История России. 10 класс. Контрольные работы. Артасов И.А.

Пособие является составной частью учебно-методического комплекса «История России. 10 класс» (авторы учебника М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.) и предназначено для проверки результатов обучения по курсу истории. В пособие включены контрольные работы в форме тестовых заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ, и работы в форме вопросов.

История России. 10 класс. Контрольные работы. Артасов И.А.

 

Описание учебника

ГЛАВА I. РОССИЯ В ГОДЫ «ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
ВАРИАНТ 1
Расположите события в хронологической последовательности.
A) II Всероссийский съезд Советов Б) создание Антанты
B) битва на Сомме
Запишите получившуюся последовательность букв.
Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЯ
A) восстание Чехословацкого корпуса Б) битва при Гумбиннене
B) распоряжение В.И. Ленина о создании Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО)
Укажите три события, которые произошли в 1917 г.
1) I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов
2) создание Уфимской директории
3) создание Военно-революционного комитета
4) избрание митрополита Тихона патриархом
5) убийство левыми эсерами немецкого посла в России графа В. Мирбаха
6) роспуск Учредительного собрания
Прочитайте отрывок из письма секретариата ЦК и выберите три верных суждения.
Относительно вопроса о войне и мире в Питере и в ЦК наметились три точки зрения. Две из них, крайние, таковы: 1) революционная война, 2) мир. ЦК в своём большинстве принял третью, среднюю точку зрения: войну мы прекращаем, мира не заключаем и армию демобилизуем… Третья точка зрения доказывалась тем, что воевать мы сейчас не можем, но, заключая мир, мы отнимаем оружие борьбы у австрийцев и немцев, так как забастовочное движение в Австро-Венгрии и Германии поднято именно по вопросу о мире. Отказываясь от войны и демобилизуя армию, мы лишаем германцев возможности наступать, так как Гинденбург не сможет заставить немецких солдат идти в наступление против пустых окопов. Такая позиция тоже даст выгоду во времени, а если будет необходимость, то для нас никогда не поздно будет заключить явно аннексионистский мир. Всё это было до последних событий в Германии, а теперь и Кюльман склонен тянуть с вопросом о мире. Протоколов этих заседаний нет, а потому ничего более подробного пока сообщить не можем…
1) Переговоры о мире, которому посвящён данный отрывок, проходили в Брест-Литовске.
2) Наиболее активным сторонником третьей точки зрения, о которой идёт речь в отрывке, был Н.И. Бухарин.
3) Согласно документу, сторонники третьей точки зрения считают, что германские солдаты откажутся идти в наступление против страны, сделавшей выбор в пользу мира.
4) Сторонники третьей точки зрения опасаются, что, если сейчас не заключить мир, в дальнейшем Германия вообще не захочет его заключать.
5) Активным сторонником второй из перечисленных в письме точек зрения был В.И. Ленин.
6) Мирный договор, о котором идёт речь в отрывке, был заключён в 1917 г.
ФАКТЫ БИОГРАФИЙ
1) живописец, график, теоретик искусства, автор плаката «1918 г. в Петрограде»
2) театральный режиссёр, актёр, постановщик спектакля «Мистерия-буфф»
3) физиолог, лауреат Нобелевской премии
4) композитор, пианист, дирижёр, эмигрировал из России в 1918 г.
5) писатель, с 1921 по 1932 г. жил за границей
6) учёный-самоучка и изобретатель, основоположник теоретической космонавтики
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
ГЛАВА I. РОССИЯ В ГОДЫ «ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ»
Рассмотрите изображение и укажите два верных суждения.
1) Данная марка выпущена в год, когда отмечался 50-летний юбилей события, которому она посвящена.
2) Политический деятель, выступление которого изображено на картине, помещённой на марке, был председателем Временного правительства.
3) Картина, помещённая на марке, была написана в год, когда отмечался 40-летний юбилей события, которому посвящена марка.
4) Участником съезда, которому посвящена марка, был А.И. Деникин.
5) На съезде, изображённом на картине, помещённой на марке, был принят Декрет о мире.
Рассмотрите карту на с. 7 и выполните задания 8—11.
Выберите три верных суждения, которые относятся к событиям, обозначенным на карте.
1) На карте показана операция русской армии, вошедшая в историю под названием Брусиловский прорыв.
2) Современником событий, обозначенных на карте, был Г.Е. Распутин.
3) Страна, территория которой обозначена на карте цифрой 4, вступила в войну на стороне Германии.
4) В период событий, обозначенных на карте, войска противника захватили Львов.
5) Страна, территория которой обозначена на карте цифрой 2, вступила в войну на стороне Германии.
6) В период событий, обозначенных на карте, войска противника захватили Витебск.
ГЛАВА I. РОССИЯ В ГОДЫ «ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ»
Запишите термин, о котором идёт речь.
Обязательная сдача крестьянами государству по твёрдым ценам всех излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов.
Ответ:
Прочитайте отрывок из выступления политического деятеля и укажите название государства, пропущенное в тексте.
Товарищи, естественно, что в докладе, который приходится делать в такой момент, центром тяжести должна быть война с_и все те перипетии, которые мы пережили за это время…
Вы знаете, что перед этой войной мы отнеслись к вопросам с чрезвычайной осторожностью и предложили буржуазии [этого государства] самым торжественным образом специально даже в манифесте от имени ЦИК мир на условиях, в высшей степени [не]выгодных для нас… Мы предложили мир на основании линии Пилсудского т.е. той линии, на которой поляки стояли до начала наступления 26 апреля текущего года, т.е. линии, по которой они получали всю Белоруссию и порядочный кусок Украины… На этой линии мы соглашались заключить мир, считая мирную хозяйственную работу, на которую мы перевели жизнь армии и жизнь десятков тысяч рабочих и крестьян, гораздо выше, чем возможность военными успехами освободить Белоруссию и часть Украины или восточную Галицию…
Эта уступка была принята как наша слабость и повела к войне.
ВАРИАНТ 2
Расположите события в хронологической последовательности.
A) создание Временного исполнительного комитета членов Государственной думы
Б) начало Первой Балканской войны
B) убийство левыми эсерами немецкого посла в России графа В. Мирбаха
Запишите получившуюся последовательность букв.
Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЯ
A) убийство наследника престола Австро-Венгрии эрцгерцога Франца-Фердинанда
Б) вхождение Дальневосточной республики в состав РСФСР
B) принятие первой Конституции РСФСР Г) взятие русскими войсками турецкой крепости Эрзерум
ГОДЫ
1) 1912 г.
2) 1914 г.
3) 1916 г.
4) 1918 г.
5) 1920 г.
6) 1922 г.
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
Укажите три события, которые произошли в 1918 г.
1) создание Уфимской директории
2) отречение от престола Николая II
3) принятие Декрета о земле
4) Сарыкамышская операция русской армии
5) восстание Чехословацкого корпуса
6) создание Комитета членов Учредительного собрания (Комуч) в Самаре
ГЛАВА I. РОССИЯ В ГОДЫ «ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ»
Прочитайте отрывок из декрета ВЦИК и выберите три верных суждения.
Гибельный процесс развала продовольственного дела страны, тяжкое наследие четырёхлетней войны, продолжает всё более расширяться и обостряться. В то время как потребляющие губернии голодают, в производящих губерниях в настоящий момент имеются по-прежнему большие запасы даже не обмолоченного ещё хлеба урожаев прошлых лет… Обсудив создавшееся положение и принимая во внимание, что только при строжайшем учёте и равномерном распределении всех хлебных запасов Россия выбьется из продовольственного кризиса, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановил:
…Подтверждая незыблемость хлебной монополии и твёрдых цен, а также необходимость беспощадной борьбы с хлебными спекулянтами-мешочниками, обязать каждого владельца хлеба весь избыток, сверх количества необходимого для обсеменения полей и личного потребления по установленным нормам до нового урожая, заявить к сдаче в недельный срок после объявления этого постановления в каждой волости.
…Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты, а также расточающих хлебные запасы на самогонку, врагами народа, предавать их революционному суду, заключать в тюрьму на срок не менее 10 лет, подвергать всё имущество конфискации и изгонять навсегда из общины, а самогонщиков, сверх того, присуждать к принудительным общественным работам.
…В случае обнаружения у кого-либо избытка хлеба, не заявленного к сдаче… хлеб отбирается у него бесплатно, а причитающаяся по твёрдым ценам стоимость незаявленных излишков выплачивается в половинном размере тому лицу, которое укажет на сокрытые излишки, после фактического поступления их на ссыпные пункты, и в половинном размере — сельскому обществу.
1) Орган государственной власти, упомянутый в данном отрывке, был создан в 1916 г.
2) Данный декрет был издан в 1918 г.
3) Согласно данному декрету для каждого крестьянского хозяйства вводилась норма сдачи хлеба, а весь хлеб, который превышал эту норму, оставался у крестьян.
4) В период издания данного декрета Председателем СНК был В.И. Ленин.
5) Согласно данному декрету всех, кто уклонялся от сдачи хлеба, приговаривали к расстрелу.
6) В данном декрете признаётся наличие продовольственного кризиса в России.
Установите соответствие между деятелями науки и культуры и фактами их биографий.
ГЛАВА I. РОССИЯ В ГОДЫ «ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ»
ФАКТЫ БИОГРАФИЙ
1) скульптор, автор памятника А.Н. Радищеву в Петрограде
2) основоположник комплекса современных наук о Земле — геохимии, геохимии, радиологии, гидрогеологии и др.
3) композитор, пианист, дирижёр
4) оперный и камерный певец
5) художник, автор плаката «Ты записался добровольцем?»
6) один из основоположников аэродинамики
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам. Рассмотрите изображение и укажите два верных суждения.
1) Оборона крепости, которой посвящена марка, завершилась в 1916 г.
2) Контратака, изображённая на марке, вошла в историю как «атака мертвецов ».
3) Врагу удалось захватить крепость, обороне которой посвящена марка.
4) В период, когда происходила оборона крепости, которой посвящена марка, Верховным главнокомандующим русской армии был Николай II.
5) Данная марка выпущена в год, когда отмечалось столетие окончания войны, название которой указано на марке.
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
Прочитайте отрывок из письма сельского жителя и выберите три верных суждения.
Если бы тов. Сталин явился инкогнито сам в колхоз и спросил бы по душам колхозников, почему, мол, ты вошёл в колхоз, почти каждый отвечал бы, что, мол, по многим причинам: 1) захватить землю, где мне нравится, 2) уйти от общества в колхоз, где я мог бы быть более свободен и менее обложен, 3) в колхозе нам обещана по всем видам льгота и помощь. На вопрос:
ГЛАВА II. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1920-1930-х гг,
ведь у вас по уставу общественная обработка земли и имущество должно быть общее — он ответит — да! По уставу так, но общественную обработку мы все ведём только для видимости и только под нажимом, а придёт Китай, всё это лопнет и собственность останется у нас. Вот тайная идеология колхозника —
В Боткинском районе Сарапульского округа местные организации, в частности председатель горсовета тов. Маринин и несколько других, подобных ему, помешались на раскулачивании и конфискации имущества. Большой процент раскулачили членов союза, рабочих завода, семей красноармейцев и самих красноармейцев. Всё это происходило на глазах местного прокурора и парторганизации. Главу всех этих головотяпских проделок, Маринина, до сего времени не наказали, а наоборот, из горсовета послали на колхозную работу…
1) В период, когда происходили события, описываемые в письме, упомянутый в отрывке политический деятель занимал пост председателя СНК СССР.
2) Автор пишет, что его силой загнали в колхоз.
3) Автор упоминает страну, которой в период, когда было написано данное письмо, принадлежала южная часть Сахалина.
4) Автор пишет о случаях несправедливого раскулачивания.
5) Описываемая в отрывке ситуация была характерна для конца 1920-х —
1930-х гг.
6) Автор считает, что крестьяне, вступившие в колхоз, не отказались от собственнической идеологии.
тветствие между деятелями науки, образования и культуры и фактами их биографий.
ДЕЯТЕЛИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ
A) М.Н. Покровский Б) А.С. Макаренко
B) И.А. Пырьев Г) Т.Д. Лысенко
ФАКТЫ БИОГРАФИЙ
1) агроном, создатель псевдонаучного «мичуринского учения» в биологии в СССР
2) историк-марксист, общественный и политический деятель
3) кинорежиссёр, сценарист, актёр
4) композитор, пианист
5) живописец, монументалист и график

История России. 10 класс. Контрольные работы.