История России. 10 класс. Поурочные рекомендации. Андреевская Т.П.

Поурочные рекомендации являются частью учебно-методического комплекта по курсу «История России» для 10 класса и созданы к учебнику М. М. Горинова, А. А. Данилова, М. Ю. Морукова, A. Я. Токаревой, И. С. Семененко, В. Н. Хаустова, О. В. Хлевнюка, B. А. Шестакова .  В пособии представлено: тематическое поурочное планирование, технологические карты уроков, различные варианты проектирования и организации учебной деятельности на уроке и дома.

История России. 10 класс. Поурочные рекомендации. Андреевская Т.П.

 

Описание учебника

Содержание курса учебник излагает в пяти главах: «Россия в годы «великих потрясений», «Советский Союз в 1920— 1930-х гг.», «Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.», «Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг.», «Российская Федерация». Кроме того, предлагается материал, посвящённый вопросам национальной политики и истории повседневности, для самостоятельного изучения школьниками вопросов истории.
Структура учебника содержит следующие рубрики:
Вопросы перед параграфом. История в лицах: современники. Подведём итоги. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа. Работаем с картой. Изучаем документ. Думаем, сравниваем, размышляем. Историческая хроника. Запоминаем новые слова.
В конце каждой главы расположена рубрика Повторяем и делаем выводы, в которой предлагаются вопросы и задания для повторения и обобщения изученного материала главы.
В конце учебника представлены: Темы проектов. Словарь персоналий. Словарь понятий. Источники по истории России XX в. Список литературы. Список интернет-ресурсов.
В образовательном процессе широко реализуется проектная деятельность, которая может быть индивидуальной, парной или групповой. По продолжительности проведения проект может быть краткосрочным (разработан на нескольких уроках), среднесрочным (от недели до месяца), долгосрочным (от одного месяца до нескольких). В ходе работы над проектами школьники учатся осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде таблиц, схем, сообщений, видеоряда и др. Всё это направлено на овладение школьником системой учебных действий с материалом курса, что позволяет формировать способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, самостоятельно усваивать новые знания и умения. Отсюда вытекает главная задача учителя: создание и организация условий, стимулирующих и мотивирующих учащихся к активной учебной деятельности. В соответствии с ФГОС второго поколения от учителя требуется проектирование системы освоения обучающимися различных видов познавательной деятельности, ориентирующих на достижение не только предметных, но и метапред-метных, личностных результатов.
Вектор для разработки конкретных целей обучения истории на уроках задаёт и Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения1. В данной программе приводятся планируемые результаты освоения учебного курса по каждому предмету, в том числе по истории. Эти результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Блоки определяют примерный круг учебно-познавательных задач изучения каждого раздела программы. В разделе «Новейшая история», включающем требования к итоговым результатам при изучении курсов отечественной и всеобщей истории, даны планируемые результаты.
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории ХХ— начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;
• использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и других государств в ХХ — начале XXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.;
• анализировать информацию из исторических источников — текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;
• представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других странах в ХХ — начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников;
в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
• раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в ХХ — начале XXI в.;
• объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
• сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в ХХ — начале XXI в.;
• применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.2
Определённый программами перечень знаний и умений по истории, раскрывающий конкретные предметные результаты обучения, может быть использован для постановки целей при проектировании процесса обучения истории как на уровне рабочей программы, так и на уровне урока, отдельных видов познавательной деятельности.
Таким образом, при постановке и формулировании целей урока необходимо ориентироваться на следующие требования:
• рассматривать цели в контексте достижений обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов;
• акцентировать внимание на организации взаимодействия участников образовательного процесса;
• в целевых установках важно планировать учебную деятельность по формированию универсальных учебных действий.
В условиях реализации системно-деятельностного подхода обучения учителю необходимо выстраивать учебный процесс как систему учебно-познавательных и учебно-практических задач. Успешное выполнение этих задач потребует от учащихся овладения системой учебных действий: универсальных, личностных, предметных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. При этом предметные результаты также отражают выполнение школьником требований к освоению исторического содержания — понимать, знать, уметь и применять.
В настоящем пособии технологические карты к урокам опираются преимущественно на методический аппарат учебника и являются основой для проектирования учителем учебно-познавательной деятельности обучающихся, хода конкретного урока. Технологические карты включают в себя основные вопросы изучения содержания параграфа, понятия и термины, даты и персоналии, ресурсы урока (средства обучения), а также домашнее задание (как обязательное, так и по выбору обучающихся, обозначенное знаком «*»).
Далее предлагаются учебные задачи (учебные ситуации, вопросы и задания и т. д.) и используемые при их решении основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий), а также основные приёмы работы для выявления и оценивания образовательных результатов, достигаемых в учебно-воспитательном процессе.
В пособии предлагается примерное планирование учебного курса, именно поэтому в нём выделены уроки со знаком «*», которые даются по усмотрению учителя. Данный подход объясняется тем, что материал учебника позволяет учителю выстраивать в своей рабочей программе структуру учебного материала, исходя из региональной специфики и познавательных возможностей учащихся. В предлагаемом варианте, исходя из реалий современности, вопросы по национальной политике и национальным отношениям, несмотря на знак «*», рекомендуется изучать на уроках. В то же время вопросы по истории повседневности сохраняются для самостоятельного изучения. Повторительно-обобщающие уроки в зависимости от значимости по содержанию информации или даются к главам, или сгруппированы в большие блоки. Однако педагог имеет возможность дать другой вариант структурирования материала. Например:
• вопросы национальной политики и национальных отношений оставить для самостоятельного изучения учащимися, а затем задания, предлагаемые после этих материалов, включить в повторительно-обобщающие уроки;
материал по истории повседневности включить в планирование уроков, которые будут заключать изучение глав;
• после каждой главы проводить уроки закрепления, включив задания и вопросы, предлагаемые к урокам самостоятельного изучения;
• сохранить предлагаемую в учебнике структуру изучения исторического материала.
Планируемые образовательные результаты изучения содержания курса (10 класс)
Личностные
• осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, представителя этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами;
• понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;
• уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека; толерантность;
• способность к определению своей позиции и ответственному поведению;
• понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважения к культуре своего и других народов;
• готовность к международному диалогу, взаимодействию с представителями других народов, государств.
Метапредметные
• организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;
• использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;
• владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;
• представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• оценивать собственные действия, учебные достижения.
Предметные
• отслеживать историческое событие, процесс в динамике; выделять периоды исторических событий, явлений, процессов и объяснять основания для их периодизации;
• владеть системными знаниями об основных этапах, процессах, ключевых событиях истории России и человечества, о месте своей страны во всемирной истории;
• применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических общностей;
• применять различные методы исторического анализа;
• самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий, явлений;
• осуществлять сопоставительный анализ различных источников исторической информации для реконструкции на этой основе исторических ситуаций и явлений;
• осуществлять структурный и смысловой анализ текста исторического источника;
• критически анализировать и оценивать информационную значимость вещественных изобразительных источников;
• конкретизировать обобщающие характеристики, теоретические положения об историческом развитии на фактическом материале;
• применять знания из других предметных областей для анализа исторического объекта;
• определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам событий и личностям прошлого;
• различать субъективные и объективизированные исторические оценки;
• конструктивно применять исторические и историко-культурные знания в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Поурочное планирование Материалы учебника
Тема I. Россия в годы «великих потрясений» (9 ч)
Урок 1. Россия и мир накануне Первой мировой войны. 1 ч § 1
Урок 2. Российская империя в Первой мировой войне. 1 ч § 2
Урок 3. Великая российская революция: февраль 1917 г. 1 ч § 3
Урок 4. Великая российская революция: октябрь 1917 г. 1 ч § 4
Урок 5. Первые революционные преобразования большевиков. 1 ч § 5
Урок 6. Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. 1 ч § 6
Урок 7. Гражданская война. 1 ч § 7
Урок 8. Идеология и культура периода Гражданской войны. 1 ч § 8
Урок 9. Повторительно-обоб-щающий урок по содержанию темы I. 1 ч Глава I
Тема II. Советский союз в 1920—1930-х гг. (13 ч)
Урок 10. Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. 1 ч § 9
Урок 11. Экономика нэпа. 1 ч § 10
Урок 12. Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. 1 ч § 11
Урок 13. Политическое развитие в 1920-е гг. 1 ч § 12
Урок 14. Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. 1 ч § 13
Урок 15. Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. 1 ч § 14
Урок 16. «Великий перелом». Индустриализация. 1 ч § 15
Урок 17. Коллективизация сельского хозяйства. 1 ч § 16
Урок 18. Политическая система СССР в 1930-е гг. 1 ч § 17
Урок 19*. Советская национальная политика в 1930-е гг. 1 ч Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности
Урок 20. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. 1 ч § 18
Урок 21. СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг. 1 ч § 19
Урок 22. Повторительно-обоб-щающий урок по содержанию темы II. 1 ч Глава II
Тема III. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг. (7 ч)
Урок 23. СССР накануне Великой Отечественной войны. 1 ч § 20
Продолжение
Поурочное планирование Материалы учебника
Урок 24. Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 — ноябрь 1942 г.). 1 ч § 21
Урок 25. Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. 1 ч § 22
Урок 26. Человек и война: единство фронта и тыла. 1 ч § 23
Урок 27. Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942—1943 г.). 1 ч § 24
Урок 28. Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. 1 ч § 25
Урок 29. Повторительно-обоб-щающий урок по содержанию темы III. 1 ч Глава III
Тема IV. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг. (22 ч)
Урок 30. Место и роль СССР в послевоенном мире. 1 ч § 26
Урок 31. Восстановление и развитие экономики. 1 ч § 27
Урок 32. Изменения в политической системе в послевоенные годы. 1 ч § 28
Урок 33. Идеология, наука и культура в послевоенные годы. 1 ч § 29
Урок 34*. Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР. 1 ч Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности
Урок 35. Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». 1 ч § 30
Урок 36. Смена политического курса. 1 ч § 31
Урок 37. Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х — середине 1960-х гг. 1 ч § 32
Урок 38. Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг. 1 ч § 33
Урок 39. Политика мирного сосуществования в 1950-х — первой половине 1960-х гг. 1 ч § 34
Урок 40. Политическое развитие в 1960-х — середине 1980-х гг. 1 ч § 35
Урок 41. Социально-экономическое развитие страны в 1960-х — середине 1980-х гг. 1 ч § 36
Урок 42*. Национальная политика и национальные движения в 1960-х — середине 1980-х гг. 1 ч Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности
Урок 43. Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. 1 ч § 37
Урок 44. Политика разрядки международной напряжённости. 1 ч § 38
Урок 45. СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. 1 ч § 39
Урок 46. Социально-экономическое развитие СССР в 1985—1991 гг. 1 ч § 40
Урок 47. Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. 1 ч § 41
Урок 48. Реформа политической системы. 1 ч § 42
Урок 49. Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. 1 ч § 43
Урок 50. Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР. 1 ч § 44
Урок 51*. Повторительно-обоб-щающий урок по теме IV. 1 ч Глава IV
Тема V. Российская Федерация (11 ч)
Урок 52. Российская экономика на пути к рынку. 1 ч § 45
Урок 53. Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. 1 ч § 46
Урок 54*. Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг. 1 ч Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности
Урок 55. Духовная жизнь страны в 1990-е гг. 1 ч § 47
Урок 56. Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг. 1 ч § 48
Урок 57. Политическая жизнь России в начале XXI в. 1 ч § 49
Урок 58. Экономика России в начале XXI в. 1 ч § 50
Урок 59. Повседневная и духовная жизнь. 1 ч § 51
Урок 60. Внешняя политика России в начале XXI в. 1 ч § 52
Урок 61. Россия в 2008— 2014 гг. 1 ч § 53
Урок 62*. Повторительно-обоб-щающий урок по теме V. 1 ч Глава V
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ
ТЕМА I. РОССИЯ В ГОДЫ «ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ» (9 ч)
УРОК 1. РОССИЯ И МИР НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (§ 1)
Основные вопросы изучения материала 1) Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений. 2) Военно-политические блоки. 3) Новые средства военной техники и программы перевооружений. 4) Предвоенные международные кризисы. 5) Сараевский выстрел и начало войны. 6) Планы сторон
Тип урока Изучение нового материала
Ресурсы урока Учебник, § 1. Электронное приложение
Основные понятия и термины Индустриальная эпоха. Тройственный союз. Антанта
Основные даты, периоды 1907 г. — окончательное оформление Антанты. 28 июля 1914 г. — 11 ноября 1918 г. — Первая мировая война. 1 августа 1914 г. — объявление Германией войны России
Персоналии Николай II
Домашнее задание § 1 учебника. С помощью дополнительной литературы и Интернета составьте список научных достижений и изобретений российских учёных, впоследствии использовавшихся в военных целях
Модули урока Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных) Оценивание образовательных результатов
Мотивационно -целевой Как изменился внешнеполитический курс России в конце XIX — начале XX в.? Какие цели преследовала Россия, вступая в Первую мировую войну? Согласны ли вы с утверждением, что к 1914 г. был уже невозможен двухсторонний военный конфликт и вопрос мог стоять только о мировой войне? Свою позицию обоснуйте Определять причинно-следственные связи. Высказывать и аргументировать собственные суждения Беседа
Ориентационный (актуализации/ повторения) Вспомните, чем завершилось международное соперничество на Дальнем Востоке в конце XIX — начале XX в.? Охарактеризуйте состояние Османской империи к началу XX в. Назовите причины формирования Тройственного союза. Как вы думаете, кому из стран — Франции или России — был более выгоден заключённый в 1893 г. союз? Свою позицию обоснуйте. Составьте сложный план ответа по теме «Причины Первой мировой войны», используя текст параграфа и карту. Актуализировать знания из курса всеобщей истории. На основе систематизации знаний давать общую характеристику государства. Давать обоснование собственной позиции. Систематизировать информацию в виде плана. Работа со сложным планом, таблицей
Начните заполнение синхронистической таблицы «Первая мировая война», выделив столбец «Участие России в Первой мировой войне»
Проанализируйте и сравните темпы роста промышленного производства ведущих держав (см. дополнительный материал).
Раскройте взаимосвязь между индустриальным ростом ведущих держав мира и их политикой территориальной экспансии.
Как складывались военно-политиче-ские блоки? Каковы были цели каждого из них?
Почему соглашение по колониальным вопросам стало трансформироваться в военно-политический союз Антанта?
Прочитайте выдержки из «Высочайшего манифеста» (см. рубрику «Изучаем документ»). Кто подписал данный Манифест? Назовите приводимые автором любые два объяснения, вынудившие перевести армию и флот России на военное положение. Укажите провозглашаемую Манифестом задачу, вставшую перед Россией после объявления войны Германией. Определите причины вступления России в войну, названные в Манифесте.

История России. 10 класс. Поурочные рекомендации.