ЕГЭ. Биология. Алгоритмы выполнения типовых заданий

ЕГЭ. Биология. Алгоритмы выполнения типовых заданий. Предлагаемое пособие — отличный помощник школьника в подготовке к единому государственному экзамену по биологии. Благодаря данной книге старшеклассник актуализирует свои знания по предмету, потренируется выполнять разные типы экзаменационных заданий и распределять время на выполнение всей работы, проверит, насколько он владеет научной информацией, проанализирует ошибки и выявит, на какие темы необходимо обратить особое внимание. Пособие адресовано учащимся 10—11 классов для подготовки к ЕГЭ по биологии и учителям для организации учебного процесса.

ЕГЭ. Биология. Алгоритмы выполнения типовых заданий

Описание учебника

Содержание
Введение 4
1. Биологические термины и понятия 6
2. Биология как наука 16
3. Генетическая информация в клетке 27
4. Клетка как биологическая система 32
5. Жизненный цикл клетки 40
6. Скрещивание 48
7. Организм как биологическая система 54
8. Организм как биологическая система 64
9. Многообразие организмов 71
10. Многообразие организмов 93
11. Многообразие организмов 104
12. Организм человека 113
13. Организм человека 129
14. Организм человека 134
15. Эволюция живой природы 139
16. Эволюция живой природы 158
17. Экосистемы и присущие им закономерности 168
18. Экосистемы и присущие им закономерности 180
19. Общебиологические закономерности 188
20. Общебиологические закономерности 192
21. Биологические системы и их закономерности 199
22. Применение биологических знаний в практических ситуациях 209
23. Анализ графического изображения 212
24. Анализ биологической информации 218
25. Применение знаний о человеке и многообразии организмов 223
26. Применение знаний об эволюции и экологии в практических ситуациях 226
27. Задачи по цитологии 228
28. Задачи по генетике 232
Ответы 244

Ответом к заданиям 1-21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ N9 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
1. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Ответ
2. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод Применение метода
? Определение количества гемоглобина в крови
Близнецовый Изучение влияния факторов среды и генотипа на формирование признаков
Ответ
3. В половой клетке пшеницы 21 хромосома. Какой набор хромосом имеют соматические клетки этого растения? В ответе запишите только количество хромосом.

Ответ __.
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для животной клетки не характерно наличие
1) хлоропластов
2) рибосом
3) целлюлозной клеточной стенки
4) оформленного ядра
5) вакуолей с клеточным соком
6) митохондрий
Ответ:
5. Установите соответствие между характеристикой и типом деления клеток, к которому ее относят.
Характеристика Тип деления клетки
A) между гомологичными хромосомами происходит обмен генами Б) образуются дочерние клетки, идентичные материнской B) деление лежит в основе почкования кишечнополостных животных Г) деление лежит в основе вегетативного размножения Д) гомологичные хромосомы отходят к разным полюсам клетки Е) гомологичные хромосомы конъюги-руют друг с другом 1) митоз 2) мейоз
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ’.
А Б в г д Е
295
6. Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках амебы на подготовительном этапе энергетического обмена, в процессе гликолиза и в процессе дыхания при окислении фрагмента молекулы гликогена, состоящего из 12 остатков глюкозы? Ответ запишите в виде последовательности цифр, в порядке их убывания.
Ответ __.
7. Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме трех, используются для описания комбинативной изменчивости. Найдите три характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) приводит к изменению генов
2) является ненаследственной изменчивостью
3) возникает в результате полового размножения
4) возникает в результате вегетативного размножения
5) проявляется в генотипическом разнообразии особей
6) повышает выживаемость вида в изменяющихся условиях его существования
Ответ:
8. Установите соответствие между зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, и структурами’организма, которые из них разви-
— ваются. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Структуры организма Зародышевые листки
A) эпидермис кожи, ногти, волосы Б)головной мозг B) эпителий пищеварительного тракта Г) печень и поджелудочная железа Д)эмаль зубов 1)эктодерма 2)энтодерма
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г д
9. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для низших растений характерны следующие признаки
1) имеют вегетативные и генеративные органы
2) тело представляет собой таллом, или слоевище
3) имеют разнообразные ткани
4) обычно живут в водной среде
5) включают одноклеточные организмы
6) имеют цветки и плоды
Ответ:
10. Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен.
Признак Класс
A) наличие среднего уха Б) отсутствие ребер B) наличие чешуи Г) наличие конечностей Д) двухкамерное сердце Е) отсутствие легких 1) Земноводные 2) Рыбы
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д Е

11. Укажите последовательность явлений и процессов, происходящих при биосинтезе белка. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) образование пептидной связи
2) синтез молекулы иРНК на ДНК
3) связывание молекулы иРНК с рибосомой
4) поступление молекулы иРНК из ядра в цитоплазму
5) процесс терминации
6) взаимодействие тРНК с аминокислотой метионином, с бел-ково синтезирующим комплексом (рибосомой и иРНК)
Ответ:
12. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Подкожная жировая клетчатка выполняет функцию
1) хранения генетической информации
2) запасающую
3) терморегуляторную
4) пищеварительную
5) защитную
6) выделительную
Ответ:
13. Установите соответствие между отделом пищеварительного канала и процессом пищеварения, который в нем происходит.
Процессы пищеварения Отделы пищеварительного канала
A) механическая обработка пищи Б) первичное расщепление углеводов B) уничтожение микроорганизмов соляной кислотой Г) переваривание белков Д) образование пепсина Е) склеивание пищи в комок 1) ротовая полость 2) желудок
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д Е

14. Укажите последовательность кровеносных сосудов, по которым проходит кровь в малом круге кровообращения. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) правый желудочек
2) капилляры легких
3) легочная артерия
4) легочная вена
5) левое предсердие
Ответ:
15. Известно, что австралийская ехидна — яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов и муравьев своим длинным языком. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Ехидна весит до 5 кг и имеет размеры до 50 см.
2) Ехидну впервые описали в 1792 году, ошибочно причислив к муравьедам.
3) Первую ехидну обнаружили в муравейнике, где она своим длинным липким языком, вытягивающимся на 18 см из узкой вытянутой морды, ловила муравьев.
4) Передние лапы ехидны укорочены, пальцы снабжены мощными плоскими когтями, приспособленными для разламывания стенок термитников и рытья земли.
5) Ехидна перемещает яйцо из клоаки в выводковую сумку, где имеются млечные железы без сосков, поэтому детеныши слизывают молоко с шерсти матери.
6) При опасности ехидна сворачивается в шар, пряча живот и выставляя наружу колючки.
Ответ:
16. Установите соответствие между признаком моллюска большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен.
Признаки моллюска Критерий вида
A) органы чувств — одна пара щупалец Б) коричневый цвет раковины B) населяет пресноводные водоемы Г) питается мягкими тканями растений Д) раковина спирально закручена 1) морфологический 2)экологический
Запищите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ’.
А Б В Г д

17. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К устойчивым экосистемам относятся:
1) вишневый сад
2) картофельное поле
3) таежный лес
4) смешанный лес
5) пшеничное поле
6) березовая роща
Ответ:
18. Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой они относятся.
Характеристика организмов Функциональная группа
A) синтезируют органические вещества из неорганических Б) являются сапротрофами B) разлагают органические вещества до минеральных Г) питаются готовыми органическими веществами Д) в клетках содержа-^ пигменты для фотосинтеза Е) поглощают из окружающей среды углекислый газ 1) продуцент 2) редуцент
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г д Е

19. Установите геохронологическую последовательность возникновения групп живых организмов на Земле. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Пресмыкающиеся
2) Зеленые водоросли
3) Цветковые растения
4) Земноводные
5) Круглые черви
6) Рыбы

Предложения интернет-магазинов