История России. 10 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. и др.

Рабочая тетрадь для учащихся является частью учебно-методического комплекта к учебнику «История России. 10 класс» под редакцией А. В. Торкунова, созданного в соответствии с Историко-культурным стандартом (авторы учебника М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков, И. С. Семененко, А. Я. Токарева и др.)  Учебник получил одобрение Российского исторического общества и включён в Федеральный перечень.

История России. 10 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. и др.

 

Описание учебника

§ 2. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ Задание 1. Подчеркните неверные утверждения.
A) В 1916 г. в России произошло катастрофическое падение выпуска вооружений
Б) Николай II ввёл представителей крупной буржуазии в правительство в благодарность за оказанные услуги во время войны
B) Осенью 1916 г. в Москве и Петрограде ощущалась острая нехватка продовольствия
Г) В 1915 г. кадеты выдвинули идею создания правительства «народного доверия»
Д) По инициативе лидера большевиков В. И. Ленина в Думе был создан Прогрессивный блок
Е) Огромный ущерб авторитету монархии нанёс Г. Е. Распутин
Задание 2. Заполните таблицу «Важнейшие военные события и операции на Западном и Восточном фронтах в Европе».
Задание 3. Подчеркните правильные утверждения.
1. Верховным главнокомандующим русской армии в начальный период Первой мировой войны был:
A) Николай II
Б) великий князь Николай Николаевич
B) А. А. Брусилов
2. Решающее воздействие на неудачи русской армии в 1915 г. оказали:
A) суровые погодные условия Б) нехватка снарядов
B) наличие немецких шпионов при царском дворе
Задание 4. На карте (с. 8): а) отметьте разными цветами города, которые в период Первой мировой войны занимала русская армия, и города, занятые германо-австрийскими войсками к началу 1917 г.; б) отметьте линии Восточного фронта в начале 1915 г. и в начале 1917 г.; в) стрелкой покажите направление Брусиловского прорыва (приблизительно).
Задание 5. Установите соответствие между военными деятелями и военными формированиями (объединениями), которыми они командовали.
Задание 6. Проанализируйте текст учебника и размещённые ниже документы. Запишите, о каком историческом деятеле говорится в этих документах.
Сибирский странник, искавший Бога в подвиге, и вместе с этим человек распущенный и порочный, натура демонической силы, — он сочетал поначалу в своей душе и жизни трагедию: ревностные религиозные подвиги и страшные подъёмы перемежались у него с падением в бездну греха.
Архиепископ Евлогий
Он хороший, простой, религиозный русский человек. В минуты сомнений и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно.
Хитрый, в высшей степени приметливый, он, несомненно, обладал колоссальной силой гипноза. Мне не раз казалось, когда я смотрел ему в глаза, что, помимо всех своих пороков, он одержим каким-то внутренним «беснованием», которому он подчиняется и, в силу этого, многое делает без всякого участия мысли, а по какому-то наитию, похожему на припадочное состояние. «Бесноватость» сообщает особую уверенность некоторым его словам и поступкам, а потому люди, не имеющие твёрдых душевных и волевых устоев, легко ему подчиняются.
Князь Ф. Ф. Юсупов Он был очень умный, он был великий комедиант.
Напишите небольшое эссе о роли этого человека в российской истории.
Задание 7. На основе учебника и представленных ниже документов определите и запишите причины падения морального и политического авторитета императорской власти в России.
Из писем императрицы Александры Фёдоровны Николаю II
Некоторые сердятся, что я вмешиваюсь в дела, но моя обязанность — тебе помогать. Даже в этом меня осуждают некоторые министры и общество: они всё критикуют, а сами занимаются делами, которые их совсем не касаются. Горько разочаровываться в русском народе — такой он отсталый; мы стольких знаем, а когда приходится выбирать министра, нет ни одного человека, годного на такой пост. Наш Друг находит, что, во избежание больших потерь, не следует так упорно наступать.
О, прошу тебя, повтори свой приказ Брусилову, прекрати эту бесполезную бойню… Ты должен на этом настоять… Наши генералы не щадят «жизней» — они равнодушны к потерям, а это грех.
Пока не забыла, должна тебе передать то, что видел во сне наш Друг. Он просит тебя отдать приказ вести наступление у Риги.
Будь твёрд, покажи твою властную руку, вот что надо русским… Они сами просят об этом… Это странно, но такова славянская натура… Как бы мне хотелось влить в твои жилы свою волю… Будь Петром Великим, Иваном Грозным, императором Павлом — круши их всех.
Честность, порядочность, идейность, самоотверженность сейчас не ставятся ни в грош, и у власти могут находиться лишь те, которые в лучшем случае способны закрыть глаза на всё проделываемое Распутиным и готовы беспрекословно исполнять приказания его чудовищно безграмотных записок, рассылаемых день за днём в огромном количестве по всем ведомствам и административным учреждениям Петрограда, начиная от министров и кончая мелкими чиновниками. Неисполнение воли Распутина, излагаемой в ультимативном тоне, влечёт за собой… месть… строптивому чиновнику и на-
значение на его место другого, послушного, податливого и неспособного сопротивляться его воле. Императрица Александра Фёдоровна, глядящая на всё, на всех и на вся глазами Распутина, делит служащих во всех правительственных учреждениях на две группы — «наши» и «не наши».
Из высказываний людей, осуждённых в годы войны’ по статье об оскорблении императора и императрицы
А мне что царь: я не царю служу, а за веру и родину. А царь у нас кровосос и только истребляет народ. Не подготовился наш царь к войне, дурак он, только водкой торговал, а о снарядах не думал.
Наша государыня плачет, когда русские бьют немцев, и радуется, когда немцы побеждают.
Если бы этот царь попался мне на глаза, то я бы его зубами и руками раздёрнула, а если бы попало мне ружьё, то я бы его из ружья застрелила.
Надо застрелить нашего Государя и всех союзных, тогда кончится война.
§3. ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ФЕВРАЛЬ 1917 г.
Задание 1. Напишите, какие из перечисленных в учебнике (с. 27) причин революции можно отнести к объективным, а какие — к субъективным.
Объективные причины:
Субъективные причины:
Задание 2. Используя учебник и дополнительные материалы, подчеркните правильные утверждения.
1. Основными причинами Февральской революции являлись:
A) дестабилизирующее влияние войны на все стороны общественной жизни
Б) неразрешённость основных социальных противоречии, породивших революцию 1905 г.
B) падение престижа императорской власти
Г) глубокий социокультурный раскол между верхами и низами русского общества
Д) наличие в русском обществе революционных традиций и опыта
Е) революционная агитация большевистской партии
2. Известно, что акт об отречении Николай II подписал в присутствии двух членов Временного комитета Государственной думы. Это были:
А) А. И. Гучков; Б) А. Ф. Керенский; В) П. Н. Милюков; Г) М. В. Родзянко; Д) Н. С. Чхеидзе; Е) В. В. Шульгин
Задание 4. Используя учебник и дополнительные материалы, подчеркните правильные ответы.
1. Каково было главное содержание приказа № 1 Петроградского Совета?
A) демократизация порядков в армии Б) начало аграрной реформы
B) передача власти Временному правительству Г) установление 8-часового рабочего дня
2. Какие меры предусматривала декларация Временного правительства?
A) немедленное окончание войны
Б) свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек
B) провозглашение демократической республики Г) провозглашение конституционной монархии
Д) отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений
Е) немедленная подготовка к созыву Учредительного собрания на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования
Ж) отмена помещичьего землевладения
Задание 5. Проанализируйте текст учебника, прочитайте документ и запишите ответы на вопросы.
Считаю своим долгом заявить, что самостоятельное разрешение земельного вопроса недопустимо без общегосударственного закона. Самоуправство поведёт к государственной беде и подвергнет опасности дело свободы, вызвав распри. Решение земельного вопроса по закону — дело Учредительного собрания. В настоящее время на местах будут образованы примирительные земледельческие камеры для добровольного соглашения между земледельцами при волостных продовольственных комитетах.
Почему Временное правительство затягивало решение аграрного вопроса?
Как предполагало решить аграрный вопрос Временное правительство?
Какие последствия имела позиция Временного правительства по аграрному вопросу?
Задание 6. Подпишите фамилию, имя и отчество изображённого на фотографии человека.
Подчеркните правильные утверждения. Этот человек был прозван современниками «главноуговаривающим» русской революции, так как он:
A) считал своей главной целью примирение противостоящих сторон и пытался найти со всеми общий язык, чтобы избежать гражданской войны
Б) считал своей главной задачей уговорить солдат вести войну до победного конца
B) прославился своей любовью к длинным выступлениям на митингах и собраниях
Задание 7. Используя учебник и дополнительные материалы, заполните таблицу «Три кризиса правительственной власти ».
§ 4. ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ОКТЯБРЬ 1917 г.
Задание 1. Подчеркните правильные утверждения.
A) Русская православная церковь активно выступила против свержения царя
Б) Синод обратился к мирянам с посланием, начинавшимся словами: «Свершилась воля Божья. Россия вступила на путь новой государственной жизни»
B) Временным правительством было выпущено постановление «О свободе совести»
Г) Патриаршество в России было восстановлено по решению Временного правительства
Задание 2. На основе текста учебника и содержания документов напишите ответы на вопросы.
Неотложные меры, предложенные генералом А. М. Калединым на Государственном совещании
1) Армия вне политики, запрещение всех митингов, собраний и т. п.; 2) все Советы и комитеты должны быть упразднены как в армии, так и в тылу, кроме самых низовых, но и их права должны ограничиваться хозяйственной деятельностью-3) «Декларация прав солдата» пересматривается и дополняется «Декларацией обязанностей солдата»; 4) дисциплина поднимается самыми решительными мерами; 5) все меры принимаемые на фронте, распространяются и на тыл; 6) дисциплинарные права начальствующих лиц восстанавливаются.

История России. 10 класс. Рабочая тетрадь.