История России. 10 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. и др.

В рабочей тетради представлены задания разного уровня сложности ко всем параграфам учебника. Тетрадь рекомендуется использовать на уроках при изучении нового материала и закреплении знаний, для организации самостоятельной деятельности учащихся. Ряд заданий предполагают самостоятельный поиск учащимися информации в дополнительных источниках. Задания, составленные в формате ЕГЭ, позволят готовиться к итоговой аттестации.

История России. 10 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. и др.

 

Описание учебника

§ 26. МЕСТО И РОЛЬ СССР В ПОСЛЕВОЕННОМ МИРЕ
Задание 1. Установите соответствие между датами и событиями.
Задание 3. Подчеркните правильные утверждения (три из шести).
A) В 1946 г. лидер вьетнамских коммунистов Хо Ши Мин провозгласил создание ДРВ
Б) В 1947 г. Индия получила независимость от Великобритании
B) В 1947 г. коммунисты были изгнаны из правительств во Франции и Великобритании
Г) В результате Великой Отечественной войны СССР потерял около трети своего национального богатства Д) План Маршалла предусматривал оказание масштабной экономической помощи странам Европы со стороны США Е) В 1949 г. в ходе гражданской войны в Китае коммунисты потерпели поражение
Задание 4. Запишите тезисы сообщения на тему «Столкновение геополитических интересов США и СССР в послевоенный период».
Задание 5. Используя учебник и дополнительные материалы, заполните таблицу «Потери СССР в результате Великой Отечественной войны».
§27. ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
Задание 1. Установите соответствие между датами и событиями.
Задание 2. Используя учебник и дополнительные материалы, заполните таблицу «Доходы советских людей и стоимость товаров в послевоенные годы».
Напишите ответ на вопрос.
Каковы, на ваш взгляд, объективные и субъективные причины относительно низкого уровня жизни большей части населения СССР в послевоенные годы?
Задание 2. Прочитайте документ и напишите ответы на вопросы.
Из информации Новгородского обкома партии в ЦК ВКП(б) о характере высказываний граждан в канун выборов в Верховный Совет СССР. Февраль 1946 г.
Приводим отдельные выступления в городе Боровичи: «Почему только от нас берут, а нам ничего не дают?» «Стоит ли голосовать, когда всё равно выберут коммунистов?» «Выборы у нас недемократичны, а выбирают только того, кого назначит партия. Это не выборы, а смех». «Читал положение
о выборах. Думал найти в нём какие-либо изменения в пользу демократии… Ничего не нашёл. По-прежнему выборы будут одной «видимостью», и войдут в Верховный Совет те, кто угоден партии». «Никакой демократии у нас нет. Читаешь про заграницу, там выбирают от разных партий и даже от религиозных общин. А у нас только от одной партии, хочешь не хочешь, а выбирай. Какая же тут свобода? Я просто вычеркну всех кандидатов».
Как вы считаете, о чём свидетельствуют эти высказывания?
Чем можно объяснить такие настроения избирателей?
Что, по-вашему, предпринимала власть по отношению к тем, кто высказывался подобным образом?
§ 30. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В УСЛОВИЯХ НАЧАЛА «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»
Задание 1. Вычеркните неверные утверждения. Доктрина Трумэна:
A) широкомасштабная экономическая помощь странам Европы Б) образование военно-политического союза западных стран под эгидой США
B) размещение вблизи границ с СССР американских военных баз
Г) поддержка внутренней оппозиции в странах Восточной Европы
Д) заключение всеобъемлющего договора между США и СССР с целью предотвращения новой мировой войны Е) допущение использования военной силы против СССР и его союзников
©Задание 2. Проанализируйте документы и напишите ответы на вопросы.
Из выступления У. Черчилля в г. Фултоне (США). 5 марта 1946 г. Мы понимаем, что русские должны чувствовать себя в безопасности на своих западных границах от какого-либо возобновления германской агрессии. Мы приветствуем занятие Россией полагающегося ей места среди руководящих наций мира…
Однако моя обязанность заключается в том, чтобы представить положение в Европе.
От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София — все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются… не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы…
Коммунистические партии, которые были очень незначительны во всех этих восточных государствах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. Полицейские правительства превалируют почти во всех этих странах, и до настоящего времени, за исключением Чехословакии, в них не существует никакой подлинной демократии. Турция и Персия глубоко встревожены и обеспокоены претензиями, которые осуществляет Московское правительство… В значительном большинстве стран, отстоящих далеко от русских границ и разбросанных по всему миру, созданы коммунистические «пятые колонны», которые действуют в полном единении и абсолютном повиновении указаниям, полученным от коммунистического центра…
Я не верю в то, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин…
Наша старая доктрина равновесия является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил…
Из интервью И. В. Сталина газете «Правда». 14 марта 1946 г.
Вопрос: Как Вы расцениваете последнюю речь г-на Черчилля, произнесённую им в Соединённых Штатах Америки? Ответ: Я расцениваю её как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество. Вопрос: Можно ли считать, что речь г-на Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности?
Ответ: Безусловно, да. По сути дела, г-н Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны… По сути дела, г-н Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно — и тогда всё будет в порядке. В противном случае неизбежна война… Вопрос: Как Вы расцениваете ту часть речи Черчилля, где он нападает на демократический строй соседних с нами европейских государств и где он критикует добрососедские отношения, установившиеся между этими государствами и Советским Союзом?
Ответ: Эта часть речи Черчилля представляет смесь элементов клеветы с элементами грубости и бестактности…
Какие угрозы в адрес СССР содержались в речи У. Черчилля?
Согласны ли вы с оценкой И. В. Сталиным выступления Черчилля в Фултоне? Почему?
Почему Фултонскую речь У. Черчилля часто связывают с началом «холодной войны»?
Задание 3. Вычеркните неверные утверждения и кратко объясните, почему они неверные.
Основные принципы и направления внешней политики СССР после окончания Второй мировой войны:
A) расширение сфер влияния в мире Б) обретение статуса мировой державы
B) расширение военного присутствия в странах Юго-Восточной Европы и Азии
Г) укрепление позиций мирового коммунистического движения в странах Запада
Д) курс на сближение и сотрудничество СССР с Западом Е) стремление избежать мировой войны
Ж) всемерная помощь национально-освободительным движениям
3) курс на разоружение И) мирное сосуществование
К) развитие союзнических отношений с США, Англией и Францией

История России. 10 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2.