять рассказы по картинкам.
Назови буквы и звуки, которые эти буквы обозначают.
Хорошо, если ваш ребёнок уже знает все буквы алфавита. Если нет — начинайте их изучать, но помните: согласные буквы сначала лучше называть, как звуки [б], [п], [с]. И лишь потом, когда ребёнок научится складывать слоги, можно научить его правильно произносить названия букв: «бэ-ПЭ-, «эо.
Послушайте, четко ли и правильно ребёнок произносит звуки. Если какие-либо звуки ребёнок не выговаривает, обратитесь к логопеду.
• Назови все предметы, изображённые на картинках, голосом выделяй первый звук каждого слова. Найди лишнюю картинку в каждом ряду.
Это задание поможет вам проверить фонематический слух ребёнка. Если вы хотите усложнить задание, попросите ребёнка не только назвать первый звук слова, но и показать соответствующую ему букву.
• Соедини картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на одинаковые звуки.
• Соедини картинки с изображением предметов, названия которых заканчиваются на одинаковые звуки.
• Обведи картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [ш].
Очень важно, чтобы ребёнок умел слышать себя. Не называйте вслух предметы на картинках, пусть малыш это сделает сам.
• Назови предметы на каждой картинке. Нарисуй под каждой картинкой столько точек, сколько слогов в названии изображённого предмета.
Если ваш ребёнок затрудняется при выполнении данного задания, попробуйте вместе с ним пропеть слова по слогам, хлопая при этом в ладоши. Например: те-ле-ви-зор.
• Соедини линиями картинки с изображением предметов, названия которых созвучны.
Если ребёнок легко справился с этим заданием, попробуйте с ним поиграть в поэтов. Сначала просто загадывайте друг другу слова, к которым нужно подобрать рифмы. А потом можете попробовать сочинить простые стихи. Если же ребёнок затрудняется при выполнении задания на этой странице, то почитайте ему стихи. Обратите его внимание на рифмующиеся слова.
• Перечисли все предметы, которые ты видишь на этой странице. Назови предметы, изображённые на каждой картинке, одним словом.
Проверьте словарный запас своего малыша. Говорите ему слова, обозначающие окружающие вас предметы, и спрашивайте у малыша, что они означают.
Если словарный запас вашего ребёнка невелик, вам предстоит дополнительно с ним позаниматься. Как можно чаще спрашивайте малыша о том, как он понимает значение того или иного слова. Объясняйте ребёнку значения неизвестных ему слов.
Ребёнок должен уметь подбирать обобщающие слова. Например: волк, лиса, заяц — дикие животные. Предложите малышу назвать профессии, транспорт, инструменты, мебель, электрические приборы.
• Из каких частей состоит дом?
Из каких деталей состоит машина?
У кошки есть лапки, хвостик. А что ещё?
У человека есть руки, ноги. А что ещё?
У дерева есть ветки, листья. А что ещё?
При выполнении задания на этой странице попросите ребёнка не юлько перечислить все части того или иного предмета, но и объяснить для чего они нужны.
• Опиши предметы, изображённые на картинках. Какие они?
Конфета Сладкая Шоколадная Фруктовая Лежит в вазе
Яблоко
Красное Круглое Спелое
Растёт на дереве
Девочка
Весёлая Добрая Нарядная Помогает маме
Крокодил
Заяц
Ёж
Зелёный Длинный Зубастый Плавает в реке
Пушистый Белый Длинноухий Быстро бегает
Маленький Колючий Сворачивается в клубок
Ребёнок должен уметь подбирать определения и описывать предметы. Если малыш затрудняется при выполнении задания на этой странице, предложите ему поиграть: вы описываете какое-либо животное или предмет, а он угадывает, кто или что это. Потом можно поменяться ролями. Обязательно следите за тем, чтобы ребёнок употреблял слова в нужном роде, числе и падеже. Поправляйте его, если он делает ошибки.
Людей каких профессий ты видишь на картинках? Что они делают?
Если ребёнок затрудняется при выполнении этого задания, задавайте ему наводящие вопросы. Например: «Кто это?-, «Что он держит в руках?», «Что он делает?», «Для чего?».
Ребёнок должен уметь подбирать слова с противоположным значением. На первом этапе взрослый может произносить первую часть фразы, а ребёнок должен её заканчивать. Когда малыш научится правильно подбирать слова с противоположным значением к заданным примерам, предложите ему самому придумать пары слов с противоположным значением.
• Рассмотри картинку и ответь на вопросы:
Где стоит мальчик? Около чего?
Что у девочки в руках?
С какой игрушкой хочет поиграть мальчик?
Где лежит мячик? На чём?
Где висит картина? Над чем?
Где сидит девочка? За чем?
При выполнении этого задания вы сможете выяснить, умеет ли ваш оебёнок согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, умеет ли употреблять предлоги.
• Рассмотри картинки. Назови изображённых на ней животных по образцу.
ОДИН ЖЕРЕБЁНОК
МНОГО ЖЕРЕБЯТ
Ребёнок должен уметь правильно образовывать форму множественного числа существительных.
• Сосчитай предметы и скажи, сколько их.
• Расскажи историю про котёнка и мышонка по картинкам. Придумай название этой истории.
В 4-5 лет ребёнок должен уметь составлять рассказ по картинкам. При составлении предложений обратите внимание на порядок слов в них.
Если выполнение заданий раздела «Развитие речи» дается ребёнку с трудом, позанимайтесь с малышом дополнительно. Покажите ребёнку, как нужно выполнять задания, пусть он понаблюдает, послушает… Через некоторое время вернитесь к тестам и предложите малышу выполнить задания самостоятельно.
Моторика
Ребёнок 4-5 лет должен уметь:
• повторять за взрослым упражнения пальчиковой гимнастики (например, имитировать игру на баяне, на пианино и т. д.);
• рисовать пальчиком в воздухе;
• вырезать при помощи ножниц из бумаги простые фигурки, квадраты, треугольники, полоски; вырезать из квадрата круг, а из прямоугольника — овал;
• лепить из пластилина или глины простые фигурки животных и людей, используя шарики и колбаски;
• самостоятельно застёгивать и расстёгивать молнии, пуговицы, кнопки, крючки, застежки-липучки;
• самостоятельно продевать шнурки в петли или отверстия;
• перебирать мелкие предметы, например уметь отделить грецкие орехи от фундука;
• закрывать и закручивать крышечки у различных ёмкостей, заводить механические игрушки;
• хлопать в ладоши тихо и громко;
• зажимать и разжимать пальчики, показывать один, два, три, четыре и пять пальцев;
• правильно держать ручку, карандаш и кисточку;
• обводить картинку по пунктирной линии;
• рисовать геометрические фигуры, фигуры людей и животных, различные простые предметы (домик, ёлочка, грибок и т. д.).
• Помоги котёнку, петушку и мышке пройти по дорожкам к лакомствам, не выходя за края.
Проследите, чтобы при выполнении письменных заданий ребёнок правильно сидел за столом и правильно держал ручку.
Обратите внимание на то, насколько аккуратно ребёнок раскрасил картинки. Это главный критерий при постановке оценки.
Заштрихуй лепестки подсолнуха по образцу.
Чтобы при выполнении письменных заданий малыш не заскучал, предложите ему выполнять их цветными карандашами или фломастерами.
Рисовать в клеточках достаточно трудно. Чтобы малышу было чуть пегче справиться с этим заданием, предложите ему представить, что клеточка — это домик, в котором есть потолок, пол и стены.
Рядом с картинками попробуй дорисовать такие же.
Окружающий мир
Ребёнок 4-5 лет должен:
• знать своё имя, фамилию и адрес, название города и страны, где он живёт;
• знать имена и фамилии родителей, где и кем они работают;
• знать правила личной гигиены, распорядок дня и свои обязанности;
• знать правила поведения в общественных местах (в гостях, в магазине, в поликлинике, в транспорте и т. д.);
• знать о службах помощи и личной безопасности;
• знать о сезонных изменениях в природе, о временах года и их признаках;
• знать несколько видов деревьев, цветов, ягод, грибов, овощей, фруктов;
• иметь представление о домашних и диких животных, о птицах, рыбах, насекомых;
• иметь представление о космосе, о Земле, Луне, Солнце, о звёздах и планетах;
• иметь представление о разных странах и континентах, языках и обычаях разных народов.
• Рассмотри картинки и скажи, какое время года изображено на каждой из них. По каким признакам ты догадался?
Это задание поможет вам выяснить, знает ли ваш ребёнок времена года и их признаки. Ребёнок должен уметь называть несколько признаков каждого времени года.
• Расскажи, какая погода бывает зимой, весной, летом и осенью.
• Расскажи, что происходит с деревьями зимой, весной, летом и осенью.
• Расскажи, чем занимаются дети зимой, весной, летом и осенью.
Расскажи о жизни птиц зимой, весной, летом и осенью.
• Назови деревья, которые ты видишь на картинке. Соедини деревья с их листиками или веточками.
Если ребёнок затрудняется при выполнении этого задания, сходите с ним на экскурсию в парк или лес. Покажите малышу разные деревья. Обратите внимания на их веточки и листья. Если есть возможность, покажите малышу и грибы. Расскажите о съедобных и ядовитых грибах.
• Внимательно рассмотри овощи и фрукты, изображённые на картинке. Какие из них растут в саду, а какие в огороде? Проведи соединительные линии.
САД
ОГОРОД
Назови ягоды.
Что можно приготовить из овощей? Как нужно ухаживать за садом? Какие части овощей и фруктов несъедобные? Попросите ребёнка ответить на эти вопросы.
• Назови домашних животных и их детёнышей. Какую пользу приносят человеку животные, изображённые на картинке?
Следите за тем, чтобы ребёнок правильно называл животных и их детёнышей (лошадь — конь — жеребёнок, корова — бык — телёнок, свинья — кабан — поросёнок, овца — баран — ягнёнок, курица — петух — цыплёнок, гусыня — гусь — гусёнок).
• Назови животных и птиц, которых ты видишь на этой картинке. Кто из них живёт в норке, в гнезде, в дупле, в берлоге?
Больше рассказывайте ребёнку о животных, читайте малышу книги о них. Если есть такая возможность, посетите с ребёнком зоопарк.

Что должен знать ребенок 4-5 лет. Тесты.