История России. 10 класс. Часть 2. Горинов М.М., Данилов А.А. и др.

Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Значительное место уделено вопросам истории духовной жизни общества, культуры и повседневности. Главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма. Данный учебник, выходящий в трёх частях, завершает линию учебников по отечественной истории.

История России. 10 класс. Часть 2. Горинов М.М., Данилов А.А. и др.

 

Описание учебника

Часть 2.
Глава III. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг 3
§ 20. СССР накануне Великой Отечественной войны … 4
§ 21. Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 — ноябрь 1942 г.) 11
§ 22. Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома 24
§ 23. Человек и война: единство фронта и тыла 35
§ 24. Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942—1943 г.) 45
• Народы СССР в борьбе с фашизмом. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности 51
§ 25. Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны 56
• Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности 67
Глава IV. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг 73
§ 26. Место и роль СССР в послевоенном мире 74
§ 27. Восстановление и развитие экономики 79
§ 28. Изменения в политической системе в послевоенные годы 86
§ 29. Идеология, наука и культура в послевоенные годы 92
• Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности 98
§ 30. Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны» 103
• Послевоенная повседневность. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности 108
§ 31. Смена политического курса 114
§ 32. Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х — середине 1960-х гг 120
§ 33. Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг 128
§ 34. Политика мирного сосуществования в 1950-х — первой половине 1960-х гг 137
§ 35. Политическое развитие в 1960-х — середине 1980-х гг 142
§ 36. Социально-экономическое развитие страны в 1960-х — середине 1980-х гг 148
• Национальная политика и национальные движения
в 1960-х — середине 1980-х гг. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности 156
§ 37. Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. 162
§ 38. Политика разрядки международной напряжённости 170
СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Насколько был готов СССР к войне в 1941 г.?
Красный флаг над Выборгом. Художник М. Б. Храпковский (участник боёв). 1940 г.
1. Советская внешняя политика на начальном этапе Второй мировой войны. 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Англия и Франция объявили войну Германии. Так началась самая кровавая в мировой истории война. 17 сентября, когда польское правительство уже покинуло территорию страны, части Красной Армии получили приказ пересечь западную границу и освободить территории Западной Украины и Западной Белоруссии. Советские войска практически не встретили сопротивления. Польские военнослужащие в массовом порядке сдавались в плен на востоке. Судьба их сложилась по-разному, для многих трагически. Тысячи польских офицеров были позднее расстреляны в Катынском лесу под Смоленском.
28 сентября между СССР и Германией был заключён новый договор «О дружбе и границе», определивший прохождение общей границы между двумя странами.
В октябре 1939 г. в западных областях Украины и Белоруссии прошли выборы в Народные собрания, которые провозгласили советскую власть и обратились с просьбой к Верховному Совету СССР принять их в состав Советского Союза. В ноябре 1939 г. новые области законодательно были включены в состав УССР и БССР.
Осенью 1939 г. СССР предложил Эстонии, Латвии и Литве заключить договоры о взаимопомощи. В них содержались положения о размещении войск Красной Армии на территории этих государств. В течение октября—ноября 1939 г. такие соглашения были заключены.
Аналогичный договор СССР предложил заключить и Финляндии. Советская сторона, ссылаясь на необходимость обеспечения своей безопасности, предлагала финнам передвинуть
государственную границу от Ленинграда и передать в аренду военно-морскую базу на полуострове Ханко. В качестве компенсации предлагалось передать Финляндии значительную часть территории Карелии. После отказа финской стороны уступить советское руководство приняло решение об использовании военной силы.
30 ноября 1939 г. началась советско-финляндская война. Части Красной Армии начали военные действия против Финляндии в расчёте на быструю победу. Однако война приняла затяжной характер. Армия Финляндии оказала ожесточённое сопротивление. В течение двух ме-
щшшш
сяцев Красная Армия не могла преодолеть мощную систему укреплений — линию Маннергейма. Только после сосредоточения мощной группировки удалось сломить сопротивление противника. В марте 1940 г. был подписан мирный договор, в соответствии с которым граница была отодвинута от Ленинграда на 120—150 км, полуостров Ханко передавался в аренду на 30 лет.
Советские потери в войне были велики. 126,9 тыс. убитых (почти в 3 раза больше, чем потери финской армии), 248 тыс. раненых, контуженных и обмороженных (почти в 6 раз больше). Германское командование после этой войны уверовало в слабость Красной Армии, что также подтолкнуло его к разработке агрессивных планов в отношении СССР.
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГИТЛЕРА НА СОВЕЩАНИИ ВЫСШЕГО КОМАНДОВАНИЯ ВЕРМАХТА 23 НОЯБРЯ 1939 г.
Россия сейчас не опасна. Она сегодня ослаблена многими внутренними процессами. Кроме того, у нас есть договор с Россией. Договоры, однако, соблюдаются только до тех пор, пока они соответствуют целям… Мы сможем выступить против России только тогда, когда будем свободны на Западе.
Советский Союз понёс также определённые политические потери. В декабре 1939 г. он был исключён из состава членов Лиги Наций.
В июне 1940 г. СССР под предлогом враждебной деятельности в отношении гарнизонов советских войск в прибалтийских государствах потребовал формирования в них новых правительств. Проведённые парламентские выборы привели к победе прокоммунистических сил и формированию народных правительств, которые обратились с просьбой принять их в состав СССР. В августе 1940 г. Латвия, Литва и Эстония стали советскими социалистическими республиками.
В июне 1940 г. под давлением СССР Румыния передала ему контроль над Бессарабией и Северной Буковиной. В августе 1940 г. была образована Молдавская ССР, а Северная Буковина вошла в состав УССР.
Несмотря на начавшуюся Вторую мировую войну и события в соседних государствах, СССР не прекратил диалога с Англией, Францией и США. Английский премьер-министр У. Черчилль добивался от СССР дружественного нейтралитета в на-
Жители Кишинёва поднимают красный флаг в честь вступления в Бессарабию частей Красной Армии. 1940 г.
чавшейся войне. При этом он заявлял, что Англия окажет помощь СССР в случае агрессии против него Германии. СССР рассчитывал также на английское влияние на Турцию с целью того, чтобы в возможной войне СССР с Германией она сохраняла нейтралитет.
С ноября 1939 г. начались контакты высших руководителей СССР и США. Поражение англо-французской коалиции в июне 1940 г., выведение из войны Франции, обострение американо-японских отношений заставили США пойти на активизацию отношений с СССР. В начале 1941 г. США заявили советским представителям, что будут готовы оказать помощь СССР, если он станет жертвой германской агрессии.
Продолжались и контакты СССР с лидерами Германии, Японии, Италии. Их целью было максимально возможное сдерживание от готовящейся войны против СССР. В ноябре 1940 г. состоялся визит в Берлин В. М. Молотова. Важным успехом советской дипломатии стало заключение в апреле 1941 г. договора о нейтралитете с Японией.
В апреле—июне 1941 г. Черчилль неоднократно предупреждал Сталина о готовящемся нападении Германии на СССР. Но после перелёта в Англию заместителя А. Гитлера Р. Гесса недоверие Сталина к англичанам лишь усилилось. Он считал предупреждения Черчилля большой провокацией.
2. Форсирование военного производства и освоения новой военной техники. Начавшаяся Вторая мировая война повлияла на выполнение планов третьей пятилетки. Подготовка к возможной войне стала основой развития экономики. К весне 1941 г. продукция оборонной промышленности выросла в 2,8 раза. До начала войны было построено 3 тыс. промышленных предприятий. Из общей суммы капиталовложений в 1940 г. более 50 % было направлено на оборонные стройки и предприятия. Для повышения специализации производства Наркомат оборонной промышленности в 1939 г. был разделён на наркоматы авиационной промышленности, вооружений, боеприпасов и судостроительной промышленности. Расширялось количество оборонных заводов, в том числе и заводов-дублёров на востоке страны. В 1939 г. насчитывалось 17 авиастроительных заводов, а к лету 1941 г. — 24. Оборонные заказы размещались на тысячах предприятий, вплоть до фабрик музыкальных инструментов и заводов детских игрушек. В 1940 г. из гражданских ведомств в оборонные наркоматы было передано 40 заводов. Производство танков с 1940 г. начали осваивать Сталинградский и Челябинский тракторные заводы. Для более быстрого создания, проведения испытаний и внедрения в производство новых образцов военной техники и вооружения возрастает количество научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро (КБ). В предвоенные годы возникли ОКБ под руководством талантливых конструкторов А. И. Микояна, С. А. Лавочкина, П. О. Сухого, М. И. Гуревича и др. Началось серийное производство истребителей МиГ-1, МиГ-3, Як-1, штурмовика Ил-2, скоростного бомбардировщика СБ. К 1939 г. появились новейшие конструкции танков. К ним относились средний танк Т-34 (М. И. Кошкин и др.), тяжёлый танк KB (Ж. Я. Котин).
Однако серийное производство новых образцов вооружений задерживалось. Неблагополучно было положение с производством автоматов, зенитной и противотанковой артиллерии, сократился выпуск ручных и станковых пулемётов. Два года не могли запустить в серийное производство реактивные снаряды М-13 для миномётной установки, получившей в дальнейшем название «катюша». Процесс перевооружения армии и флота на новые образцы техники танк т-34 планировалось завершить только в 1942 г.
3. Реорганизация Красной Армии. 1 сентября 1939 г. был принят закон о всеобщей воинской обязанности. Его принятие свидетельствовало о начале реформы вооружённых сил, переходе к кадровой системе комплектования. Призывной возраст снижался с 21 года до 19 лет, что позволяло призвать на службу дополнительно два возраста. 2 сентября 1939 г. Совнарком СССР принял постановление об увеличении более чем в 3 раза количества стрелковых дивизий (с 51 до 173).
Руководством страны были проанализированы ошибки и неудачи военных действий Красной Армии в ходе советско-финляндской войны. Был снят с должности нарком обороны маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов и в мае 1940 г. назначен С. К. Тимошенко. На руководящие должности были выдвинуты командиры, зарекомендовавшие себя в ходе военных действий у реки Халхин-Гол и «зимней» войны с Финляндией.
Боеспособность Красной Армии во многом зависела от уровня подготовки военных кадров, а в ней ощущался явный недостаток командиров. Это объяснялось как проходившей реорганизацией, которая привела к резкому увеличению числа воинских частей, так и бурным ростом численности вооружённых сил в стране. Накануне войны численный состав армии превышал 5 млн человек. Произошло значительное увеличение сети военных учебных заведений. В 1941 г. подготовку кадров вели 15 военных академий, 203 средних военных училища и другие учебные заведения. В 1939 г. были назначены на новые должности более 240 тыс. человек (69 % всего командного состава). Возрос образовательный уровень командного состава. Среди них высшее военное образование имели в 1941 г. 52 %. Однако опытных командных кадров было явно недостаточно. К началу 1940 г. до 70% командиров полков и свыше 70% командиров дивизий находились в этой должности менее года. Это явилось во многом следствием репрессий 1937—1938 гг., когда было арестовано более 9,5 тыс. командиров, 434 человека в звании комбригов и выше были расстреляны. В центральном аппарате наркомата обороны были расстреляны 8 заместителей наркома обороны, 24 начальника управлений. Правда, в 1939—1941 гг. были освобождены и восстановлены в должности около 4 тыс. военнослужащих.
Определённые просчёты были допущены в организационном строительстве танковых войск. В 1939 г. механизированные корпуса были расформированы исходя из опыта войны в Испании. После советско-финляндской войны и действий германской армии во Франции было принято решение о создании шести танковых корпусов, которые стали называть механизированными. В начале 1941 г. принимается решение о формировании ещё 20 механизированных корпусов. Для их комплектования были использованы все танковые бригады и отдельные танковые батальоны Красной Армии. В результате полностью укомплектовать корпуса не удалось, а пехотные части лишились танковой поддержки.
В отличие от вооружённых сил Германии (вермахта) советские военно-воздушные силы не были максимально централизованы, а находились в подчинении фронтов, армий, флотов.
Таким образом, реорганизация, проводившаяся в Красной Армии, не была завершена, что снижало её боеспособность.
4. Укрепление трудовой и производственной дисциплины. Накопившиеся кризисные явления в экономике негативно влияли на промышленное производство. Повышение норм выработки, низкая заработная плата приводили к текучести рабочей силы, которая была характерна для многих предприятий.
26 июня 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О переходе на 8-часовой рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Рабочий день увеличивался на один час. Вместо 6-дневной рабочей недели (5 рабочих дней и выходной) вводилась семидневная рабочая неделя (6 рабочих дней и выходной). Сверхурочные работы стали обязательными. Рабочие закреплялись по месту своей трудовой деятельности, для перехода с одного места работы на другое требовалось разрешение дирекции предприятия. Предусматривалась уголовная ответственность за самовольный уход с предприятия и прогул без уважительных причин. Это был достаточно жёсткий указ, но он выполнялся в течение нескольких месяцев, а затем дирекция, отвечавшая за выпуск продукции, находила различные формы смягчения этого указа. Например, штрафы компенсировались выплатами премиальных.
Руководители промышленных наркоматов могли перемещать инженерно-технических работников, административный персонал и рабочих с одного предприятия на другое в разные районы страны, причём работники не имели права отказаться от выполнения этого приказа. Для всех работников вводились трудовые книжки, в которых регистрировались сведения о поступлении на работу, увольнениях и причинах, их обусловивших.
В июле 1940 г. был принят указ об ответственности за выпуск недоброкачественной некомплектной продукции. К уголовной ответственности привлекались уже директора предприятий, начальники отделов и цехов.
В целях обеспечения промышленности квалифицированной рабочей силой 2 октября 1940 г. последовал указ «О государственных трудовых резервах СССР», который предусматривал создание ремесленных, железнодорожных и фабрично-заводских училищ. Планировался ежегодный выпуск около миллиона квалифицированных рабочих. Ужесточение трудовой дисциплины коснулось и учащихся. Указом от декабря 1940 г. предусматривалась уголовная ответственность, вплоть до заключения в колонию сроком до года, за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училища.
5. Военно-патриотическое воспитание населения. В 1938 г. Сталин говорил, что весь народ необходимо держать в состоянии мобилизационной готовности перед лицом военной опасности. Широкое развитие в те годы получила деятельность оборонно-массовых организаций Осоавиахима, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и др. В конце 1930-х гг. Осоавиахим превращается в мощную военизированную организацию, его основной задачей стала допризывная подготовка и подготовка резерва армии и флота. Общество стало представлять собой государственный орган, деятельность которого находилась под строгим контролем партии, правительства и армии. В рядах организации к осени 1939 г. находилось более 10 млн человек.
В кружках Осоавиахима велась подготовка стрелков, телефонистов-морзистов, лётчиков и кавалеристов и т. д. В системе противовоздушной и противохимической обороны только за 1939 г. прошли обучение около 8 млн человек. В обществе Красного Креста и Красного Полумесяца основы медицинской подготовки проходили в основном девушки.
Только за 1938—1939 гг. около 2,5 млн человек сдали нормы ГТО и БГТО («Будь готов к труду и обороне»). Крупной материальной базой располагали спортивные общества. К концу 1939 г. в стране было 62 тыс. физкультурных коллективов, объединявших 5 млн человек. В начавшейся войне военная подготовка населения сыграла свою большую положительную роль.
Парад советских физкультурников в Москве на Красной площади
В пропагандистской работе ставилась цель сформировать у советских людей убеждение, что война будет носить только наступательный характер, вестись на чужой территории. Другие варианты не рассматривались. В художественной литературе, в периодической печати, в кинематографе, в стихах и песнях прославлялись доблесть и сила Красной Армии.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какие мероприятия проводились для первоочередного развития отраслей оборонной промышленности? 2. Какие международные договоры и соглашения были заключены СССР накануне Великой Отечественной войны? 3. Почему война с Финляндией приобрела затяжной характер? 4. Назовите основные направления реорганизации Красной Армии. 5. Как руководство страны укрепляло трудовую дисциплину и пополняло ряды рабочего класса?
Благодаря последовательной и прагматичной внешней политике советскому руководству удалось почти на два года отсрочить вступление СССР в войну (и соответственно лучше подготовиться к ней), а также создать предпосылки для формирования в будущем антигитлеровской коалиции. Форсированный рост военного производства накануне войны, несмотря на «перегрев» промышленности, создал предпосылки для последующего быстрого перевода экономики страны на военные рельсы. Хотя в полной мере мирная передышка 1939—1941 гг. использована так и не была.
Работаем с картой
1. Покажите на карте изменения в национально-государственном устройстве СССР 1939—1941 гг. 2. Покажите западные границы СССР к июню 1941 г.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Сформулируйте в виде тезисов основные задачи, стоявшие перед руководством СССР в 1939—1941 гг. Как решались эти задачи? 2. Какие недостатки в боевой подготовке Красной Армии выявила война с Финляндией? Как полученный боевой опыт повлиял на реорганизацию вооружённых сил СССР? 3. Расскажите об изменениях в национально-государственном устройстве СССР накануне войны. Как сказалось расширение западных границ на обороноспособности нашей страны? 4. В чём вы видите значение военно-патриотического воспитания молодёжи для укрепления обороноспособности страны? 5. Охарактеризуйте внешнюю и внутреннюю политику СССР в начале Второй мировой войны. 6. Прослушайте исполнение известной советской песни братьев Покрасс и В. И. Лебедева-Кумача «Если завтра война». Опираясь на исторические факты и аргументы, дайте анализ текста песни и оцените готовность СССР, советского народа к войне.
ИСТОРИКИ СПОРЯТ
Сталинская стратегия победоносной наступательной войны в 1941 г. обернулась тяжёлыми поражениями Красной Армии. Вместо «прыжка» на Запад был осуществлён «бросок на Восток».
В. Д. Данилов
Нет никаких серьёзных аргументов и фактов, способных доказать готовность СССР к наступательной войне летом 1941 г.

История России. 10 класс. Часть 2. Горинов М.М., Данилов А.А. и др.