Химия. 10 класс. Рабочая тетрадь. Габриелян О.С., Яшукова А.В.

Пособие является частью учебного комплекта по химии, основа которого учебник О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень». Рабочая тетрадь содержит большое количество заданий, которые могут быть использованы для отработки и проверки знаний, умений и навыков, закрепления основных понятий, содержащихся в учебнике.

Химия. 10 класс. Рабочая тетрадь. Габриелян О.С., Яшукова А.В.

 

Описание учебника

Введение
ПРЕДМЕТ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
1. Заполните схему 1 названиями групп веществ.
Схема 1. Классификация веществ, предложенная в IX—Хвв. арабским алхимиком Абу Бакром ар-Рази
Укажите признак классификации веществ.
Покажите на схеме 1, какие изменения были внесены в классификацию веществ в начале XIX в.
2. Запишите определения.
Природные органические соединения Искусственные органические соединения
Синтетические органические соединения
3. Дополните схему 2 названиями соединений и материалов.
Схема 2. Классификация органических соединений по происхождению
4. Запишите определения.
Органические соединения
Органическая химия
Углеводороды
5. Подчеркните формулы органических соединений. ВаС03, СН4, С02, СН3ОН, Н2С03, НС1, С4Н10, СО, С6Н6, Na2C03, С2Н5СООН, С2Н2, NH3, кнсо3, CH3NH2.
Выпишите формулы углеводородов
6. Запишите уравнение фотосинтеза, указав названия веществ.
Подчеркните формулу органического вещества.
7. Заполните таблицу 1.
Таблица 1
Сравнение органических и неорганических соединений
ПРИЗНАК ВЕЩЕСТВА
СРАВНЕНИЯ
неорганические
органические
Число известных веществ
Элементный состав веществ
Тип химической связи
Тип кристаллической решетки
Физические свойства
Продукты горения в кислороде
Проверьте себя
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Знать и понимать:
• определения понятий «природные органические соединения», «искусственные органические соединения», «синтетические органические соединения», «органическая химия», «органические соединения», «углеводороды» (задание 1);
• классификацию органических соединений по происхождению и примеры природных, искусственных и синтетических органических соединений и материалов (задание 2);
• свойства и применение некоторых органических соединений (задание 4).
Уметь определять по формулам веществ органические соединения (задание 3).
ЗАДАНИЯ
Устно сформулируйте определения понятий «природные органические соединения», «искусственные органические соединения», «синтетические органические соединения», «органическая химия », « органические соединения », « углеводороды ».
Выберите названия органических соединений и материалов: 1) природных; 2) искусственных. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название природного источника угле-
водорода:
Подчеркните формулы органических соединений. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название материала:
Объясните, почему вещества, формулы которых вы не подчеркнули, не относят к органическим соединениям.
4. Опишите свойства и применение одного органического соединения:
а) природного
б) искусственного
в) синтетического
Перечислите источники информации.
ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
1. Запишите определение.
Валентность
Сравните понятия «валентность» и «степень окисления», используя примеры:
Результаты сравнения запишите в таблицу 2.
4. Запишите в схему 3 названия типов химической связи, выделенных по признаку «кратность химической связи».
Схема 3. Кратность химической связи
5. Запишите в схему 4 примеры углеродных цепочек для веществ, образованных одинарными связями и содержащих в молекулах четыре и пять атомов углерода.
Схема 4. Типы углеродных цепочек
6. Запишите основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова.
7. Запишите определения. Молекулярная формула
Химическое строение
Структурная формула
Укажите формулы веществ, являющихся изомерами
14. Запишите сокращенные структурные формулы пяти изомеров, состав которых соответствует молекулярной формуле.
15. Перечислите причины многообразия органических соединений.
Проверьте себя
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Знать и понимать:
• определения понятий «валентность», «химическое строение», «молекулярная формула», «структурная формула», «гомологический ряд», «гомологи», «изомеры», «изомерия» (задание 1);
• валентность химических элементов углерода, водорода, кислорода, азота (задание 2);
• основные положения теории химического строения органических соединений А, М. Бутлерова (задание 3).
Уметь:
• иллюстрировать примерами основные положения теории химического строения органических соединений (задание 3);
• различать молекулярные и структурные формулы, определять углеводороды (задание 4, а);
• определять органические соединения (задание 4, б);
• составлять сокращенные структурные формулы молекул углеводородов по заданным углеродным цепочкам и определять структурные формулы, соответствующие одному веществу (задание 5, о), изомерам (задание 5,6) и гомологам (задание 5, в); • составлять структурные формулы гомологов и изомеров простейших органических соединений (задание 6).
3. Устно сформулируйте основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова, а затем письменно проиллюстрируйте их примерами.
1-е положение.
2-е положение.
3-е положение.
4. Поиграйте в «крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют:
а) молекулярные формулы углеводородов;
б) структурные формулы кислородсодержащих органических соединений.
5. Запишите сокращенные структурные формулы веществ, углеродные цепочки которых приведены в задании. Поиграйте в «крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют:
а) формулы, соответствующие одному веществу;
б) формулы изомеров;
в) формулы гомологов.
6. Запишите сокращенную структурную формулу вещества с линейной углеродной цепочкой, состав которого соответствует молекулярной формуле.
Для вещества, формулу которого вы записали, составьте сокращенные структурные формулы:
а) двух гомологов (с большим и меньшим числом атомов углерода)
б) двух изомеров
Тема 1
Углеводороды и их природные источники
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ. АЛКАНЫ
1. Запишите определение.
Алканы
2. Укажите на схеме 5 количественный состав природного газа, используя рисунок 9 учебника1.
4. Физические свойства. Укажите: а) состав алканов, имеющих газообразное, жидкое и твердое состояние при обычных условиях; б) как изменяются плотность, температуры плавления и кипения алканов с увеличением относительной молекулярной массы; в) растворимость алканов в воде и органических растворителях.
6. Гомология. Запишите молекулярную формулу метана и сокращенные структурные формулы первых трех гомологов метана. Назовите соединения.
7. Изомерия. Запишите сокращенные структурные формулы изомерных алканов, молекулы которых содержат пять атомов углерода. Назовите соединения и укажите тип изомерии.
8. Химические свойства и применение. Запишите определение. Реакция дегидрирования
Проверьте себя
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ Знать и понимать:
• определения понятий «углеводороды», «изомеры», «гомологи», «алка-ны», «радикал», «реакция дегидрирования» (,задание 1);
• общую формулу алканов (задание 2, а);
• применение метана на основе его химических свойств (задание 4);
• нахождение метана в природе (задание 5);
• правила безопасного обращения с природным или сжиженным газом (пропан-бутановой смесью) в быту (задание 6).
Уметь:
• определять принадлежность веществ к классу алканов по молекулярной формуле (задание 2, о);
• характеризовать особенности строения алканов (задание 2, б);
• называть алканы (задания 2, 3);
• различать изомеры (задание 3, а) и гомологи (задание 3, б).
Назовите вещества, формулы которых образуют выигрышные пути.
4. Установите соответствие между химическими свойствами алканов и областями применения реакций (табл. 5). Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название смеси твердых и жидких алканов, которую применяют в медицине в качестве основы для приготовления мазей.

Химия. 10 класс. Рабочая тетрадь.