История России. 10 класс. Часть 1. Горинов М.М., Данилов А.А. и др.

Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире.

История России. 10 класс. Часть 1. Горинов М.М., Данилов А.А. и др.

 

Описание учебника

Часть 1.
Как работать с учебником 4
Введение 5
Глава I. Россия в годы «великих потрясений» 9
§ 1. Россия и мир накануне Первой мировой войны 10
§ 2. Российская империя в Первой мировой войне 16
§ 3. Великая российская революция: Февраль 1917 г 27
§ 4. Великая российская революция: Октябрь 1917 г 36
§ 5. Первые революционные преобразования большевиков 44
§ 6. Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм 51
§ 7. Гражданская война 58
• Революция и Гражданская война на национальных окраинах. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности 70
§ 8. Идеология и культура периода Гражданской войны 78
Глава II. Советский Союз в 1920—1930-х гг 89
§ 9. Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу 90
§ 10. Экономика нэпа 95
§ 11. Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг 102
§ 12. Политическое развитие в 1920-е гг 108
§ 13. Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг 115
§ 14. Культурное пространство советского общества в 1920-е гг 120
§ 15. «Великий перелом». Индустриализация 123
§ 16. Коллективизация сельского хозяйства 135
§ 17. Политическая система СССР в 1930-е гг 142
• Советская национальная политика в 1930-е гг. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности 148
§ 18. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг 155
§ 19. СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг 167
РОССИЯ И МИР НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Каково было международное положение России в конце XIX — начале XX в.? Какие цели преследовала Россия, вступая в Первую мировую войну?
1. Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений. К началу XX в. произошли коренные изменения в расстановке сил на международной арене. Это было связано с темпами мирового экономического развития. Если в середине XIX в. ведущей промышленной страной мира была Англия, то теперь по объёму производства продукции тяжёлой промышленности её обогнала Германия. По темпам ежегодного промышленного роста мировым лидером стала Россия.
Индустриальный рост привёл к усилению территориальной экспансии. Завершился колониальный раздел Африки. Усилилось проникновение ведущих мировых держав в Китай, на Ближний и Средний Восток. С конца XIX в. Германия, «опоздавшая» к основному разделу колоний, усилила своё влияние в мире. Угрожая войной Китаю, она добилась права аренды порта Циндао и сделала сферой своего влияния обширные китайские земли. На Тихом океане Германия приобрела у Испании Каролинские, Марианские острова и архипелаг Палау. Ещё раньше она овладела восточной половиной Новой Гвинеи. Захватив колонии в Восточной и Западной Африке, Германия стремилась к созданию под своим господством «Срединной Африки», посягая на территории, принадлежавшие в то время Франции, Англии, Бельгии, Португалии.
Однако к самому серьёзному столкновению интересов ведущих европейских держав привела активность Германии в Османской империи. Германия объявила об участии в экономической и политической модернизации Турции, направив туда огромные инвестиции. Основным проектом стало строительство Багдадской железной дороги из Берлина через Стамбул в Багдад. Предполагалось, в частности, что немцам будет передана для хозяйственного освоения полоса шириной 20 км вдоль всей магистрали. Эти планы вызвали серьёзную тревогу во Франции (вложившей большие капиталы в турецкую экономику), в Англии (видевшей в этом угрозу для своих владений в Египте, Индии и на Среднем Востоке) и России (которая вывозила через Босфор и Дарданеллы в Европу почти 90 % своего хлеба). Ситуация вокруг Багдадской железной дороги подтолкнула Францию, Россию и Англию к дальнейшему сближению.
2. Военно-политические блоки. В начале XX в. завершилось формирование двух военно-политических союзов. Созданные ещё в XIX в. Тройственный и франко-русский союзы имели большое значение в расстановке военно-политических сил в Европе. Но многое зависело от того, на чьей стороне выступит Англия. Стремительное усиление Германии заставило Англию перейти от традиционного исторического противостояния с Францией и Россией к союзу с ними. В 1904 г. было заключено соглашение между Францией и Англией, которое урегулировало колониальные споры между ними в Америке, Африке и Азии.
Россия, ослабленная Русско-японской войной и революцией 1905—1907 гг., согласилась пойти на союз со своим давним соперником — Великобританией. В 1907 г. в Петербурге было подписано русско-английское соглашение об урегулировании спорных вопросов. Россия и Англия признали Тибет частью Китая (Англия вывела оттуда свои войска по настоянию России). В свою очередь Россия признавала протекторат Англии над Афганистаном. Персия была разделена на сферы влияния — российскую на севере и английскую на юге, а центральная часть страны объявлялась нейтральной. Заключение русско-английского соглашения завершило формирование Антанты.
3. Новые средства военной техники и программы перевооружений. Надвигавшаяся война была первой масштабной войной индустриальной эпохи. Ей предшествовало изобретение новых видов военной техники и средств массового поражения.
В 1880-х гг. американцем X. С. Максимом был изобретён первый скорострельный пулемёт. Новое оружие позволяло значительно усилить интенсивность ведения огня. В 1864 г. была спущена на воду американская подводная лодка. В 1908 г. состоялся спуск на воду первой в мире подводной лодки с дизельным двигателем. Это была российская «Минога». Скрытность перемещений и наличие торпедного вооружения делали подводный флот мощным оружием против любых надводных судов.
В 1903 г. поднялся в воздух первый самолёт. Это был «Фла-ер» американцев братьев Райт. В 1910 г. состоялись первые полёты русских самолётов трёх различных конструкций. Одну из них разработал молодой авиаконструктор Игорь Сикорский. В декабре 1913 г. он создал первый и самый большой в мире самолёт-бомбардировщик «Илья Муромец».
Во второй половине XIX в. началось создание и боевое применение бронепоездов. В 1872 г. в США была изобретена колючая проволока. Первоначально она служила для ограждений на пастбищах, но с конца XIX в. её стали использовать в военных целях. Началась разработка химического оружия, ставшего первым видом оружия массового поражения.
Николай II и его свита осматривают самолёт «Илья Муромец»
С помощью дополнительной литературы и Интернета составьте список впоследствии использовавшихся в военных целях научных достижений и изобретений российских учёных.
Страны, входившие в военно-политические союзы, принимали одну за другой программы перевооружения своих армий и флотов, чтобы быть максимально подготовленными к будущей войне. Главным направлением гонки вооружений было строительство и модернизация военно-морского флота. Самым мощным и многочисленным был в это время военный флот Англии. В конце XIX в. Германия приняла военно-морскую программу, целью которой было превзойти англичан. Те в ответ приняли план модернизации флота, рассчитанный на строительство качественно новых сверхтяжёлых кораблей, вооружённых крупнокалиберными орудиями. В 1906 г. был спущен на воду английский линкор нового типа «Дредноут». В отличие от своих предшественников, он был вооружён лишь орудиями большого калибра, способными сокрушить не только корабли противника, но и его береговые укрепления. Появление кораблей нового типа произвело революцию в военно-морском деле, что резко увеличивало боевую мощь флота.
В 1912 г. Россия приняла долгосрочную программу усиления Балтийского и Черноморского флотов, значительно увеличив финансирование расходов на развитие флота.
Наряду с принятием программ модернизации флотов европейские страны активно укрепляли сухопутные силы, проводили перевооружение армий. Значительное внимание уделялось развитию артиллерии — главной ударной силы армии.
Однако к началу войны военные программы Франции и России ещё не были завершены, в то время как Германия во многом осуществила реорганизацию своей армии и программу её перевооружения.
4. Предвоенные международные кризисы. Международная обстановка в начале XX в. была напряжённой, сползание мира к войне — постепенным. Два марокканских кризиса (1905—1906, 1911) едва не привели к франко-германской войне. Аннексия Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины спровоцировала Боснийский кризис 1908—1909 гг. В 1911 г.
Российский и германский императоры Николай II и Вильгельм II беседуют с солдатами русского пехотного полка. 1912 г.
Италия объявила войну Турции и вскоре оккупировала Три-политанию (Ливию) и архипелаг Додеканес в Эгейском море. Впервые в истории в военных целях итальянцами были применены авиация, радиосвязь, бронемашины. Германии пришлось выбирать между двумя союзниками. Предпочтение было отдано Турции, где интересы Германии носили стратегический характер. Это привело к началу распада Тройственного союза.
Обнаружившаяся в ходе итало-турецкой войны слабость турецкой армии привела к первой Балканской войне (1912— 1913), закончившейся поражением Турции и утратой ею почти всех европейских территорий в пользу стран Балканского союза (Болгарии, Греции, Сербии, Черногории). В ходе второй Балканской войны (1913) расстановка сил на Балканах изменилась. Румыния отказалась от сотрудничества с Тройственным союзом и сблизилась с Антантой. Болгария же примкнула к австро-германскому блоку.
Балканские войны явились самым масштабным вооружённым конфликтом в Европе после Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Обострились русско-австрийские противоречия. А усиление позиций Германии в Болгарии и Турции, претензии немцев на установление контроля над проливами Босфор и Дарданеллы создавали угрозу жизненно важным интересам России.
ИЗ ЗАЯВЛЕНИЙ ГЕРМАНСКОГО ИМПЕРАТОРА ВИЛЬГЕЛЬМА II. 1914 г.
Или скоро германское знамя будет развеваться над укреплениями Босфора, или меня постигнет такая же печальная судьба, как и великого изгнанника на острове Святой Елены…
Русско-прусские отношения умерли раз и навсегда! Мы стали врагами!
Если раньше соперничество великих держав проявлялось на колониальной периферии, то теперь оно оказалось перенесённым в Европу. Достаточно было лишь искры, чтобы разгорелся общеевропейский пожар.
5. Сараевский выстрел и начало войны. Поводом к началу войны стало убийство в Сараево 28 июня 1914 г. боснийским гимназистом Г. Принципом (сербом по национальности) наследника престола Австро-Венгрии эрцгерцога Фран-ца-Фердинанда. При поддержке Германии Австро-Венгрия 23 июля 1914 г., обвинив в происшедшем Сербию, выдвинула ей ультиматум. Сербия согласилась со всеми его пунктами, кроме одного, касавшегося проведения расследования австрийскими властями на её территории, но готова была продолжать обсуждение и этого пункта. Однако 28 июля Австро-Венгрия объявила Сербии войну.
Николай II обратился к императору Германии с призывом повлиять на позицию австрийцев, но результата это не дало. 30 июля 1914 г. Россия заявила, что не допустит оккупации
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Главной причиной Первой мировой войны стало стремление Германии силой оружия установить свою гегемонию в Европе и во всём мире. Англия, Франция и Россия объединили свои усилия, чтобы не допустить этого.
Сербии и начала мобилизацию. 1 августа 1914 г. Германия объявила войну России, а 3 августа — Франции. 4 августа в войну с Германией вступила Англия. Война стала не только общеевропейской, но и мировой. К концу войны в ней участвовали 38 стран, в которых проживало свыше 1,5 млрд человек. Она вошла в историю как Великая война. В России современники называли её Второй Отечественной войной.
О сравнении с какой войной свидетельствует определение «отечественная»?
Главной задачей России в начавшейся войне была борьба с растущим военно-политическим могуществом Германии, предотвращение её гегемонии в Европе и мире.
6. Планы сторон. Все основные участники Великой войны предполагали, что она будет краткосрочной и военная кампания завершится до наступления зимы.
Германский план ведения войны был составлен ещё в начале XX в. начальником Генерального штаба генералом А. фон Шлиффеном. Генерал понимал, что силы Англии, Франции и России превосходят силы Тройственного союза, поэтому предлагал, не дожидаясь проведения мобилизации армий Англии и России, нанести стремительный удар по Франции и вывести её из войны. Для обхода созданных Францией мощных приграничных оборонительных сооружений Германия планировала нанести удар по Франции с территории Бельгии, откуда его не ожидали. После быстрого разгрома Франции планировалось направить все силы против России, а затем развернуть их против Англии.
Франция и Россия планировали начать одновременное наступление на Германию как на западе, так и на востоке. Франция собиралась разместить на границе с Германией до 1,3 млн человек, а Россия — не менее 800 тыс. Однако для сокращения сроков мобилизации русской армии нужны были новые железные дороги и две колеи на уже существующих. Эти работы до начала войны завершить не удалось.
Россия исходила из задачи первоочередного разгрома Австро-Венгрии, с тем чтобы все основные силы направить на борьбу с Германией. Для этого 52 % сил предполагалось направить против Австро-Венгрии, 33 % — против Германии, а остальные 15 % сосредоточить в Прибалтике и на границе с Румынией.
Реальная ситуация скорректировала планы всех участников небывалого по масштабам военного столкновения.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какие изменения произошли в экономическом положении великих мировых держав в начале XX в.? 2. Как складывались военно-политические блоки? Каковы были цели каждого из них? 3. Что стало поводом к началу Первой мировой войны? 4. Составьте сложный план ответа по теме «Причины Первой мировой войны», используя текст параграфа и карту. 5. Начните заполнение в тетради синхронистической таблицы «Первая мировая война», выделив столбец «Участие России в Первой мировой войне».
Работаем с картой
1. Покажите на карте государства Антанты и Тройственного союза. 2. Опираясь на карту, изложите планы противоборствующих сторон.
Изучаем доку мент
ИЗ ВЫСОЧАЙШЕГО МАНИФЕСТА
…Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования.
Презрев уступчивый и миролюбивый ответ сербского правительства, отвергнув доброжелательное посредничество России, Австрия поспешно перешла в вооружённое нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда.
Вынужденные, в силу создавшихся условий, принять необходимые меры предосторожности, МЫ повелели привести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием НАШИХ подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров. …Союзная Австрии Германия… не внемля заверению НАШЕМУ, что принятые меры отнюдь не имеют враждебных ей целей, стала домогаться немедленной их отмены и, встретив отказ в этом требовании, внезапно объявила России войну.
Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную родственную НАМ страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение её среди Великих Держав. В грозный час испытаний да будут забыты внутренние распри.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Кто подписал данный Манифест? Назовите приводимые автором любые два объяснения, вынудившие перевести армию и флот России на военное положение. 2. Укажите провозглашаемую Манифестом задачу, вставшую перед Россией после объявления войны Германией. 3. Определите причины вступления России в войну, названные в Манифесте.
1. Сравните готовность к войне будущих стран-участниц. 2. Германская пресса, характеризуя страны, которые приняли участие в Первой мировой войне, писала о них: «представительница самого крайнего абсолютизма», «мать революции и гильотины», «самое старое на свете конституционное государство». Какие державы описывались таким образом? 3. «Либо один должен отказаться от владения своими колониями, либо другой. Такие вопросы в этом мире капиталистов не решаются добровольно. Это может быть решено только войной». Каким образом это суждение В. И. Ленина раскрывает выводы большевиков о причинах Первой мировой войны и её характере? Насколько обоснованными и полными они вам представляются? Напишите эссе на данную тему. 4. Первая мировая война вошла в историю как Великая война. В России её называли Второй Отечественной войной. Приведите аргументы за и против такого названия в форме статьи для газеты.
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
Какова была роль Восточного фронта в военной кампании 1914—1916 гг.?
1. Военная кампания 1914 г. С первых дней войны образовалось два фронта: Западный и Восточный. Верховным главнокомандующим русской армии стал дядя императора Николай Николаевич. При нём создавался орган высшего управления войсками — Ставка Верховного главнокомандующего.
В соответствии с планом Шлиффена немцы сразу начали наступление на Западном фронте, устремившись на Париж, пока Россия не завершила мобилизацию. Франции понадобилась срочная помощь. По приказу Ставки 1-я и 2-я русские армии (командующие П. К. Ренненкампф и А. В. Самсонов) перешли в наступление в Восточной Пруссии.
Первым крупным сражением войны стала битва при Гумбиннене 20 августа 1914 г. Немецкая 8-я армия понесла тяжёлые потери и отступила. Это была первая победа русской армии в начавшейся войне. Дорога в Восточную Пруссию была открыта. Русские войска начали преследование противника с целью его окончательного уничтожения, но из-за отставания тылов и больших потерь вскоре замедлили движение.

История России. 10 класс. Часть 1. Горинов М.М., Данилов А.А. и др.